Урок-игра по биологии в 7 классе: «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»

(2 голоса, среднее 2.00 из 5)



урок по биологии 7 класс

- повторить и обобщить знания о значении, многообразии, охране рыб, земноводных пресмыкающихся;

- развить умения делать выводы, обобщения сообщения и работать самостоятельно и коллективно, работать  с дополнительной литературой;

Данный урок проводится после изучения тем «Классы: Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся» и является, по сути, уроком обобщения и проверки знаний. Форма-в виде игры, повышает интерес  учащихся и стремление их к получению новых  знаний на уроке.

Время проведения - один урок.

КВН предшествует тщательная подготовка:

1) Учитель в течение изучения  всей темы даёт дополнительные факты, информацию, которые впоследствии пригодятся учащимся на этом  уроке.

2) Учащимся даются: домашние задания для подготовки к конкурсу газет, приветствию  и рекомендующиеся  источники получения информации.

3) Пригласить жюри для оценивания конкурсов игры (учителя биологии, старшеклассники и др.)

4) Класс необходимо предварительно разделить на три команды, если проводятся  уроки в одном классе.

Оборудование: таблицы по теме «Хордовые. Классы Хрящевых и Костных рыб», «Хордовые. Класс Земноводные», «Хордовые. Класс Рептилии»;

- Самодельные дидактические материалы, карточки с заданиями, рисунки.

Ход проведения урока-игры по биологии в 7 классе:

1)Вступительное слово учителя:

Здравствуйте. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок -игра на тему «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся». В форме разнообразных конкурсов мы повторим  вопросы охраны, многообразия и значения рыб, земноводных и пресмыкающихся. Соревноваться между собой будут 3 команды: «Эрудиты», «Краеведы» и «Знатоки» (названия ребята должны выбрать сами).

У нас в гостях специалисты биологи, которые помогут нам при проведении урока. Они же будут нашим жюри. Давайте с ними познакомимся.

1 специалист-ихтиолог:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут _______. Я специалист по изучению рыб - ихтиолог. И сегодня я буду задавать вам разные вопросы о жизнедеятельности рыб. Надеюсь на сотрудничество.

2 специалист - батрахолог:

Добрый день! Меня зовут _________. Я изучаю земноводных. Наука о земноводных называется – батрахологией. Мои вопросы и задания будут об амфибиях или земноводных. Желаю всем успехов!

3 специалист - герпетолог:

Здравствуйте! Я ___________. Область моей специализации в биологии это – наука герпетология о пресмыкающихся или рептилиях. О них можно говорить часами. Думаю, что и вы много знаете о пресмыкающихся.

Учитель:

Ребята, теперь необходимо разделиться на 3 команды, придумать названия команды и девиз, выбрать капитана команды.

1 команда «Эрудиты» будет проверять свои знания о рыбах.

2 команда «Краеведы» будет проверять свои знания о земноводных.

3 команда «Знатоки» будет проверять свои знания о рептилиях.

Критерии оценок по следующим направлениям:

1) Личное первенство

2)Степень участия в работе  команды.

Каждый конкурс оценивается в баллах. Количество максимальных баллов объявляется  перед каждым конкурсом.

Итак! Начинаем нашу игру!

1 конкурс « Визитка команды»

(максимальное количество баллов-5)

Представление команд по плану:

1.Название команды

2.Девиз команды

3.Капитан команды.

Жюри после каждого конкурса ведёт счёт команд. Записи счёта ведутся на доске.

2 конкурс «Биологическая викторина»

(максимальное количество баллов-7)

Специалисты задают командам вопросы поочередно. Количество вопросов каждой команде – 7.

Предоставим слово специалистам.

1 специалист-ихтиолог:

Вопросы первой команде «Эрудиты»:

1.Как тело рыбы приспособлено к обитанию в водной среде?

(Обтекаемая форма тела, боковая линия, жабры, слизь на покровах тела, чешуя, защитная или предостерегающая окраска, плавники, плавательный пузырь и др.)

2.В связи, с чем у некоторых рыб возникла уплощенная форма тела?

(У донных рыб, обитающих на дне.)

3.Представители этого отряда имеют внешние отличительные признаки в виде усика на подбородке и 3 непарных плавников на спине. Назовите отряд и характерных представителей.

(Это отряд трескообразные: треска, налим, пикша, навага и др.)

4.Какую самую крупную рыбу вы знаете?

(Среди костных рыб - это арапайма. Длина её тела до 4 метров, масса 150-200 кг. Живет она в реках в тропической Америки. Местные жители  на неё охотятся с удочками и стрелами. Среди хрящевых рыб самой крупной является китовая акула, длиной до 20 метров. Она, совсем безобидна, т.к. питается планктонными рачками)

5.Есть такие рыбы, которые намеренно « привлекают к себе внимание». Что это за рыбы? Зачем они это делают?

