Логопедическое занятие по коррекции речи с учащимися начальной школы на тему «Слова - названия предметов».
Цель: Закреплять понятие слова-названия предметов, понятие «живой» и «неживой» предмет; формировать умение определять род предмета; обогащать словарный запас, при необходимости уточнять значение незнакомых слов.
Оборудование: предметные картинки, фишки, полоски, индивидуальные карточки
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. Повторение.
- Над какой темой мы работали на прошлом занятии? (Изучали часть речи - слова - предметы).
- Какие вопросы ставим к словам - названий предметов? (Кто? Что?)
- Какие слова - предметы отвечают на вопросы (Кто?)? («Живые» предметы.)
- Какие слова - предметы отвечают на вопрос (Что?)? («Неодушевленные» предметы)
- Как графически обозначали эту часть языка? (Квадратом.)
II. Основная часть.
- Мы продолжаем работать над словами - предметами.
1. Игра (Приложение № 1)
- Слушайте внимательно.
Логопед произносит слова - предметы. Дети поднимают соответствующие фишки. Прослушав предложенные слова, учащиеся должны назвать предмет.
- Если Пекарь (вывешивается рисунок) возьмет муку, воду, соль, яйцо, он испечет ЧТО? ... ХЛЕБ (говорят дети), (вывешивается рисунок).
- Если ХУДОЖНИК (вывешивается рисунок) возьмет БУМАГА, КРАСКИ, ВОДУ, он нарисует что? ... КАРТИНУ (говорят дети), (вывешивается рисунок)
- Если ПОВАР (вывешивается рисунок) возьмет ВОДУ, капусту, картофель, свеклу, соль, он сварит ЧТО? ... БОРЩ (говорят дети), (вывешивается рисунок)
- Если СТРОИТЕЛЬ (вывешивается рисунок) возьмет КИРПИЧ, цементный раствор, он построит что? ... ДОМ (говорят дети), (вывешивается рисунок)
- Так какие вопросы задаем для «живых» слов - предметов? (Кто?)
- Назовите слова - названия рисунков, на доске, которые отвечают на вопросы Кто? (Дети задают вопросы и называют слова.)
- Запишите «живые» слова - предметы в первый столбец.
- А на какие вопросы отвечают «неживые» слова - предметы? (Что?)
- Назовите слова - названия рисунков, на доске, которые отвечают на вопросы Что? (Дети задают вопросы и называют слова.)
- Запишите «неживые» слова - предметы во второй столбик.
Запись в тетрадях детей.
пекарь
повар
строитель
хлеб
борщ
дом
2. Устно составьте предложение по схеме.
На доске схема:
Например: Пекарь печет хлеб.
Повар варит борщ.
Строитель строит дом.
3. Формирование умения определять род слов - предметов.
- Я тоже составила предложение. Прочитаем мои (читаем предложения, записанные на доске).
"Мы в саду. Брат взял лопату. Брат копает ямку. Сестра принесла воду. Сестра будет поливать. Мы посадили деревце. Деревце начнет расти".
- Нравятся ли вам мои предложения? Мне они не очень нравятся и я никак не могу понять, что не так. (Повторяются слова)
- Ой, действительно повторяются слова.
- Прочитайте слова, которые повторяются. (Дети называют: брат - брат, сестра - сестра, деревце - деревце) Думаю можно сделать предложение лучше. Помогут нам в этом слова ОН, ОНА, ОНО.
- Слово брат каким словом заменим? (ОН) (накрываю второе слово брат карточкой со словом ОН)
- Слово сестра каким словом заменим? (ОНА) (накрываю второе слово сестра карточкой со словом ОНА)
- Слово деревце каким словом заменим? (ОНО) (накрываю второе слово деревце карточкой со словом ОНО)
Читаем предложения.
«Мы в саду. Брат взял лопату. Он копает ямку. Сестра принесла воду. Она будет поливать. Мы посадили деревце. Оно начнет расти».
- Слова ОН, ОНА, ОНО не только делают предложение лучше, а еще будут нам помогать сегодня определять род слов - предметов.
- Когда слово - предмет заменяем словом ОН - это мужской род. Когда слово - предмет заменяем словом ОНА - это женский род. Когда слово - предмет заменяем словом ОНО - это средний род.
- Слово брат мы заменили словом ОН, то это предмет какого рода?
- Слово сестра мы заменили словом ОНА, то это предмет какого рода?
- Слово деревце мы заменили словом ОНО, то это предмет какого рода?
- Как определить род слова - предмета? (Нужно предмет заменить словом ОН или ОНА, или ОНО)
4. Работа со словами.
Подойдите к столу и возьмите рисунок, который вам понравится.
- Назовите свой рисунок словом. Давайте прикрепим фотографию предмета на доске под словом, которым его можно заменить, и узнаем какого рода предмет.
- Арбуз, ананас-это предметы какого рода? Как мы определили род этих предметов?
- Дыня, слива - это предметы какого рода? Как мы определили род этих предметов?
- Манго - это предмет какого рода? Как мы определили род этого слова?
- Как определить род слов предметов? (Нужно предмет заменить словом ОН или ОНА, или ОНО).
Физкультминутка
5. Рассмотрите схему на доске.
В корзине
- Запишите образовано предложения. Определите род предметов.
6. Запись предложения.
ПРИШЛА ВЕСНА. ВЕТЕРОК нагревается. Солнце светит ярко.
- Найдите в предложениях слова - предметы, графически обозначьте их, определите род этих слов - предметов.
III. Итог.
- Какую часть речи мы продолжали изучать сегодня на занятии?
- Как графически обозначать слова - предметы?
- Какого рода бывают слова - предметы?
- Какие слова помогали нам определять род слов - предметов?
- На следующем занятии мы продолжим работать над словами-предметами.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок-викторина в 4 классе: «Путешествие по странам Европы»
- Урок-игра по литературе в 9 классе: «Умники и умницы. Биография и творчество А. С. Пушкина»
- Урок-игра по биологии в 7 классе: «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»
- Кроссворд по биологии в 6 классе «Ботанический»
- Урок-игра по истории России и истории Древнего мира.