Урок русского языка в 7 классе: «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Ход урока русского языка в 7 классе

I. Организационный момент Слайд 1

Учитель настраивает на работу, создаёт комфортную обстановку

II. Повторение предыдущего материала

Вопросы о части речи которую изучали ранее и т.п.

Учитель: Посмотрите на экран. На экране появилось первое задание. Слайд 2

Записываем в тетрадь и графически обозначаем.

Задание 1

1. Вспомни как пишутся буквы Е, Ё, О в разных морфемах (Инструкция  №1)

2. Распредели словосочетания, учитывая способ написания и обозначения орфограммы.

Тихий ш..рох, ровный ш..в, солнечным луч..м, тёмной туч..й, выпал снеж..к, плюш..вый медведь, освещ..нный светом, выкраш..нная скамейка

О

Е

Ё

(После записи предлагается прокомментировать записанное, вспомнить, какие правила применялись для выполнения задания).

Учитель: Есть ли среди записанных слов причастия. Назовите их разряд, время. Вы знаете какую букву нужно писать в причастиях после шипящих? Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 3

Ученики предлагают свой вариант

Тема урока: Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

III. Формулирование цели урока

Чему мы сегодня будем учиться?

Учитель: Слайд 4 определить какую букву нужно писать С-5

Задание 2

1.Прочитай орф. 55 с. ___(учебник) и научи своего  товарища правильно писать причастия. На доске появляется правильная запись

2.Вставь в предложения пропущенные слова и буквы:

1). В суффиксах существительных и .........   после.............. под ударением пишу ....., а не под ударением.....

2). В суффиксах страдательных ..................... времени после ............ под ударением пишу ...., а не под ударением .....

3). В ................ глаголов   после ............. под ударением пишу ...

У доски по одному  ученик заполняет пропуски

Слайд 6

Проверяется умение образовывать страдательные причастия , выделение орфограммы.

Задание 3

Образуй от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени:

самопроверка

Ограничить -_________________________

Потушить-___________________________

Раскрасить-___________________________

Обезводить-__________________________

Раскрепостить-________________________

Слайд №7

IV.Распределительный диктант.

Задание 4

Выполни упражнение  140 с. ___: распредели словосочетания с причастиями на 2 группы (1- ё, 2 – е) ( взаимопроверка)

V.Физкультминутка

Слайд 8

Отгадайте загадки.

Ответы  связаны с темой нашего урока

Мне щёки, руки, нос

Обжёг сегодняшний мороз.

Как быстро излечить мне все ожоги?

Ведь мама, бабушка – не боги?

На маленький мячик он очень похож,

Но очень холодный, для солнца негож. (Снежок)

Праздник, праздник у ворот!

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок-

Красный маленький ...флажок

Не летаю, не хожу,

А верчусь я и жужжу.

Как устану,- перестану,

Упаду и полежу. Волчок

Задание 5 Слайд 9

VI. Работа с текстом

Сначала текст читают дети про себя, а затем кто-то из детей вслух.

Текст

Учитель: Определите, к какому типу относится данный текст.

(Если сразу не отвечают, что это описание, то прибегнуть к подсказке).

Учитель: Найдите и выпишите из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму. Подчеркните причастные обороты в тексте. У доски ученик обозначает

освещённый

расчищенная

поражённые

окружённая

выкрашенным

Учитель: Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу своего товарища. (Взаимопроверка).

Слайд 10

Задание 6  Проблемный вопрос?  Способы образования

Подумай и ответь, почему в словах УЧЁНЫЙ, ТУШЁНКА, НОЧЁВКА, ДИРИЖЁР, ТРЕНАЖЁР пишется Ё?

VII. Подведение итогов Слайд 11

Учитель: Чему учились? Что помогало?

(По ходу ответов детей на экране появляется запись с выводами урока).

Подведем итоги:

Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Помогала постановка ударения.

VIII. Рефлексия Слайд 12

Ученики отмечают смайлики в зависимости от своего настроения

Оценки

Тест «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

1. Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё после шипящих).

1) лучОм  – в окон­ча­нии су­ще­стви­те­ль­но­го, под уда­рени­ем

2) дешЁвый  – в суффиксе прилагательного, под уда­рени­ем

3) тушЁнка   –  в суф­фи­ксе причастия, сохраняющемся в производном от причастия прилагательном и существительном

4) во­оружЁнный – в суффиксе  при­час­тия

2. В какой строке во всех словах пишется О?

1) вооруж…нный, напереч…т,  ж…сткий, свеч…й

2) окруж…нный, сокращ….ный, гараж…м

3) борщ…вый, лапш…й, ш…в, гребеш..к

4) ещ…,  ч…ткий, сожж…нный, размеж…вка

3. В какой строке во всех словах пишется О?

1) щ…лкать, гладкош…рстный, ч…рствый

2) ч…рточка,  ш…у, кумач…вый, щ…лка

3) копч….ный, дж…нка, молодож…н, сч..т

4) ож…г руки, руч…нка, душ…нка, меш…чек