(Это глубоководные рыбы, обитающие на большой глубине, куда не проникает солнечный свет. При помощи светящихся органов тела, они приманивают добычу, и таким образом охотятся. Это удильщики и др.)

6.Как при нересте меняется внешний вид рыб?

(Рыбы становятся более ярко окрашены. У них  плавники становятся более яркими.)

7.Бывают ли «летучие» рыбы?

(Да, бывают. Эти рыбы могут совершать полеты над водой до 100 и более метров. Долгоперы могут пролетать до 250-300 метров. При полете плавники рыб не совершают взмахов, а выполняют роль  парашюта или планера.)

2 специалист - батрахолог:

Вопросы второй  команде «Краеведы»:

1.Как земноводные приспособлены к своей среде обитания?

(К суше: легкие, пятипалые ноги, влажная кожа, хорошо развитые органы чувств: зрения и слуха, влажный секрет глаз и кожи и др. К воде: кожное дыхание, перепонки на задних конечностях, ноздри и глаза на возвышениях, размножение в водной среде и др.)

2.Как внешне отличить лягушку от жабы?

(У жаб более сухая и неровная ороговевшая кожа т.к. они могут жить и вдали от водоемов. Кожа лягушек влажная т.к. там находятся кожные железы, выделяющие влажный секрет, который защищает кожу лягушек от высыхания.)

3.Представители этого отряда земноводных не имеют ног. О них же можно сказать что они «ушли в подполье». Назовите отряд и его представителей.

(Это отряд безногие земноводные или червяги, их около 60 видов. Это обитатели почвы в тропических районах Земли. У них редуцированы глаза и ноги.)

4.Какое самое большое земноводное вам известно?

(Среди хвостатых земноводных это – исполинская саламандра около 1,5 метров в длину, а среди бесхвостых это лягушка-голиаф длиной до 30 см и массой более 3,5 кг, жаба- ага длиной до 50 см и массой до 2,8 кг.)

5.О чем может сказать яркая окраска земноводного?

(Яркая окраска кожи предупреждает о сильной ядовитости животного. Например, красные и желтые лягушки – древолазы, обитающие в Южной Америке, их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Яд южноамериканской лягушки кокоа, такой сильный, что прикосновение к ней, стоит жизни человеку.)

6.В чем сходство головастика с рыбами?

(Наличие тех же отделов тела, в том числе и хвоста, наличие жабр, боковой линии и обтекаемой формы тела. Один круг кровообращения и 2 камерное сердце)

7.Бывают ли безлегочные земноводные?

(Да, бывают. Это, например: некоторые виды саламандр и тритонов (уссурийский тритон). Кроме кожного дыхания у них есть ротовое дыхание.)

3 специалист - герпетолог:

Вопросы третьей   команде «Знатоки»:

1.Как пресмыкающиеся приспособлены к своей среде обитания?

(Среда обитания большинства рептилий суша. Для обитания на суше у них возникли следующие приспособления: легочное дыхание, сухая ороговевшая кожа, хорошо развитые органы чувств, ноги с когтями и др.)

2.Что означает название класса пресмыкающиеся?

(Две пары ног пресмыкающихся, широко расставлены по бокам тела, пальцы имеют когти. При движении ящерицы пресмыкаются- касаются телом земли (отсюда название этого класса)

3.Этот отряд пресмыкающихся представлен всего-навсего одним видом. Назовите этот отряд пресмыкающихся.

(Это отряд клювоголовых. Отряд представлен гаттерией. Гаттерия занесена в международную красную книгу. Ее называют живым ископаемым. Живет эта рептилия на маленьких островах у Новой Зеландии и охраняется как «живой памятник природы».)

4.Какие самые большие пресмыкающиеся вам известны?

(Это ящерица - комодский варан длиной более 3 метров, змея - удав- анаконда более 10 метров, нильский крокодил длиной более 6 метров, черепахи: - морская  кожистая зеленая или суповая черепаха и сухопутная - галапогосская слоновая черепаха. Длина каждой из этих черепах более 1,5 метров и масса более 400 кг.)

5.Какие пресмыкающиеся работают сторожами или няньками?

(В Сиднее, Австралия многие магазины охраняются сторожами- змеями. В Бразилии удавы-домашние животные охраняют жилище человека от ядовитых змей, играют с детьми, ловят грызунов.)

6.Каково значение смены окраски кожи у хамелеонов?

(Хамелеон быстро меняет окраску тела, приспосабливаясь к фону той природной среды, в которой находится.)

7.Бывают ли «плачущие крокодилы»?

(Да, бывают. Ученые установили, что со слезами, крокодилы избавляются от излишков соли в организме.)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 2 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

Учитель:

3 конкурс «Кто здесь лишний?

