Урок русского языка в 6 классе: «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

(0 голоса, среднее 0 из 5)



Тип урока: комбинированный

Цель: формирование навыка правильного написания Н и НН в суффиксах прилагательных

Задачи урока:

- способствовать развитию умения применять правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных

- воспитывать самостоятельность, активно-познавательную деятельность, интерес к  русскому языку

- развивать  речь, внимание, ответственность, коммуникативную культуру

Ход урока русского языка в 6 классе:

1. Организационный момент. Актуализация

Учитель: Здравствуйте, ребята! Любите ли вы сказки? Послушайте отрывок из сказки, которая мне приснилась однажды ночью. (Слайд №1)

На данном этапе учитель формирует у ребят эмоционально-чувственные и коммуникативные качества.

Понравилась вам история? Поможем нашей принцессе? Но мы будем не просто учить принцессу писать правильно, но и сами будем учиться.

А начнём мы с орфограммы, которая никак не поддаётся нашей героине

«Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» (Слайд №2)

Задача нашего урока: научиться определять, когда в суффиксах прилагательных пишется Н или НН.

2. Работа с текстом

Учитель: Посмотрите внимательно на наш текст, выпишите прилагательные, в которых есть суффиксы с Н или НН. (В это время один ученик работает у доски, он с помощью карандаша «вытаскивает» прилагательные из текста, слайд №3)

На данном этапе проверяются знания по морфологии, морфемике, словообразованию.

Коллективная проверка выписанных слов. ( Слайд №4)

Учитель: Можете вы объясните принцессе, почему в суффиксах прилагательных пишется то Н, то НН? Какой вопрос вы зададите себе?

3. Коллективная работа « Придумываем новые слова». (Слайд №5)

Учитель: Ребята, хотите попробовать себя в роли волшебников? Сейчас вы будете превращать существительные в прилагательные. Итак, крекс-пекс-фекс! Превращение начинается.

На этом этапе учитель формирует у обучающихся творческие, речевые, эмоциональные качества. Проверяется умение образовывать слова, делать выводы.

Учитель: Проверим, всё ли мы правильно сделали. Молодцы, вы прекрасные волшебники! Ребята, а какие выводы можно сделать из того, что у нас получилось. (Обучающиеся самостоятельно пытаются формулировать вывод)

4. Работа по составлению  опорного конспекта правила (Слайд № 6)

Учитель: Вижу, что ваши мнения разделились. И всё-таки попробуем прийти к общему выводу и составим опорный конспект орфограммы №38. Откройте учебники, возьмите в руки цветные карандаши и нарисуйте такую схему, чтобы наша принцесса, да и вы сами легко смогли бы научиться писать Н или НН в суффиксах прилагательных.

Обучающиеся составляют опорный конспект правила, а в это время один работает у доски, «собирает конструктор», после этого ребята оценивают работу товарища, дополняют его конспект, поверяют свои записи. Учитель дополняет конспект словами-исключениями.

На данном этапе развиваются способности к анализу, систематизации, глубине рассуждений.

Учитель: Можете вы сейчас научить нашу принцессу? Что вам ещё необходимо? Правильно, потренироваться, чтобы быть уверенными и никогда не ошибаться.

5. Коллективная работа «Н или НН?» ( Слайд №7)

Учитель: Вставьте на месте пропусков Н или НН, но не забудьте объяснить орфограмму!

Обучающиеся работают с интерактивной доской, с помощью «карандаша» перемещают буквы Н, НН в слова, устно объясняют орфограмму, класс помогает, исправляет ошибки. Такая работа учит быть внимательными, собранными, формирует коммуникативную культуру, ответственность.

6. Работа с учебником, упражнение №__.

Работа выполняется по вариантам: 1 Вариант - выписать прилагательные с Н, 2 Вариант- с НН. Учитель усложняет задание для всех групп: записать не слова, а словосочетания. У доски работают два ученика. После выполнения проводится самопроверка.

Такая работа позволяет применить и проверить знания по теме урока, а также по лексике, синтаксису словосочетания.

7. Самопроверка. (Слайд № 8)

Каждая группа проверяет и оценивает свою работу и работу у доски.

На данном этапе есть возможность ещё раз проработать правило для его лучшего закрепления. (Возвращение к слайду №6)

8. Индивидуальная работа с тестом.

Цель работы: проверка уровня усвоения орфограммы «Н и НН в суффиксах прилагательных»

Обучающиеся выбирают правильные ответы, сдают работу, результаты учитель объявляет на следующем уроке по закреплению темы. Учитель планирует следующий урок, учитывая результаты теста.

Тест по теме «Н и НН в суффиксах прилагательных»

(выдаётся карточка каждому обучающемуся).

Обведите номера правильных ответов

Исключением из правила написания слов с одной и двумя н является слово:

А) ветре..ый

Б) песча..ый

В) румя..ый

Г) стекля..й

Д) деревя..ый

2. Пишется одна буква Н в слове:

А) глиня..ый (кувшин)

Б) ветрян..й (двигатель)

В) деревя..ый (стул)

Г) песча..ый (берег)

Д) перепели..ое (яйцо)

3. Пишутся две буквы Н в слове:

А) соловьи..ый (сад)

Б) стекля..ый (шкаф)

В) операцио..ый (стол)

Г) стари..ый (замок)

Д) румя..ый (юноша)

4. Допущена ошибка в слове:

А) оловянный (солдат)

Б) юнный  (музыкант)

В) общественное (мнение)

Г) мышинная (норка)

Д)  машинное (масло)

9. Подведение итогов, оценка деятельности, эмоционального состояния каждого обучающегося. (слайд № 8)

Учитель: Дорогие ребята! Как вы думаете, сможет ли наша принцесса научиться писать без ошибок прилагательные с Н или НН? Вы ей поможете?

Молодцы! Вы сегодня прекрасно поработали, выполнили все задания.

Оцените своё настроение с помощью эмоциональных карточек.

(Ребята выбирают картинку на слайде в зависимости от своего настроения, учитель подводит итоги)

10. Домашнее задание. (Слайд № 9)

1) Параграф , орфограмма №

2) По выбору: а) написать письмо принцессе, включив в него слова серебря..ый, безветре..ый, подли..ый, стари..ый, песча..ый, масля..ое (пятно), румя..ый.

б) Упражнение № ___

Примечание: творческая работа оценивается выше.