Урок по кубановедению на тему «Я гражданин своей страны».

(8 голоса, среднее 4.00 из 5)



Урок по кубановедению, я гражданин своей страны

 

 

Цель урока:

Развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности. Познакомить с содержанием и структурой курса «Кубановедение» в основной средней школе.

Задачи:

1. Формирования у учащихся толерантного отношения к окружающему миру, что особо актуально в условиях многонационального и многоконфессионального региона, такого, как Краснодарский край.

2. Диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п.

3. Формирование интереса и мотивации обучения, уважительного отношения  и сопричастности к истории своей малой родины.

Работа с терминами:

1. Основные понятия: гражданин, этнос, племя, нация, эпохи первобытности на Кубани, исторические источники.

2. Работа с исторической картой.

Учебное оборудование:

1. Учебник

2.  Атлас История Кубани.

3. Презентация

4. Рабочий лист урока

ТСО:   мультимедийное оборудование.

Тип урока:  вводный.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу в основной школе.

3. Изучение нового материала.

а. Знакомство с новым учебным курсом.

б. Характеристика источников, форм и методов изучения истории древней Кубани.

4. Закрепление/подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Содержание, материал урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (1 мин).

2. Постановка цели урока (4 мин).

- вхождение в тему: постановка целей и задач урока;

-знакомство с эпиграфом;

Ничего нет лучше, краше

Милой родины твоей.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Н. Кончаловская

Постановка целей и задач урока.

  1. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу в основной школе (5 мин)

- что означает понятие гражданин?)

- что  значит быть гражданином?

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Гражданин – взрослый человек, а также форма обращения к нему.

– Проанализируйте данные определения и в приведенных предложениях определите, в одинаковом ли значении употребляется слово «гражданин». Какие различия вы увидели?

– «Гражданка Иванова! Вам предоставляется слово для выступления».

– «Гражданин СССР Ю. А. Гагарин совершил первый в мире полет человека в космос».

Беседа.

Дать определение

(принадлежность человека к какому-либо государству и подразумевает закрепленные в законах права и обязанности)

(это значит сознательно, добросовестно выполнять свои обязанности; уважать историческое прошлое своего народа).

Анализ предложений

4. Изучение нового материала (20 мин).

Вот уже более тысячи лет Россия существует как многонациональное государство. Множество самых разных наций и народов (этносов) оставили свой неповторимый след в ее долгой и трудной истории.

- Давайте вспомним, что такое этнос?

Это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики.

Дайте определение понятиям:

Этнос - обозначение всех исторических типов этнических общностей: племён, народностей, наций;

Род – объединение людей, связанных кровным родством;

Племя - Этносоциальная общность доклассового общества, характеризующаяся кровнородственными связями между людьми;

Народность – исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, которая следует за племенем и предшествует нации;

Нация - определённая форма существования этноса, характерная для определённого этапа исторического развития.

Известно, что не всегда отношения между народами, населяющими Россию, складывались легко и безоблачно. Бывали периоды взаимных обид и упреков. Но если стране грозила беда, если на ее территорию вторгались незваные враги, народы России забывали о былых ссорах и плечом к плечу вставали на защиту своей общей Родины. Наиболее полно эта дружба проявилась в годы войн: 1812 года, Великой Отечественной, когда люди всех без исключения национальностей на фронте и в глубоком тылу каждый день демонстрировали чудеса храбрости и стойкости.

История родного края является частью российской и всеобщей истории. А кубановедение, как наука, представляет собой интегрированный предмет, в процессе изучения которого вы получите представления о географических особенностях, флоре и фауне Кубани, литературным наследием и современным экономическим развитием родного края.

В десятом классе нам всем вместе предстоит пройти долгим  историческим путем наших предков: познакомиться с историей, культурой, образом жизни народов, населявших Кубань более полумиллиона лет назад.

Чтобы путешествие по данному курсу было познавательным и интересным на каждом уроке вашим помощником станут: учебник, атлас История Кубани, исторические карты, документы, материалы из  Интернета.

Проработка содержания темы.  Знакомство с учебником.

- Учитель: используя атлас  «История Кубани» и Административную карту Краснодарского края, дайте характеристику ГП края.

- В центре края находится республика Адыгея. До 1991 года она входила в состав нашего края, а затем стала республикой в составе РФ.

Задание: выяснить фамилию  автора, название учебника, оглавление (сделать акцент на заключении).

- обратить внимание школьников на  автора учебника, кандидата исторических наук, доцента кафедры новой, новейшей истории и международных отношений  Кубанского государственного университета  Ратушника Олега Валерьевича.

- работа с терминами, датами и понятиями, используя хронологическую таблицу (стр. 226), вопросы для итогового повторения (вопросы и задания учитель корректирует самостоятельно в ходе изучения содержания и структуры учебника).

-характеристика источников, форм и методов изучения истории древней Кубани.

Дать устный ответ  на вопросы.

- каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)?

Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)

Проработка содержания темы.

Знакомство с учебником.

- организовать работу с текстом «Введения» (ученикам предлагается прочитать стр.3-6 учебника).

Этнос –от греческого ethnos- народ

Дают определение, записывают в тетрадь

Работа с учебником

Наш край расположен на юге Российской Федерации. Исторически территорию в бассейне реки Кубань называют Кубанью. На севере и северо-востоке граничит с Ростовской областью, на востоке – Ставропольский край, на юго-востоке - Карачаево-Черкесия, на юге Абхазия, на западе Керченский пролив отделяет Кубань то Крымского полуострова, входящего в состав Украины. Западная часть нашего края омывается Чёрным и Азовским морями

5. Закрепление изученного материала (7мин).

- Вы ощущаете себя гражданином своей страны? Поясните

- Я ГРАЖДАНИН – человек, который:

любит _____________________________.

переживает _________________________.

действует ___________________________.

протестует ___________________________.

требует _____________________________.

потому что ___________________________.

каждый ряд  получает лист  на котором написано:  Я ГРАЖДАНИН  - человек, который…

предложить сравнить ответы

Ученики записывают и зачитывают свои ответы

- На контурной карте № 1 выполнить задание.

- Назовите эпохи истории первобытности?

- Назвать фамилию одного из первых исследователей исторической древности Кубани?

(каменный, бронзовый и железный века)

(Е.Д. Фелицын).

Рефлексия учащихся.

Академик Д.С.Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».

З а д а н и е. Выберите из предложенного перечня пять чувств человека, которые являются гражданскими, затем сократите новый перечень до трех чувств. Объясните свой выбор.

гуманность

скромность

чувство справедливости

честность

чувство долга

чувство чести

искренность

чувство вины

стыдливость

сочувствие

милосердие

чувство ответственности

Домашнее задание (3мин).

1. Прочитать введение стр. 3-6

2.  Заполнить таблицу «Древнейшие жители Кубани» стр.6.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с определениями человеческих чувств:

Выполняют задание, объясняя свой выбор

Авторы: Кушнарёва Татьяна Анатольевна

учитель кубановедения, истории и обществознания

МБОУСОШ№ 4 г. Апшеронск

Полубабкина Людмила Иршатовна

учитель кубановедения, информатики и ИКТ

МБОУСОШ№ 7 им. Ю.А. Гагарина г. Хадыженск

В краевом конкурсе методических разработок «Кубань-многонациональный край» этот урок занял 3 место.