Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста.
Данная статья посвящена проблеме профилактики наркозависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста, нарастающей необходимостью ведения повсеместной работы по предупреждению приобщения детей к психоактивным веществам, начиная с раннего возраста.
Эта необходимость связана с современным состоянием проблемы наркозависимости в целом по стране. Употребление детьми и подростками запрещенных веществ, представляющее серьезную угрозу нации, приобрело характер эпидемии. Так, за последние пять лет число детей и подростков, обратившихся за помощью по поводу наркотической зависимости, увеличилось в 6 раз, а по существующим прогнозам рост показателей, связанных с употреблением психоактивных веществ детьми и подростками, может продолжаться и в будущем.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. По последним данным 90% первых проб наркотических веществ приходится на возраст до 17 лет, а основная масса – на 14-15 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 10-13 лет
Установлено, что чем раньше произошло приобщение к наркотикам, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивных веществ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных программ.
Поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления психоактивными веществами предполагает приоритет профилактической работы, ведение которой должно начинаться до наступления «критического возраста» - т.е. основным объектом профилактической работы становятся дети младшего школьного возраста, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в условиях образовательных учреждений.
Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы. В частности, имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к семье ребенка и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками), способными обеспечить ведение в образовательном учреждении эффективной работы по профилактике наркозависимости.
Эффективная работа по профилактике наркозависимости в образовательном учреждении, в первую очередь, должна проводиться учителями начальных классов общеобразовательных школ, и ее содержание должно быть направлено на формирование общего представления о системе работы по профилактике наркозависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном учреждении, построенной с учетом возрастных особенностей детей, а также роли педагога в этой системе.
Усугубление наркологической ситуации, в частности тенденция к неуклонному омоложению потребителей ПАВ, требует создания целостной системы профилактики наркозависимости в образовательных учреждениях. При этом ведение профилактической работы с детьми должно начинаться до наступления «критического» подросткового возраста, т.е. в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Профилактика наркозависимости в образовательном учреждении направлена на снижение влияния факторов риска наркотизации и усиление защитных факторов. Приоритетной является позитивная профилактика наркозависимости, опирающаяся на возрастные особенности детей.
Особая роль в ведении комплексной профилактической работы, затрагивающей личность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, его семейное окружение и условия обучения и воспитания в образовательном учреждении, принадлежит педагогам ДОУ и учителям начальных классов.