Урок русского языка в 7 классе: «Обобщающее повторение по теме «Предлог»
Тип урока: урок-закрепление, подготовка к контрольному тестированию
Методы, применяемые на уроке: адекватная самооценка и рефлексия, самоорганизация, контроль и самоконтроль
Дидактическое пространство: учебник, презентационный материал, текстовый дидактический материал, перфокарты, сигнальные карточки, компьютерная оргтехника
Ход урока русского языка в 7 классе
I. Организационный момент.
Сообщение темы, цели урока. Запись темы урока в тетрадях.
Сегодня нам предстоит большая работа: мы с вами еще раз пройдемся по теме «Предлог» и постараемся запомнить, как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи, а также закрепим навыки по правописанию предлогов.
слайд №1
слайд №2
II.Актуализация знаний.
Блиц-опрос (на презентации выходит 2 варианта ответа, ученик поднимают сигнальные карточки: 1или 2)
- Какая часть речи называется предлогом?
- Какие бывают предлоги по составу?
- Какие бывают предлоги по происхождению?
- Как образованы производные предлоги?
слайд №3-6
работа с сигнальными карточками
III. Совершенствование общеучебных умений и навыков.
1) заполнение таблицы
(составить словосочетания или предложения)
Производный предлог Самостоятельная часть речи
мимо – прошел мимо меня прошел мимо
благодаря
напротив
вокруг
рядом
спустя
слайд №7
2) Слово учителя о войне.
2015 год ознаменован одним из самых значительных событий в истории народа нашей страны. Об этом событии вы знаете все. И мне хотелось бы, чтобы вы еще раз вспомнили о нем и сказали, о чем я веду речь. (70 лет Великой Победе)
слайд №8
А теперь обратимся к тексту.
Великая Отечественная война… Она закончилась 70 лет тому назад. (Не)смотря на тяготы и лишения, наш народ одержал победу. Наряду с фронтовиками ковали победу труженики тыла, члены партизанского движения. Рядом (со) взрослыми (не)редко воевали и ваши сверс..ники, имена которых навсегда останут..ся в нашей памяти. Мы благодарны тем, благодаря кому можем рад..ваться новому дню, жить, наслаждаясь мирным небом. Мы постараемся сделать все, чтобы эта страшная трагедия не повторялась.
- Определите тему текста.
- Определите тип речи, стиль текста
- Какова основная проблема текста? Что вы себе представляете, называя это страшное слово - война?
Продолжить фразу: Война – это…
- Выписать те предложения, в которых есть предлоги, объяснить знаки препинания.
слайд № 9
работа с текстом
Работа над анализом текста
слайд №10
Работа над осмыслением понятия
Слово учителя. С уверенностью можно сказать, что война не обошла стороной ни одну семью. У каждого из вас представители старшего поколения воевали на фронтах Великой Отечественной.
Дома вы напишете небольшое сочинение о подвиге своих родных в годы Великой Отечественной войны с использованием предлогов.
3) работа по презентационному материалу
а) докажите, что это производные предлоги.
Двигаться впереди колонны, рассказывать в течение урока, остановиться вблизи памятника, происходить в продолжение месяца, спешить навстречу опасности, пройти позади стоящего трамвая.
б) чтобы преодолеть трудности в написании производных предлогов да и в жизни, надо «дойти до самой сути»…
- орфографические трудности возникают при написании предлогов в течение, в продолжение, вследствие, несмотря на и т.д.
- Что же делать? Убедиться в том, что перед нами предлог, поможет замена. Попробуем подставить в предложения непроизводные предлоги-синонимы. Смысл высказываний при этом измениться не должен.
в) от каких частей речи образованы следующие производные предлоги
близ, посредством, несмотря на, в лице
в продолжение, сзади, навстречу
включая, благодаря, наподобие
в течение, сверх, после, мимо
г) выборочный диктант (выписать словосочетания с производными предлогами)
Иметь в виду, спешить на встречу с друзьями, в продолжение недели, в течении реки, вдали от моря, оказался в заключении, в отличие от товарищей, в течение дня, вследствие аварии, в продолжении книги.
слайд №11
слайд №12
слайд №13
слайд №14
слайд №15
(Одаренным детям написать небольшой связный текст с данными словосочетаниями)
Работа с одаренными
слайд №16
работа по учебнику
слайд №17
слайд №18
4) Выполнение по учебнику упражнения _________.
5) работа с перфокартой.
1. поверх очков, жить напротив, рядом с домом;
2. остановиться около, навстречу трудностям, вокруг школы;
3. спустя годы, в течении реки, согласно расписанию;
4. шел навстречу, вследствие дождей, собрание согласно с выступающим;
5. спустя рукава, в течение недели, поступил наперекор;
6. вопреки старанию, в продолжении романа, в следствии по делу.
Самопроверка, выставление себе оценок за работу на перфокартах.
IV. Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение о подвиге своих родных в годы Великой Отечественной войны с использованием предлогов; подготовиться к контрольному тестированию.
слайд №19
V. Выводы. Итог урока.
слайд №20, 21
VI. Самооценка. Проставление оценок.
слайд №22
самооценка
Скачать презентацию к уроку русского языка в 7 классе: «Обобщающее повторение по теме «Предлог»
Похожие материалы:
Более старые статьи:
- Урок русского языка в 5 классе: «Виды глагола»
- Урок русского языка в 9 классе: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
- Урок русского языка в 9 классе: «Практические занятия по подготовке учащихся к ГИА»
- Урок русского языка в 7 классе: «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
- Урок русского языка в 6 классе: «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»