Урок-игра по биологии в 7 классе: «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»
- повторить и обобщить знания о значении, многообразии, охране рыб, земноводных пресмыкающихся;
- развить умения делать выводы, обобщения сообщения и работать самостоятельно и коллективно, работать с дополнительной литературой;
Данный урок проводится после изучения тем «Классы: Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся» и является, по сути, уроком обобщения и проверки знаний. Форма-в виде игры, повышает интерес учащихся и стремление их к получению новых знаний на уроке.
Время проведения - один урок.
КВН предшествует тщательная подготовка:
1) Учитель в течение изучения всей темы даёт дополнительные факты, информацию, которые впоследствии пригодятся учащимся на этом уроке.
2) Учащимся даются: домашние задания для подготовки к конкурсу газет, приветствию и рекомендующиеся источники получения информации.
3) Пригласить жюри для оценивания конкурсов игры (учителя биологии, старшеклассники и др.)
4) Класс необходимо предварительно разделить на три команды, если проводятся уроки в одном классе.
Оборудование: таблицы по теме «Хордовые. Классы Хрящевых и Костных рыб», «Хордовые. Класс Земноводные», «Хордовые. Класс Рептилии»;
- Самодельные дидактические материалы, карточки с заданиями, рисунки.
Ход проведения урока-игры по биологии в 7 классе:
1)Вступительное слово учителя:
Здравствуйте. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок -игра на тему «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся». В форме разнообразных конкурсов мы повторим вопросы охраны, многообразия и значения рыб, земноводных и пресмыкающихся. Соревноваться между собой будут 3 команды: «Эрудиты», «Краеведы» и «Знатоки» (названия ребята должны выбрать сами).
У нас в гостях специалисты биологи, которые помогут нам при проведении урока. Они же будут нашим жюри. Давайте с ними познакомимся.
1 специалист-ихтиолог:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут _______. Я специалист по изучению рыб - ихтиолог. И сегодня я буду задавать вам разные вопросы о жизнедеятельности рыб. Надеюсь на сотрудничество.
2 специалист - батрахолог:
Добрый день! Меня зовут _________. Я изучаю земноводных. Наука о земноводных называется – батрахологией. Мои вопросы и задания будут об амфибиях или земноводных. Желаю всем успехов!
3 специалист - герпетолог:
Здравствуйте! Я ___________. Область моей специализации в биологии это – наука герпетология о пресмыкающихся или рептилиях. О них можно говорить часами. Думаю, что и вы много знаете о пресмыкающихся.
Учитель:
Ребята, теперь необходимо разделиться на 3 команды, придумать названия команды и девиз, выбрать капитана команды.
1 команда «Эрудиты» будет проверять свои знания о рыбах.
2 команда «Краеведы» будет проверять свои знания о земноводных.
3 команда «Знатоки» будет проверять свои знания о рептилиях.
Критерии оценок по следующим направлениям:
1) Личное первенство
2)Степень участия в работе команды.
Каждый конкурс оценивается в баллах. Количество максимальных баллов объявляется перед каждым конкурсом.
Итак! Начинаем нашу игру!
1 конкурс « Визитка команды»
(максимальное количество баллов-5)
Представление команд по плану:
1.Название команды
2.Девиз команды
3.Капитан команды.
Жюри после каждого конкурса ведёт счёт команд. Записи счёта ведутся на доске.
2 конкурс «Биологическая викторина»
(максимальное количество баллов-7)
Специалисты задают командам вопросы поочередно. Количество вопросов каждой команде – 7.
Предоставим слово специалистам.
1 специалист-ихтиолог:
Вопросы первой команде «Эрудиты»:
1.Как тело рыбы приспособлено к обитанию в водной среде?
(Обтекаемая форма тела, боковая линия, жабры, слизь на покровах тела, чешуя, защитная или предостерегающая окраска, плавники, плавательный пузырь и др.)
2.В связи, с чем у некоторых рыб возникла уплощенная форма тела?
(У донных рыб, обитающих на дне.)
3.Представители этого отряда имеют внешние отличительные признаки в виде усика на подбородке и 3 непарных плавников на спине. Назовите отряд и характерных представителей.
(Это отряд трескообразные: треска, налим, пикша, навага и др.)
4.Какую самую крупную рыбу вы знаете?
(Среди костных рыб - это арапайма. Длина её тела до 4 метров, масса 150-200 кг. Живет она в реках в тропической Америки. Местные жители на неё охотятся с удочками и стрелами. Среди хрящевых рыб самой крупной является китовая акула, длиной до 20 метров. Она, совсем безобидна, т.к. питается планктонными рачками)
5.Есть такие рыбы, которые намеренно « привлекают к себе внимание». Что это за рыбы? Зачем они это делают?
(Это глубоководные рыбы, обитающие на большой глубине, куда не проникает солнечный свет. При помощи светящихся органов тела, они приманивают добычу, и таким образом охотятся. Это удильщики и др.)
