Урок по химии в 9 классе: «Кислород»

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Ход урока химии в 9 классе

Учитель. Добрый день! Рада видеть вас на необычном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, настроимся на поиск и творчество и начнем урок. Сегодня мы будем говорить о газе. А о каком газе пойдет речь, вы скажете сами, отгадав загадку (Загадка высвечивается на экране).

Определив, о каком газе идет речь, запишите в тетрадях тему урока: «Кислород».

(На экране высвечивается тема урока с эпиграфом: «Кислород, как бог, - вездесущий, всемогущий, невидимый». Овидий.

Ребята, а эпиграфом к нашему уроку будут слова Овидия. Эти слова не случайны, так как в них заключено содержание нашего урока. Сегодня мы должны вспомнить:

- о распространенности кислорода в природе, его физических свойствах и аллотропных видоизменениях;

- узнать о химических свойствах О2 и областях его применения;

- доказать его биологическую значимость.

Ребята, наш урок будет отличаться от традиционного.

Во-первых, будет преобладать групповая форма работы.

Во-вторых, познавать новую информацию вы будете сами, работая каждый в своей группе по принципу «Учимся вместе, учимся сообща». При выполнении предложенных вам заданий вы можете совещаться, помогать друг другу. Для того, чтобы работа в группах была плодотворной, вы должны соблюдать  Заповеди. (Заповеди высвечиваются на экране)

Итак, давайте начнем нашу работу с проверки опережающего домашнего задания (на экране высвечивается домашнее задание по группам).

I группа: Происхождение слова «кислород».

II группа: Открытие кислорода.

III группа: «Визитная карточка» кислорода.

Пожалуйста, ребята из I группы, попробуйте предложить, как образовалось слово «кислород».

(Предполагаемый ответ: по школьному этимологическому словарю русского языка Н.М. Шанского кислород происходит от французского слова «oxygene», неологизм Лавуазье, это греческого «oxis»- кислый и «gennao» - рождаю. Окончательно закрепилось в I половине XIX века. До этого  кислород  назывался также кислородным газом, оксигеном, кислотвором. В названии этого элемента отражено его свойство: кислород - рождающий кислоты.

Учитель. Фиксируем в тетрадях: кислород - рождающий кислоты. (Во время ответа I и II группы учащиеся из III группы оформляют домашнее задание на доске).

II группа (предполагаемый ответ)

Скачать приложение

(На экране - портрет Лавуазье с краткой справкой о нём.)

III группа (предполагаемый ответ)

«Визитная карточка» - это характеристика элемента кислорода по его положению в периодической системе химических элементов, электронная формула.

О -кислород (неметалл)

2 период (малый), VIA группа

Ar (O)=16   8p+8n08e-

+8 О )2)6 1s22s22p4

Так как  на последнем энергетическом уровне 6 e- , то О чаще всего проявляет окислительные свойства, N<O<F  (в периоде); в группе: O>S.

Н2О -летучее водородное соединение. Степень окисления: -2; +2 (со фтором)

Учитель напоминает обучающимся, что характеристику нужно отразить в тетрадях. (Под запись: элементы VIA группы - халькогены, т.е. «рождающие руды».

Учитель. Молодцы, ребята.  А теперь вам предлагается следующее задание. Каждая группа получает текст с пропусками. Ваша задача: дополнить их необходимыми словами, которые даны в скобках. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Задание для 1 группы

Кислород - самый распространённый .... земной коры. В связанном виде он входит в состав...., минералов, горных пород и всех веществ, из которых построены ..... растений и животных. Кислород образует 2 аллотропных видоизменения: О2 -  .... и О3 - ....

(Ответы: 1.Элемент. 2.Вода. 3. Организмы. 4.Кислород. 5.Озон.)

Задание для 2 группы

Кислород- это .... газ. Он .... воздуха, .... в воде, легко реагирует с другими ...., при этом образуются сложные вещества, которые называются ....

(Ответы: 1.Бесцветный. 2. Тяжелее. 3.Малорастворим. 4. Вещества. 5.Оксиды.)

Задание для 3 группы

Озон - газ .... цвета с запахом свежести, малорастворим в .... Озон -  сильный.... . Он убивает .... в питьевой воде, сточных водах, .... помещений.

(Ответы: 1.Голубой. 2.Вода.  3.Окислитель. 4. Бактерии. 5. Воздух.)

При проверке задания ответы проецируются на экран. После проверки ответов у 1 группы на экране высвечивается стихотворение о распространенности кислорода.