(максимальное количество баллов-4)

Команды должны найти «лишнее» животное и объяснить, почему оно является лишним в представленном списке.

1 команде «Эрудиты»:

Окунь, скат, сом, треска

(«Лишним» является скат т.к. он относится к классу Хрящевые рыбы, а все остальные относятся к классу Костные рыбы)

2 команде «Краеведы»:

Квакша, жаба, тритон, лягушка

(«Лишним» является тритон т.к. он относится к отряду Хвостатых земноводных, а все остальные относятся к отряду Бесхвостых земноводных.)

3 команде «Знатоки»:

Крокодил, черепаха, тритон, хамелеон

(«Лишним» является тритон т.к. он относится к классу  Земноводных, а все остальные относятся к классу Пресмыкающихся)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 3 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

4 конкурс «Головоломки»

(максимальное количество баллов-4)

Каждая команда получает головоломку на раздаточном листке. В головоломке спрятаны 4 слова, оканчивающиеся на букву «а». Команды должны расшифровать головоломки.

урок биологии рыбы, урок игра биология

урок биологии рыбы, урок игра биология

урок биологии рыбы, урок игра биология

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 5 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 4 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

5 конкурс «Конкурс капитанов»

(максимальное количество баллов-4)

Каждый капитан задает по 1 вопросу 2 другим капитанам и сам отвечает на 2 вопроса от др. капитанов команд.

Вопросы от капитана  1 команды «Эрудиты»:

1.Назовите морскую рыбу по форме напоминающую шахматную фигуру.

(морской конек-тряпочник)

2.Какая рыба является живым ископаемым и почему?

(латимерия т.к. она является  живым  представителем  кистеперых рыб)

Вопросы от капитана  2 команды «Краеведы»:

1.Существует ли у земноводных забота о потомстве? Приведите примеры.

(Да, существует. Примеры: жаба повитуха и пипа суринамская носят на своем теле головастиков до  формирования лягушат.)

2.Что могут делать земноводные при помощи кожи?

(Защищаться, отпугивать и предостерегать врагов о своей ядовитости; дышать при помощи кожи)

Вопросы от капитана  3 команды «Знатоки»:

1.В чем разница линьки ящерицы и змеи?

(Змея линяет, сбрасывая кожу «чулком» или целиком, а ящерица линяет,  сбрасывая кожу кусками.)

2.В чем рептилии более независимы, чем земноводные?

(Рептилии не зависят при размножении от водной среды как земноводные.)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 7 конкурсов.

6 конкурс «Мозаика»

(максимальное количество баллов-5)

Каждая команда получает мозаику (достаточно разрезать одно изображение на кусочки, а второе, точно такое же дать для образца команде), если ее сложить, то получится изображение животных.

Побеждает команда наиболее быстро и качественно сложившая изображение мозаики.

1 команде «Эрудиты»:

урок биологии рыбы, урок игра биология

2 команде «Краеведы»:

урок биологии рыбы, урок игра биология

3 команде «Знатоки»:

урок биологии рыбы, урок игра биология

Учитель:

Заслушаем мнение жюри по итогам 6 конкурса.

7 конкурс «Незаконченная таблица».

(максимальное количество-10 баллов)

каждая команда получает таблицу, где имеется 2 колонки. В первой надо вписать названия животных из предложенных вариантов ответов.

Варианты ответов: веретеница, жаба, сом, саламандра исполинская, скат, акула, червяга, кобра, хамелеон, динозавр.

№ 1

Эту амфибию разводят на фермах ради мяса и шкуры

№ 2

У этой рыбы в скелете всю жизнь сохраняется хорда

№ 3

Эта рыба «бьет» электрическим током

№ 4

Усатая рыба

№ 5

Безногая амфибия

№ 6

Ядовитая змея

№ 7

Рептилия с непостоянной окраской тела

№ 8

Ужасный ящер

№ 9

«Истребитель» комаров

№10

Безногая ящерица

Ответ:

(1-саламандра исполинская, 2-акула, 3-скат, 4-сом, 5-червяга, 6-кобра, 7-хамелеон,8-динозавр,9-жаба,10-веретиница).

Учитель: Заслушаем мнение жюри по итогам 7 конкурса.

Звучит торжественная музыка.

Подведение итогов:

1.Выступление жюри. Оглашение общего счета игры. Поздравление победителей. Необходимо отметить в командах наиболее отличившихся игроков.

2.Награждение-вручение призов,  грамот.

Заключительное слово учителя:

Ребята мы повторили и проверили знания о рыбах, земноводных и амфибиях. Все команды показали хорошие знания. Молодцы! Надеюсь, что эти знания вы будете использовать в своей жизни во благо природы и никогда не обидите своих «братьев меньших».