Готовность ребенка к школе.

(11 голоса, среднее 3.55 из 5)



Готовим детей к школе.

Из опыта работы по организации деятельности с детьми дошкольного возраста в детском саду.

Приоритетным направлением реализации преемственности дошкольного образования является формирование готовности дошкольников к обучению в школе.

Обучение в школе требует поиска новых подходов к решению проблемы преемственности, помогает успешному решению задач непрерывного образования на первых этапах: в дошкольном учебном заведении и начальной школе. Планируя формы взаимосвязи дошкольного учреждения и начальной школы, необходимо ориентироваться на то, чтобы переход к школьной жизни стал безболезненным продолжением гармоничного и радостного дошкольного детства. Подойти к этому нужно творчески с определенным багажом знаний.

Готовность к школе рассматриваем как комплексную характеристику-мотивационную, социальную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, физическую готовность.

Мотивационная готовность

Воспитание ребенка дошкольного возраста в плане подготовки к школе направлена ​​на формирование положительного отношения к обучению в школе. Очень тревожно, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Поэтому наши педагоги формируют представление о школе, положительное отношение к учителям, обучение. С этой целью воспитатели проводят беседы «Что такое школа?», «Чему учат в школе?", Раскрывают секреты слов, имеющих отношение к школе (карандаш, ручка, тетрадь, школьная парта), вместе с детьми рассматривают иллюстрации о школе. Приобретенные знания будущие школьники с радостью отражают в сюжетно-ролевых играх «Школа», «Семья».

Социальная готовность

Социальная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. В формировании социальной готовности помогают игровые упражнения, игры «Знакомство», «Кто мой друг», «Поздоровайся», в ходе которых дети общаются между собой, организуют совместную деятельность, согласовывают свои действия с партнерами, мобилизуются на преодолении трудностей, проявляют ответственность.

Интеллектуальная готовность

В плане интеллектуальной готовности важно, чтобы ребенок до школы была умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе, умении читать и считать. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.

Поскольку природа-источник жизнедеятельности человека, контакт с природной средой ребенка начинается с раннего возраста. Природа оставляет свой след в душе так, что она всесторонне влияет на все ее чувства. Все новое в природе вызывает у ребенка большой интерес. Своей яркостью, разнообразием, новизной природа влияет на ребенка, вызывает у него желание больше узнать, что способствует развитию логики мышления и четкости и красоты речи.

Для успешной организации работы по интеллектуальному развитию дошкольников при подготовке к школе было оформлено проекты: инновационный по проблеме «Формирование логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой» и образовательный «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста используя элементы ТРИЗ в процессе ознакомления с природой ».

Для реализации проблемы интеллектуальной подготовки детей к школе была создана предметно-развивающая среда: оформленные экологические уголки и познавательной деятельности, куда вошли эколого-познавательные развивающие игры. Признали эффективными формами работы с детьми уроки мышления в природе, наблюдения, поисково-исследовательская трудовая деятельность.

Поисково-исследовательская деятельность имеет огромное значение для будущего успешного обучения в школе. Ведь во время опыта при ознакомлении с объектами природы дети анализируют условия внешней среды и характерные свойства объектов природы и на основании этого анализа самостоятельно выясняют, какие процессы происходят с этими объектами в природе. При этом они расширяют и уточняют знания о свойствах объектов природы, их сменяемость, условии, при которых одни свойства переходят в другие и т.д.. Как следствие, в результате проведения опытов у детей формируются научные представлений  о явлениях, происходящих в природе. Кроме этого у них развивается аналитико-синтетическая деятельность, которая является основой учебной деятельности.

Интерактивными методами активизации мышления ребенка оказались элементы ТРИЗ: поиск ассоциаций, сравнение, моделирование, творческое конструирование, обобщения.

Важно, чтобы ребенок шел в школу здоровым.

Заботясь о физическом здоровье детей в течение дня чередуем разные виды деятельности детей по степени подвижности, объем двигательной активности составляет 4-4,5 часа в день. Утренняя гимнастика, занятия физкультурой, спортивные соревнования, организация подвижных игр, пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня способствует развитию ребенка.