Вездесущий кислород, о тебе рассказ пойдёт.

Этот элемент везде: в почве, воздухе, воде,

В океанах и морях, в минеральных их солях,

В углеводах и жирах, витаминах и белках.

Есть в сапфире и рубине, меле, мраморе и глине,

В апатите и песке, шпатах и известняке,

В горном хрустале, кальците, яшме, гипсе и боксите,

И в асбесте, и  слюде, и в железной есть руде,

В тальке, кварце и агате, и в граните, и в гранате,

В малахите, бирюзе и в озоне при грозе.

В изумруде есть, в опале. Что? Вы этого не знали?

В янтаре он и смоле, в сланцах, торфе и золе,

Есть и в углекислом газе, в аметисте и топазе.

Вывод здесь определенный: самый он -........!

Ответ 1 группы: распространённый.

Резюме учителя после ответа учащихся 2 группы: Кислород в жидком состоянии имеет светло-голубую окраску; в твердом состоянии - синюю. Малорастворим в воде.

После проверки ответов учащихся 3 группы учитель спрашивает, что такое озоновый слой. (Предполагаемый ответ: озоновый слой Земли, расположенный на высоте 20-25 км., задерживает ультрафиолетовые лучи, которые разрушительно действуют на клетки живых организмов. Поэтому понятно, как важно сохранить этот весьма чувствительный к действию различных химических веществ "озоновый щит" планеты от разрушения.)

Учитель. Продолжим разговор о свойствах кислорода. Предлагаю вам восстановить шпаргалки, которые потеряли предприимчивые ученики. Видно, они пользовались ими не раз, и, к сожалению, с течением времени, они пришли в негодность: многие записи в них стерлись. Помогите их восстановить. Время на задание - 2 минуты.

Группа 1

Na + ... = Na2O2

...  +  O2 = SO2

Группа 2

Fe +... = Fe3O4

... + O2 = CO2

Группа 3

Al + .... =Al2O3

... + O2 = NO

После выполнения задания по ходу проверки ответы появляются на экране.

Учитель.  По данным записям мы можем сделать вывод, что О2 взаимодействует с простыми веществами: металлами и неметаллами (кроме галогенов, благородных газов, золота, платиновых металлов. Эти процессы сопровождаются выделением теплоты (экзотермические реакции) и воспламенением - реакции горения. Исключение составляет реакция О2 с N2. Это эндотермическая реакция.

Кроме того, О2 окисляет многие сложные вещества. Например, основной процесс сгорания природного газа:

CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O

Учитель. Ребята, сегодня рано утром я случайно нашла в кабинете таинственный конверт, в котором лежало письмо от инопланетян. Проецируем его на экран. (На экране - текст послания от инопланетян)

Текст. Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной!

Много лет назад мы покинули прекрасную планету Гриннета. А вернулись на гибнущую планету, где жители задыхаются....

Спасти их может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый девятиклассник. Мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Ждем шифрованной информации об устройстве и работе секретной лаборатории. Нас интересуют: местонахождение секретной лаборатории; откуда берется исходное сырьё; куда идут продукты; важность этого процесса для вашей планеты.

Учитель. Для того, чтобы помочь жителям планеты Гриннета найти ответы на поставленные вопросы , предлагаю вам приступить к следующему групповому заданию. Вы должны изучить предложенный текст, проанализировав его и ответить на вопросы после текста. Время на выполнение задания - 4 минуты.

Предполагаемые тексты:

Группа 1. Фотосинтез. (Смотри в приложении)

Группа 2. Дыхание. (Смотри в приложении)

Группа 3. Получение и применение кислорода. (Смотри в приложении)

Учитель. Ну что ж, ребята, я думаю, мы ответили на вопросы инопланетян. А теперь пора проверить, достигнута ли цель урока. Предлагаю вам написать синквейн по изученной теме. Напоминаю, синквейн - это «стихотворение», состоящее из 5-ти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

(Правила синквейна высвечиваются на экране в презентации).

Пример.

1. Кислород.

2. Малорастворимый, бесцветный.

3. Окисляет, горит, жизнеобеспечивает.

4. Кислород находит самое разнообразное применение.

5. Жизнь.

Рефлексия

Учитель. Итак, пора подводить итоги. Урок закончен. Всем большое спасибо.

Домашнее задание:

п. , кроссворд о кислороде (10 слов).

Скачать приложение к уроку по химии в 9 классе на тему «Кислород»

Скачать презентацию  к уроку по химии в 9 классе на тему «Кислород»