Сценарий внеклассного мероприятия по физике в 8 классе-Брейн-ринг.

(9 голоса, среднее 4.00 из 5)

сценарий внеклассного мероприятия,физика,8 класс,брейн-ринг по физике

Цель.

1. Повторить, усовершенствовать и углубить знания учащихся по физике, полученные в 7 и 8 классах. Усовершенствовать навыки групповой и индивидуальной работы.

2. Развивать наблюдательность, сообразительность, умение быстро переключать внимание.

3. Развивать логическое мышление, умение находить правильное решение.

4. Развивать умение применять индуктивные и дедуктивные методы в случае необходимости.

5. Формировать высокие моральные качества, доброжелательность, взаимопонимание, коллективизм, чувство взаимной ответственности, умение достойно отстаивать свою точку зрения в процессе групповой работы.

6. Формировать интерес к изучению физики на основе связи ее с жизнью, техникой, бытом.

Оборудование. Мебель: два стола со звонками, стулья для игроков, стулья для болельщиков, стулья для наблюдателей; секундомер; прибор для создание светового сигнала; карточки с вопросами; дипломы для

награждения команд, диплом полезного игрока соревнования, шарики для жеребьевки.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

В зале стоят два стола для команд-участниц соревнования, стулья для болельщиков команд. На столах застелены скатерти разных цветов. Также размещены электрические цепи, с помощью которых капитаны команд будут давать сигнал о готовности дать ответ. В первом ряду есть свободные места для наблюдателей.

2. Методика.

В игре принимают участие 4 команды из параллельных классов. Поочередно команды приглашаются за игровые столы. Порядок игры определяется жребием.

Приглашая учеников за игровые столы, ведущий называет их фамилии и имена. Последним вызывается капитан команды. Ведущий задает вопросы, которые оцениваются в один балл. Капитан команды нажимает на кнопку, когда есть ответ. Какая команда первая подает сигнал, та и имеет право на ответ. Если ни одна из команд не дает правильного ответа, то следующий вопрос оценивается в два балла.

Первые два тура являются отборочными и играются до трех очков. Третий и четвертый туры играются до пяти очков.

I тур: играют две команды.

II тур: играют две другие команды.

III тур: играют две команды- проигравшие- за 3 и 4 места.

IV тур: играют две команды- выигравшие-за 1 и 2 места

3. Знакомство с правилами.

В зал приглашаются болельщики команд, гости праздника. Команды ждут в отдельном помещении. Предварительно команды знакомятся с правилами проведения соревнования.

4. Объявления участникам соревнования.

Ведущий поочередно объявляет названия команд и просит отозваться болельщиков каждой из команд. Болельщики отзываются, поддерживая

свою команду возгласами или скандированием названия своей команды.

5. Объявления наблюдателей.

Ведущий представляет участникам соревнования наблюдателей (учителя физики, классные руководители, учащиеся старших классов).

Вступительное слово ведущего.

- Здравствуйте. Итак, через несколько минут мы начнем наш брейн-ринг по физике. Задайте вопрос, зачем мы это делаем? А делается это только для того, чтобы преподать вам, ученики, новые знания по физике и углубить те, которые у вас уже есть; помочь вам научиться применять эти свои знания и навыки на практике, в реальной жизни. В нашем соревновании принимают участие учащиеся восьмых классов. Каждый класс 8-А, 8-Б, 8-В, 8-Г представил свою команду на этот конкурс. Сегодня мы с вами узнаем, какая из команд эрудированней, умней, сообразительней и, вообще, наиболее, наиболее, наиболее в области физических знаний.

Итак, давайте поздороваемся с нашими командами. 8-А класс сегодня представляет команда под названием «Кулон», от 8-Б будет выступать команда «Ампер», 8-В отобрал лучших своих представителей в команду из названием «220», и 8-Г класс -команда «Акулы физики».

Поддержим участников аплодисментами.

За порядком проведения соревнования будут следить наблюдатели

__________________________________________________________________

Ход соревнования.

Итак, внимание - праздник начинается! И начнем мы его жеребьевкой для определения порядка участия команд. Ко мне я приглашаю выйти капитана команды 8-А класса и вытянуть название команды своего соперника.

Итак, в нашем первом отборочном туре соревнований участвуют команды .................................. и ....................................

За красный игровой стол приглашается команда ........................... в составе Поочередно ведущий называет имена игроков, под шестым номером выходит капитан команды.

За зеленый игровой стол приглашаются учащиеся 8 - ... класса. Их команда состоит из ................................. (То же самое).

Внимательно послушайте правила игры. Данный тур играется до трех очков. Я поочередно буду задавать вопросы, которые оцениваются в 1 балл. На размышления для команды дается 30 с. Если у вас есть вариант ответа, вы нажимаете кнопку.