Организация работы по развитию мышления осуществляется на принципах доступности, достоверности, системности, в интеграции видов деятельности используя творчески - игровой метод. Сущность творчески-игрового метода состоит в решении познавательных задач, поставленных в интересной для ребенка форме. Сказочный герой Сова-символ мудрости, представитель живой природы. Мудрая Сова присутствует на занятиях, вместе с детьми путешествует по экологической тропе, предлагает задачки на удивление на уроках мышления в природе, наблюдает за явлениями и объектами природы. Сказочный герой Чиполлино гостеприимно принимает детей в стране овощей и фруктов, с помощью которых дети выполняют математические операции. Веселая Капелька и Капитошка учат детей ухаживать за комнатными растениями по схеме, использовать математические понятия во время наблюдения за ними.

Природа не только побуждает к развитию познавательных процессов у детей, она воспитывает эстетические чувства. В работе с природным материалом дети воспроизводят разные узоры, рисунки, делают поделки.

Рассматривая природный материал шишки, листочки, каштаны у детей развивается фантазия, воображение.

Общение с природой развивает творческие способности у детей. Особое внимание уделяется рисованию. В изобразительной деятельности используя различные технологии рисования, развивается мелкая моторика мышц пальцев всей кисти руки, чувства восприятия цвета. Рисование помогает ребенку выразить свое настроение, глазомер, внимание, память, воспитывает аккуратность, терпение, усидчивость. Изобразительная деятельность помогает привлечь ребенка к удивительному миру искусства, развивает его фантазию и творческие способности, а в контексте изложенного материала-способствует подготовке руки ребенка к письму, освоение новой социальной роли ученика.

Особое внимание в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе уделяем речевому развитию: формированию и обогащению словаря, формирование звуковой культуры речи, формирование грамматических основ, развитие связной речи, формирование коммуникативных способностей.

Формирование и обогащения словаря происходит на занятиях речевого общения в повседневной жизни с лексическими темами «Времена года», «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные и птицы», «Семья», «Школа», «Детский сад» , «Мой город». Для расширения словарного запаса предлагаем детям пословицы, поговорки, образные выражения из произведений, обобщающие понятия. Развивая фонематический слух предлагаем детям назвать звук, которым начинается слово, или заканчивается, находить новые звуки, придумывать слова на заданный звук, делать слуховой анализ слов с помощью условных обозначений.

При знакомстве детей с буквами учим детей называть буквы, как звуки (не «эм» и «м» или «мь») сначала знакомимся с буквой, как ее можно увидеть, нарисовать, сделать из палочек, карандашей, написать букву на песке, обвести, заштриховать. Это обусловлено развитием наглядно-образного и наглядно-действенного мышления у дошкольников. Совершенствуя у детей грамматическую правильность речи учим создавать грамматические формы с помощью суффиксов (кот - котик, ручка - ручечка т.д.), побуждаем использовать в речи сравнительную степень (длинный - длиннее - самый длинный и т.д.). Для развития связной речи предлагаем детям составлять рассказ по картине, по собственному опыту, описывать предмет, переводить художественные произведения, передавать диалоги литературных героев в драматизации, настольном театре подобное.

Успешная подготовка детей к школе невозможна без сотрудничества с родителями детей, которые посещают дошкольное учреждение и не посещают. Социальный патронат семей обнаружил увеличенную отчужденность родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Родители мало общаются с детьми. В условиях социальной и экологической нестабильности под гнетом страха «не справиться» с жизнью, потерять работу, обеднеть, заболеть, родители сами становятся неуверенными, уязвимыми, эмоционально нестабильными, несведущими в вопросах подготовке ребенка к школе. В формировании компетентности родителей в вопросах психологических особенностей детей и их подготовки к школе были организованы консультации различных специалистов: психолога, медсестры, воспитателя-методиста, учителя. Родительское собрание, информация в уголке «Будущий первоклассник», которые помогут родителям ориентироваться в вопросах подготовки детей к школе.

Проблемы взрослых связаны с переходом ребенка в новую ступень жизни, если будут правильно поняты и решены учителями, воспитателями и родителями, детям будет намного легче и комфортнее вступить в новую полосу их жизни.




Похожие материалы: