Урок русского языка в 7 классе: «Обобщающее повторение по теме «Предлог»

(2 голоса, среднее 3.00 из 5)



Тип урока: урок-закрепление, подготовка к контрольному тестированию

Методы, применяемые на уроке: адекватная самооценка и рефлексия, самоорганизация, контроль и самоконтроль

Дидактическое пространство: учебник, презентационный материал, текстовый дидактический материал, перфокарты, сигнальные карточки, компьютерная оргтехника

Ход урока русского языка в 7 классе

I. Организационный момент.

Сообщение темы, цели урока. Запись темы урока в тетрадях.

Сегодня нам предстоит большая работа: мы  с вами еще раз пройдемся по теме «Предлог» и постараемся запомнить, как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи,  а также закрепим навыки по правописанию предлогов.

слайд №1

слайд №2

II.Актуализация знаний.

Блиц-опрос (на презентации выходит 2 варианта ответа, ученик поднимают сигнальные карточки: 1или 2)

- Какая часть речи называется предлогом?

- Какие бывают предлоги по составу?

- Какие бывают предлоги по происхождению?

- Как образованы производные предлоги?

слайд №3-6

работа с сигнальными карточками

III. Совершенствование общеучебных умений и навыков.

1) заполнение таблицы

(составить словосочетания или предложения)

Производный предлог              Самостоятельная часть речи

мимо – прошел мимо меня                  прошел мимо

благодаря

напротив

вокруг

рядом

спустя

слайд №7

2) Слово учителя о войне.

2015 год ознаменован одним из самых значительных событий в истории народа нашей страны. Об этом событии вы знаете все. И мне хотелось бы, чтобы вы еще раз вспомнили о нем и сказали, о чем я веду речь. (70 лет Великой Победе)

слайд №8

А теперь обратимся к тексту.

Великая Отечественная война… Она закончилась 70 лет тому назад. (Не)смотря на тяготы и лишения, наш народ одержал победу. Наряду с фронтовиками ковали победу труженики тыла, члены партизанского движения. Рядом (со) взрослыми (не)редко воевали и ваши сверс..ники, имена которых навсегда останут..ся в нашей памяти. Мы благодарны тем, благодаря кому можем рад..ваться новому дню, жить, наслаждаясь мирным небом. Мы постараемся сделать все, чтобы эта страшная трагедия не повторялась.

- Определите тему текста.

- Определите тип речи, стиль текста

- Какова основная проблема текста? Что вы себе представляете, называя это страшное слово - война?

Продолжить фразу: Война – это…

- Выписать те предложения, в которых есть предлоги, объяснить знаки препинания.

слайд № 9

работа с текстом

Работа над анализом текста

слайд №10

Работа над осмыслением понятия

Слово учителя. С уверенностью можно сказать, что война не обошла стороной ни одну семью. У каждого из вас представители старшего поколения воевали на фронтах Великой Отечественной.

Дома вы напишете небольшое сочинение о подвиге своих родных в годы Великой Отечественной войны с использованием предлогов.

3) работа по презентационному материалу

а) докажите, что это производные предлоги.

Двигаться впереди колонны, рассказывать в течение урока, остановиться вблизи памятника, происходить в продолжение месяца, спешить навстречу опасности, пройти позади стоящего трамвая.

б) чтобы преодолеть трудности в написании производных предлогов да и в жизни, надо «дойти до самой сути»…

- орфографические трудности возникают при написании предлогов в течение, в продолжение, вследствие, несмотря на и т.д.

- Что же делать? Убедиться в том, что перед нами предлог, поможет замена. Попробуем подставить в предложения непроизводные предлоги-синонимы. Смысл высказываний при этом измениться не должен.

в) от каких частей речи образованы следующие производные предлоги

близ,  посредством,  несмотря на,  в лице

в продолжение, сзади, навстречу

включая, благодаря, наподобие

в течение, сверх, после, мимо

г) выборочный диктант (выписать словосочетания с производными  предлогами)

Иметь в виду, спешить на встречу с друзьями, в продолжение недели, в течении реки, вдали от моря, оказался в заключении, в отличие от товарищей, в течение дня, вследствие аварии, в продолжении книги.

слайд №11

слайд №12

слайд №13

слайд №14

слайд №15

(Одаренным детям написать небольшой связный текст с данными словосочетаниями)

Работа с одаренными

слайд №16

работа по учебнику

слайд №17

слайд №18

Физкультминутка

4) Выполнение по учебнику упражнения _________.

5) работа с перфокартой.

1. поверх очков, жить напротив, рядом с домом;

2. остановиться около, навстречу трудностям, вокруг школы;

3. спустя годы, в течении реки, согласно расписанию;

4. шел навстречу, вследствие дождей, собрание согласно с выступающим;

5. спустя рукава, в течение недели, поступил наперекор;

6. вопреки старанию, в продолжении романа, в следствии по делу.

Самопроверка, выставление себе оценок за работу на перфокартах.

IV. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение о подвиге своих родных в годы Великой Отечественной войны с использованием предлогов; подготовиться к контрольному тестированию.

слайд №19

V. Выводы. Итог урока.

слайд №20, 21

VI. Самооценка. Проставление оценок.

слайд №22

самооценка

Скачать презентацию к уроку русского языка в 7 классе: «Обобщающее повторение по теме «Предлог»