Первой отвечает та команда, у которой загорелся фонарик. В случае неправильного ответа, 30 сек. на размышление предоставляются второй команде. Если обе команды не находят правильного ответа, то следующий вопрос оценивается в 2 балла. И т.д. В случае неправильных ответов на три вопроса подряд, обе команды дисквалифицируются. На кнопку можно нажимать только после того, как начался отсчет времени.

Итак, желаю вам успехов и начинаем первый тур соревнований.

Вопросы первого тура.

1. Изменяется ли давление человека на землю, когда он идет и стоит? Ответ: меняется. Больше, когда человек идет, поскольку площадь опоры меньше.

2. Всегда ли в кипящей воде можно сварить мясо? Ответ: не всегда. Поскольку температура кипения жидкости зависит от атмосферного давления.

3. Почему воробьи в холодную погоду сидят, распушив перья? Ответ: таким образом они согреваются, поскольку образуется прослойка воздуха, который имеет плохую теплопроводность.

4. В полете у одного из пассажиров самолета из авторучки вытекло чернила. Почему?

Ответ: потому что с высотой атмосферное давление уменьшается.

5. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись клубком, а когда тепло – «раскинувшись».

Ответ: Свернувшись клубком животные уменьшают теплообмен с внешней средой.

Итак, в первом туре победила команда 8 - ... ___________.

Для участия во втором бои первого тура соревнований за красный стол

приглашается команда ........., а за зеленый ......... Поздравим их аплодисментами.

С правилами игры вы знакомы, поэтому мы можем начинать. Внимание!

Вопросы второго тура.

1. Зачем в цехах текстильных фабрик увлажняют воздух специальными пульверизаторами, а пол стелют из проводящего материала?

Ответ: в цехах текстильных фабрик, когда воздух сухой, нити быстро электризуются при трении, поэтому они плохо скручиваются, прилипают к частям машин, рвутся. Если создать повышенную влажность, электрические заряды отводятся в землю.

2. Толстый гвоздь плотно обернутый полоской бумаги и его вносят в пламя свечи. Бумага не горит. Объясните это явление. Ответ: железо, имея хорошую теплопроводность, отводит тепло от бумаги, поэтому он не загорается.

3. Какое вещество получает другое название при переходе из жидкого состояния в твердое?

Ответ: вода.

4. Может ли таять лед или замерзать вода в комнате, где поддерживается температура 0° С?

Ответ: внесенный в комнату лед нагреется до 0 ° С. Чтобы он расплавился, нужно к нему подводить тепло. А поскольку температура окружающего воздуха также 0° С, то теплообмена не будет и лед не будет таять. Аналогично и с водой.

5. Может ли электрически заряженная эбонитовая палочка притягивать или отталкивать полюса компасной стрелки?

Ответ: Как и любое незаряженное тело, магнитная стрелка будет привлекаться к наэлектризованной палочке как одним, так и другим концом.

Вот и закончился первый и второй тур нашего соревнования. Далее команды-победительницы будут бороться за первое, второе, третье и четвертое места. Но перед этим у нас музыкальная пауза. (Танец в исполнении учеников этих же классов)

Перед тем как перейти к решающей игре за первое и второе места, мы должны определить судьбу третьего и четвертого мест.

За  игровые столы приглашаются команды, проигравшие в первых двух турах.

Правила игры те же, только в третьем туре игра продолжаются до 5 очков.

Команды заняли свои места, и мы можем начинать.

Вопросы третьего тура.

1. Почему синтетические ткани, которыми часто обивают сиденья автомобилей, быстро загрязняются?

Ответ: синтетические волокна - изоляторы, поэтому они хорошо электризуются при трении об одежду и притягивают частицы грязи и пыли.

2. Можно ли на концах эбонитовой палочки одновременно иметь два разноименных заряда?

Ответ: Можно, взять палочку посередине, один конец ее потереть мехом (она зарядится отрицательно), а второй - бумагой (зарядится положительно). Оба заряда сохраняются, потому что эбонит изолятор.

3. В Антарктике во время снежных бурь часто можно видеть электрические искры в воздухе, длина которых достигает 50 см. Почему они образуются?

Ответ: Причиной возникновения искр является электризация воздуха вследствие трения.

4. Можно ли расплавить олово горячей водой, если его температура плавления 232 ° С?

Ответ: Можно. Температура плавления олова 232° С, а вода под давлением 40 атмосфер кипит при 249 ° С.

5. Почему в очень сильный мороз салазки саней плохо скользят по снегу?

Ответ: при небольшом морозе вследствие трения саней о снег некоторая

часть снега тает, тем самым уменьшая трение, а в сильный мороз снег не плавится.

6. Почему молния попадает в высокие предметы значительно чаще, чем в низкие?

Ответ: Воздух - плохой проводник электричества. Чем выше предмет, тем меньший слой воздуха между этим предметом и облаком.

