Урок по химии в 8 классе «Чистые вещества и смеси»

(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: развить знания школьников о веществах и нахождении их в природе при усвоении понятий «чистое вещество», «смесь», а так же понятий непосредственно связанных с ними.

Оборудование и реактивы для учителя:

- ПК, проектор мультимедийный;

- Предметный столик, делительная воронка, штатив, стакан химический, смесь песка и древесных опилок, колба плоскодонная, воронка химическая, вода, йод, активированный уголь, дистиллятор электрический.

Оборудование и реактивы для учащихся: 2 пробирки с водой, колба с водой, воронка химическая, шпатель, фарфоровая чашка (для смешивания серы и железа), сера в порошке, железо в порошке.

Ход урока по химии в 8 классе:

I. Орг. момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Вокруг нас огромный мир веществ. Мы вдыхает воздух, а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ. Умываемся водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьем молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира, и не только: здесь еще есть молочный белок казеин, минеральные соли, витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный - лактоза. Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ - здесь и сахар, и яблочная кислота, и витамины. Стекло, резина – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина - искусственного происхождения.

Резина изготовлена человеком из каучука, с добавлением серы. Стекло изготавливают плавлением нескольких компонентов: песка, соды. Мир вокруг нас разнообразен и состоит из различных химических веществ.

Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Учитель помогает учащимся формулировать тему урока. Контролирует записи в тетради.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Чем же отличаются чистые вещества от смесей?

В каком виде встречаются вещества в природе?

Учащиеся записывают в тетради конспект урока в процессе объяснения учителя. Учитель просит учащихся обдумать примеры веществ и смесей.

Учитель: Приведите примеры чистых веществ. Давайте дополним ваши примеры.

К чистым веществам относятся: кислород, углекислый газ, азот, водород, сера, вода дистиллированная.

К смесям: воздух, вода водопроводная или вода из водоема, вода загрязненная илом.

Учитель: Существует множество методов, для очистки различных смесей. Пока эти названия вам мало о чем говорят, в данной схеме лишь некоторые способы разделения смесей. Но если вы выберите профессию врача, архитектора, строителя, нефтехимика или лаборанта вы узнаете и о многих других способах очистки смесей.

Учитель: Но как вы думаете, для чего человек научился очищать смесь?

Демонстрационный эксперимент.

Учитель: Сегодня мы рассмотрим некоторые способы очистки смесей веществ, с помощью демонстрационного эксперимента (все опыты после их описания иллюстрируются названием написанным крупным шрифтом на листах бумаги).

Перегонка (дистилляция):

Перед вами прибор для получения дистиллированной воды, как вы думаете, как он называется?

Данный прибор из нашей лаборатории электрический, На чем же основан принцип его работы. Вода нагревается в отдельном стакане и превращается в пар. Этот пар уже является очищенной водой. Мы в домашних условиях также можем получить пар, но почему мы не получаем из него дистиллированную воду. Что для этого нужно сделать? Пар, который образуется в дистилляторе, направляется в холодильник, состоящий из внутренней и внешней трубок. Внутренняя трубка с многочисленными расширениями омывается холодной водопроводной водой и пар способен конденсироваться и стекать по отдельной трубке в колбу-приемник.

Учитель: Дистилляция так же называется перегонкой. Скажите, где вы слышали этот термин? И что еще научился получать человек с помощью перегонки?

Учитель: Перегонка – это способ получения из нефти различных нефтепродуктов. Во время перегонки нефть начинает разделяться на фракции, каждая из которых испаряется при определенной температуре. К ним относятся бензин, керосин, лигроин, газойль, мазут. Все перечисленные продукты вы изучите на уроках органической химии.

Отстаивание:

Учитель: Давайте попробуем разделить следующую смесь, смесь песка и древесных опилок.

Предложите способ разделения данной смеси? Что мы можем добавить к данной смеси? Добавим воду, что происходит со смесью песка и древесных опилок? Со временем частицы песка оседают, а опилки остаются на поверхности воды. Как мы назовем такой способ очистки смеси?

Учитель: с помощью отстаивания можно разделить такие смесь растительного масла и воды, нефти и воды. Растительное масло и нефть оказываются на поверхности воды. Свойство нефти находиться на поверхности воды человек научился использовать, так при аварии с розливом нефти, ее сгущают в

нефтяные пятна с помощью специальных химических средств. Далее нефть можно и удалить с поверхности воды. Такую смесь растительного масла и воды, нефти и воды в лаборатории разделяют с помощью делительной воронки. Вы увидите принцип работы делительной воронки на следующем уроке во время практической работы.

Фильтрование:

Учитель: Перед вами вода окрашенная красителем, как вы думаете, можно ли ее разделить? Давайте попробуем. Сейчас мы используем активированный уголь и превратим гомогенную смесь в гетерогенную. Активированный уголь на своей поверхности собирает краситель и смесь очищается, далее можно увидеть как после отстаивания на дне колбы находятся частицы активированного угля.

Вода оказывается чистой. А как же дальше разделить такую смесь? Можно воспользоваться воронкой фильтром. Я думаю, вы догадались, как называется этот способ разделения гетерогенных смесей – фильтрование. Фильтрование мы так же используем на практической работе.

Лабораторный опыт.

Учитель: Давайте попробуем получить и разделить смесь серы и железа, с помощью лабораторных принадлежностей. Обратите внимание на технику безопасности при выполнении опыта.

Учащиеся выполняют опыт под руководством учителя, по инструкции на экране, в специальных карточках.

Действие магнитом:

Учитель: Вы разделили смесь серы с помощью воды. Но сейчас я покажу еще один способ.

Железо, обладает свойствами металла и способно намагничиваться, в отличии от серы.

Воспользуемся магнитом. В вашем учебнике такой способ разделения смесей называется действие магнитом.

Лабораторный опыт:«Приготовление и разделение смеси серы и железа»

урок по химии вещества

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, мы сегодня на уроке изучили смеси веществ и чистые вещества, рассмотрели их различия. Что вам было интересно на уроке? Что больше всего запомнилось? И что вы хотели бы еще узнать?

Тестирование (взаимопроверка).

Учащиеся обмениваются ответами с соседом по парте, для проверки.

Учитель: Сейчас мы проверим, кто был самым внимательным? Давайте выполним небольшой тест.

Выставление оценок по итогам урока

V. Домашнее задание

§   , прочитать инструкция к выполнению практической работе на стр.    вашего учебника.

Скачать презентацию к уроку по химии в 8 классе «Чистые вещества и смеси»