Урок по кубановедению на тему «Я гражданин своей страны».
Цель урока:
Развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности. Познакомить с содержанием и структурой курса «Кубановедение» в основной средней школе.
Задачи:
1. Формирования у учащихся толерантного отношения к окружающему миру, что особо актуально в условиях многонационального и многоконфессионального региона, такого, как Краснодарский край.
2. Диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п.
3. Формирование интереса и мотивации обучения, уважительного отношения и сопричастности к истории своей малой родины.
Работа с терминами:
1. Основные понятия: гражданин, этнос, племя, нация, эпохи первобытности на Кубани, исторические источники.
2. Работа с исторической картой.
Учебное оборудование:
1. Учебник
2. Атлас История Кубани.
3. Презентация
4. Рабочий лист урока
ТСО: мультимедийное оборудование.
Тип урока: вводный.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу в основной школе.
3. Изучение нового материала.
а. Знакомство с новым учебным курсом.
б. Характеристика источников, форм и методов изучения истории древней Кубани.
4. Закрепление/подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Содержание, материал урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
1. Организационный момент (1 мин). |
|
|
||
2. Постановка цели урока (4 мин). - вхождение в тему: постановка целей и задач урока; -знакомство с эпиграфом; Ничего нет лучше, краше Милой родины твоей. Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом — Слава им, борцам суровым, Слава нашей стороне! Н. Кончаловская |
Постановка целей и задач урока. |
|
||
- что означает понятие гражданин?)
- что значит быть гражданином?
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. Гражданин – взрослый человек, а также форма обращения к нему. – Проанализируйте данные определения и в приведенных предложениях определите, в одинаковом ли значении употребляется слово «гражданин». Какие различия вы увидели? – «Гражданка Иванова! Вам предоставляется слово для выступления». – «Гражданин СССР Ю. А. Гагарин совершил первый в мире полет человека в космос». |
Беседа.
Дать определение |
(принадлежность человека к какому-либо государству и подразумевает закрепленные в законах права и обязанности) (это значит сознательно, добросовестно выполнять свои обязанности; уважать историческое прошлое своего народа).
Анализ предложений |
||
4. Изучение нового материала (20 мин). Вот уже более тысячи лет Россия существует как многонациональное государство. Множество самых разных наций и народов (этносов) оставили свой неповторимый след в ее долгой и трудной истории. - Давайте вспомним, что такое этнос? Это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики. Дайте определение понятиям: Этнос - обозначение всех исторических типов этнических общностей: племён, народностей, наций; Род – объединение людей, связанных кровным родством; Племя - Этносоциальная общность доклассового общества, характеризующаяся кровнородственными связями между людьми; Народность – исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, которая следует за племенем и предшествует нации; Нация - определённая форма существования этноса, характерная для определённого этапа исторического развития. Известно, что не всегда отношения между народами, населяющими Россию, складывались легко и безоблачно. Бывали периоды взаимных обид и упреков. Но если стране грозила беда, если на ее территорию вторгались незваные враги, народы России забывали о былых ссорах и плечом к плечу вставали на защиту своей общей Родины. Наиболее полно эта дружба проявилась в годы войн: 1812 года, Великой Отечественной, когда люди всех без исключения национальностей на фронте и в глубоком тылу каждый день демонстрировали чудеса храбрости и стойкости. История родного края является частью российской и всеобщей истории. А кубановедение, как наука, представляет собой интегрированный предмет, в процессе изучения которого вы получите представления о географических особенностях, флоре и фауне Кубани, литературным наследием и современным экономическим развитием родного края. В десятом классе нам всем вместе предстоит пройти долгим историческим путем наших предков: познакомиться с историей, культурой, образом жизни народов, населявших Кубань более полумиллиона лет назад. Чтобы путешествие по данному курсу было познавательным и интересным на каждом уроке вашим помощником станут: учебник, атлас История Кубани, исторические карты, документы, материалы из Интернета. Проработка содержания темы. Знакомство с учебником. - Учитель: используя атлас «История Кубани» и Административную карту Краснодарского края, дайте характеристику ГП края. - В центре края находится республика Адыгея. До 1991 года она входила в состав нашего края, а затем стала республикой в составе РФ. Задание: выяснить фамилию автора, название учебника, оглавление (сделать акцент на заключении). - обратить внимание школьников на автора учебника, кандидата исторических наук, доцента кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Кубанского государственного университета Ратушника Олега Валерьевича. - работа с терминами, датами и понятиями, используя хронологическую таблицу (стр. 226), вопросы для итогового повторения (вопросы и задания учитель корректирует самостоятельно в ходе изучения содержания и структуры учебника). -характеристика источников, форм и методов изучения истории древней Кубани. Дать устный ответ на вопросы. - каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? |
Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)
Проработка содержания темы. Знакомство с учебником.
- организовать работу с текстом «Введения» (ученикам предлагается прочитать стр.3-6 учебника).
|
Этнос –от греческого ethnos- народ
Дают определение, записывают в тетрадь
Работа с учебником Наш край расположен на юге Российской Федерации. Исторически территорию в бассейне реки Кубань называют Кубанью. На севере и северо-востоке граничит с Ростовской областью, на востоке – Ставропольский край, на юго-востоке - Карачаево-Черкесия, на юге Абхазия, на западе Керченский пролив отделяет Кубань то Крымского полуострова, входящего в состав Украины. Западная часть нашего края омывается Чёрным и Азовским морями
|
||
5. Закрепление изученного материала (7мин). - Вы ощущаете себя гражданином своей страны? Поясните - Я ГРАЖДАНИН – человек, который:
любит _____________________________. переживает _________________________. действует ___________________________. протестует ___________________________. требует _____________________________. потому что ___________________________. |
каждый ряд получает лист на котором написано: Я ГРАЖДАНИН - человек, который…
предложить сравнить ответы |
Ученики записывают и зачитывают свои ответы
|
||
- На контурной карте № 1 выполнить задание. - Назовите эпохи истории первобытности? - Назвать фамилию одного из первых исследователей исторической древности Кубани? |
|
(каменный, бронзовый и железный века) (Е.Д. Фелицын). |
||
Рефлексия учащихся. Академик Д.С.Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране». З а д а н и е. Выберите из предложенного перечня пять чувств человека, которые являются гражданскими, затем сократите новый перечень до трех чувств. Объясните свой выбор.
Домашнее задание (3мин). 1. Прочитать введение стр. 3-6 2. Заполнить таблицу «Древнейшие жители Кубани» стр.6. |
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с определениями человеческих чувств:
|
Выполняют задание, объясняя свой выбор |
Авторы: Кушнарёва Татьяна Анатольевна
учитель кубановедения, истории и обществознания
МБОУСОШ№ 4 г. Апшеронск
Полубабкина Людмила Иршатовна
учитель кубановедения, информатики и ИКТ
МБОУСОШ№ 7 им. Ю.А. Гагарина г. Хадыженск
В краевом конкурсе методических разработок «Кубань-многонациональный край» этот урок занял 3 место.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок-викторина в 4 классе: «Путешествие по странам Европы»
- Урок-игра по литературе в 9 классе: «Умники и умницы. Биография и творчество А. С. Пушкина»
- Урок-игра по биологии в 7 классе: «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»
- Кроссворд по биологии в 6 классе «Ботанический»
- Урок-игра по истории России и истории Древнего мира.