6.Как при нересте меняется внешний вид рыб?
(Рыбы становятся более ярко окрашены. У них плавники становятся более яркими.)
7.Бывают ли «летучие» рыбы?
(Да, бывают. Эти рыбы могут совершать полеты над водой до 100 и более метров. Долгоперы могут пролетать до 250-300 метров. При полете плавники рыб не совершают взмахов, а выполняют роль парашюта или планера.)
2 специалист - батрахолог:
Вопросы второй команде «Краеведы»:
1.Как земноводные приспособлены к своей среде обитания?
(К суше: легкие, пятипалые ноги, влажная кожа, хорошо развитые органы чувств: зрения и слуха, влажный секрет глаз и кожи и др. К воде: кожное дыхание, перепонки на задних конечностях, ноздри и глаза на возвышениях, размножение в водной среде и др.)
2.Как внешне отличить лягушку от жабы?
(У жаб более сухая и неровная ороговевшая кожа т.к. они могут жить и вдали от водоемов. Кожа лягушек влажная т.к. там находятся кожные железы, выделяющие влажный секрет, который защищает кожу лягушек от высыхания.)
3.Представители этого отряда земноводных не имеют ног. О них же можно сказать что они «ушли в подполье». Назовите отряд и его представителей.
(Это отряд безногие земноводные или червяги, их около 60 видов. Это обитатели почвы в тропических районах Земли. У них редуцированы глаза и ноги.)
4.Какое самое большое земноводное вам известно?
(Среди хвостатых земноводных это – исполинская саламандра около 1,5 метров в длину, а среди бесхвостых это лягушка-голиаф длиной до 30 см и массой более 3,5 кг, жаба- ага длиной до 50 см и массой до 2,8 кг.)
5.О чем может сказать яркая окраска земноводного?
(Яркая окраска кожи предупреждает о сильной ядовитости животного. Например, красные и желтые лягушки – древолазы, обитающие в Южной Америке, их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Яд южноамериканской лягушки кокоа, такой сильный, что прикосновение к ней, стоит жизни человеку.)
6.В чем сходство головастика с рыбами?
(Наличие тех же отделов тела, в том числе и хвоста, наличие жабр, боковой линии и обтекаемой формы тела. Один круг кровообращения и 2 камерное сердце)
7.Бывают ли безлегочные земноводные?
(Да, бывают. Это, например: некоторые виды саламандр и тритонов (уссурийский тритон). Кроме кожного дыхания у них есть ротовое дыхание.)
3 специалист - герпетолог:
Вопросы третьей команде «Знатоки»:
1.Как пресмыкающиеся приспособлены к своей среде обитания?
(Среда обитания большинства рептилий суша. Для обитания на суше у них возникли следующие приспособления: легочное дыхание, сухая ороговевшая кожа, хорошо развитые органы чувств, ноги с когтями и др.)
2.Что означает название класса пресмыкающиеся?
(Две пары ног пресмыкающихся, широко расставлены по бокам тела, пальцы имеют когти. При движении ящерицы пресмыкаются- касаются телом земли (отсюда название этого класса)
3.Этот отряд пресмыкающихся представлен всего-навсего одним видом. Назовите этот отряд пресмыкающихся.
(Это отряд клювоголовых. Отряд представлен гаттерией. Гаттерия занесена в международную красную книгу. Ее называют живым ископаемым. Живет эта рептилия на маленьких островах у Новой Зеландии и охраняется как «живой памятник природы».)
4.Какие самые большие пресмыкающиеся вам известны?
(Это ящерица - комодский варан длиной более 3 метров, змея - удав- анаконда более 10 метров, нильский крокодил длиной более 6 метров, черепахи: - морская кожистая зеленая или суповая черепаха и сухопутная - галапогосская слоновая черепаха. Длина каждой из этих черепах более 1,5 метров и масса более 400 кг.)
5.Какие пресмыкающиеся работают сторожами или няньками?
(В Сиднее, Австралия многие магазины охраняются сторожами- змеями. В Бразилии удавы-домашние животные охраняют жилище человека от ядовитых змей, играют с детьми, ловят грызунов.)
6.Каково значение смены окраски кожи у хамелеонов?
(Хамелеон быстро меняет окраску тела, приспосабливаясь к фону той природной среды, в которой находится.)
7.Бывают ли «плачущие крокодилы»?
(Да, бывают. Ученые установили, что со слезами, крокодилы избавляются от излишков соли в организме.)
Учитель:
А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 2 конкурсов.
Жюри подводит итоги.
Учитель:
3 конкурс «Кто здесь лишний?
(максимальное количество баллов-4)
Команды должны найти «лишнее» животное и объяснить, почему оно является лишним в представленном списке.