7. Почему лось может сравнительно легко бегать по болотам?

Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, вес тела животные распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не увязает.

8. Почему пруд строят так, что его профиль расширен к низу?

Ответ: Такая плотина хорошо противодействует давлению воды, которое возрастает с увеличением глубины.

9. Известно, что чрезмерное испарение влаги из почвы приводит к его высыханию и снижению урожайности. Однако без испарения невозможно представить развитие растений. Почему?

Ответ: В сухую жаркую погоду испарение снижает температуру растения и предохраняет его от чрезмерного нагревания.

10. Есть восемь одинаковых по размеру шариков, но в одном из них полость. Определите в каком шарике имеется полость с помощью весов, проведя два взвешивания.

Ответ: Первый раз уравновешивать по 3 шарика. Если они одинаковой массы, то нужно определить массу остальных двух шаров. Одна из них будет легче (с полостью). Если же при первом взвешивании среди трех шариков окажется шарик с полостью, то нужно уравновесить два шарика из этих трех. Может быть один из них легче, если нет, то полость имеет третий шарик.

11. Как положить в банку шарик, не касаясь его руками и не подкатывая к краю стола?

Ответ: нужно шарик внутри банки привести в движение по кругу. Когда шарик немного поднимется, то банку резко опрокинуть. Шарик окажется внутри банки.

Итак, третье место занимает команда ....

А четвертое - ....

Дальше за игровые столы приглашаются команды, которые будут бороться за право называться самыми умными, то есть они будут соревноваться за первое место.

За красный игровой стол приглашаем .....

Свои места за зеленым игровым столом занимает команда ....

Вопросы четвертого тура.

1. Зачем на предприятиях, производящих порох, зерна пороха обволакивают, графитовым порошком? Ответ: зерна пороха от трения быстро электризуются и могут загореться. Чтобы предотвратить это, зерна пороха обволакивают графитовым порошком, а графит, как хороший проводник электричества, отводит электрический заряд в землю.

2. Бывали случаи, что вследствие быстрого подъема аэростат загорался в воздухе. Как это объяснить?

Ответ: Сильной электризацией аэростата вследствие его трения о воздуха. Искра, возникшая во время случайного разряда, зажигала аэростат.

3. Может ли ускориться таяние льда в теплой комнате, если его укрыть шубой?

Ответ: шуба обладает плохой теплопроводностью, она задерживает приток тепла ко льду, и его таяние замедлится.

4. Если в блюдце налить кипяток, а затем поставить на него вверх дном

стакан, вода из блюдца поднимется в стакан. Объясните это явление.

Ответ: Пар в стакане над кипятком постепенно охлаждается и конденсируется, давление внутри стакана падает, а атмосферное давление загоняет воду в стакан.

5. Почему удар молнии расщепляет дерево?

Ответ: молния имеет очень высокую температуру. Когда она ударяет, влага, которая является в клетках деревьев, мгновенно закипает, образовавшийся пар расщепляет дерево.

6. Почему молния чаще ударяет у берегов рек, болот и прудов?

Ответ: Молния чаще попадает в почву в тех местах, где электрическая проводимость лучше. Влажная почва у берегов рек, прудов хорошо проводит электричество.

7. Ящерицы и некоторые другие пресмыкающиеся пустыни в самое жаркое время дня часто залезают на верхушки кустов. Как объяснить такое странное поведение?

Ответ: В жару песок так нагревается, что даже на высоте 5 см от его поверхности температура бывает ниже на несколько градусов, что и используют ящерицы и другие пресмыкающиеся.

8. Почему когда глубинную рыбу поднимают с большой глубины на поверхность воды, она раздувается, а иногда даже разрывается?

Ответ: потому, что тело рыбы приспособлено к большому внешнему давлению. Когда ее поднять, то давление внутри рыбы превышает давление снаружи и она раздувается.

9. Каким образом можно положить груз на лист бумаги, стоящий на двух

опорах, чтобы он не упал. Ответ: лист нужно свернуть в «гармошку».

10. На листе бумаги поставлен груз. Если медленно тянуть бумагу, груз движется вместе с ним. Если резко - груз остается на месте. Объясните это явление.

Ответ: чем массивнее тело, тем оно инертнее, т.е. тем больше нужно времени, чтобы изменить его скорость.

11. На стакан поставлено массивное тело. Если по этому телу ударить молотком, то стакан остается целой. Почему?

Ответ: чтобы изменить скорость движения массивного тела, нужно на него действовать длительное время. А мы молотком действуем в течение короткого промежутка времени.

6. Объявление победителей и награждение дипломами участников игры.

Каждой команде вручаются дипломы. Сначала дипломом награждается команда, занявшая 4 место, затем 3, и так до первого места. Победителей приветствуют аплодисментами. Награждение полезного игрока.