1 команде «Эрудиты»:
Окунь, скат, сом, треска
(«Лишним» является скат т.к. он относится к классу Хрящевые рыбы, а все остальные относятся к классу Костные рыбы)
2 команде «Краеведы»:
Квакша, жаба, тритон, лягушка
(«Лишним» является тритон т.к. он относится к отряду Хвостатых земноводных, а все остальные относятся к отряду Бесхвостых земноводных.)
3 команде «Знатоки»:
Крокодил, черепаха, тритон, хамелеон
(«Лишним» является тритон т.к. он относится к классу Земноводных, а все остальные относятся к классу Пресмыкающихся)
Учитель:
А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 3 конкурсов.
Жюри подводит итоги.
4 конкурс «Головоломки»
(максимальное количество баллов-4)
Каждая команда получает головоломку на раздаточном листке. В головоломке спрятаны 4 слова, оканчивающиеся на букву «а». Команды должны расшифровать головоломки.
Учитель:
А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 5 конкурсов.
Жюри подводит итоги.
А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 4 конкурсов.
Жюри подводит итоги.
5 конкурс «Конкурс капитанов»
(максимальное количество баллов-4)
Каждый капитан задает по 1 вопросу 2 другим капитанам и сам отвечает на 2 вопроса от др. капитанов команд.
Вопросы от капитана 1 команды «Эрудиты»:
1.Назовите морскую рыбу по форме напоминающую шахматную фигуру.
(морской конек-тряпочник)
2.Какая рыба является живым ископаемым и почему?
(латимерия т.к. она является живым представителем кистеперых рыб)
Вопросы от капитана 2 команды «Краеведы»:
1.Существует ли у земноводных забота о потомстве? Приведите примеры.
(Да, существует. Примеры: жаба повитуха и пипа суринамская носят на своем теле головастиков до формирования лягушат.)
2.Что могут делать земноводные при помощи кожи?
(Защищаться, отпугивать и предостерегать врагов о своей ядовитости; дышать при помощи кожи)
Вопросы от капитана 3 команды «Знатоки»:
1.В чем разница линьки ящерицы и змеи?
(Змея линяет, сбрасывая кожу «чулком» или целиком, а ящерица линяет, сбрасывая кожу кусками.)
2.В чем рептилии более независимы, чем земноводные?
(Рептилии не зависят при размножении от водной среды как земноводные.)
Учитель:
А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 7 конкурсов.
6 конкурс «Мозаика»
(максимальное количество баллов-5)
Каждая команда получает мозаику (достаточно разрезать одно изображение на кусочки, а второе, точно такое же дать для образца команде), если ее сложить, то получится изображение животных.
Побеждает команда наиболее быстро и качественно сложившая изображение мозаики.
1 команде «Эрудиты»:
2 команде «Краеведы»:
3 команде «Знатоки»:
Учитель:
Заслушаем мнение жюри по итогам 6 конкурса.
7 конкурс «Незаконченная таблица».
(максимальное количество-10 баллов)
каждая команда получает таблицу, где имеется 2 колонки. В первой надо вписать названия животных из предложенных вариантов ответов.
Варианты ответов: веретеница, жаба, сом, саламандра исполинская, скат, акула, червяга, кобра, хамелеон, динозавр.
№ 1 |
|
Эту амфибию разводят на фермах ради мяса и шкуры |
№ 2 |
|
У этой рыбы в скелете всю жизнь сохраняется хорда |
№ 3 |
|
Эта рыба «бьет» электрическим током |
№ 4 |
|
Усатая рыба |
№ 5 |
|
Безногая амфибия |
№ 6 |
|
Ядовитая змея |
№ 7 |
|
Рептилия с непостоянной окраской тела |
№ 8 |
|
Ужасный ящер |
№ 9 |
|
«Истребитель» комаров |
№10 |
|
Безногая ящерица |
Ответ:
(1-саламандра исполинская, 2-акула, 3-скат, 4-сом, 5-червяга, 6-кобра, 7-хамелеон,8-динозавр,9-жаба,10-веретиница).
Учитель: Заслушаем мнение жюри по итогам 7 конкурса.
Звучит торжественная музыка.
Подведение итогов:
1.Выступление жюри. Оглашение общего счета игры. Поздравление победителей. Необходимо отметить в командах наиболее отличившихся игроков.
2.Награждение-вручение призов, грамот.
Заключительное слово учителя:
Ребята мы повторили и проверили знания о рыбах, земноводных и амфибиях. Все команды показали хорошие знания. Молодцы! Надеюсь, что эти знания вы будете использовать в своей жизни во благо природы и никогда не обидите своих «братьев меньших».
Похожие материалы:
Более новые статьи:
Более старые статьи:
- Кроссворд по биологии в 6 классе «Ботанический»
- Урок-игра по истории России и истории Древнего мира.
- Методические материалы для проведения урока безопасности по теме: «Землетрясения. Как действовать при землетрясениях».
- Проведение открытого урока, посвященного Дню Конституции Российской Федерации.
- Викторина по краеведению.