Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе: «Богатства Апшеронского района».

(1 голос, среднее 4.00 из 5)



Учитель-логопед О.В. Толстунова

МАДОУ детский сад комбинированного вида №13 г. Апшеронска

Задачи:

-закрепить знания детей о природе Апшеронского района;

-закрепить навык звукового анализа, умения выделять заданный звук в слове, умения подбирать слова-признаки, образовывать новые слова;

-воспитать любовь к природе родного края;

-развивать общую моторику, координацию речи с движением.

-подкрепить положительную мотивацию детей к обучению, создать эмоциональный настрой на успех.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация с фотографиями, предметы необходимые туристам(рюкзак, палатка, фотоаппарат, карта, фонарик, удочка), картинки с изображением листьев деревьев,разноцветные камешки  из поролона, голубая ткань, мелкие предметы, изображающие мусор, туесок, рюкзачок, лукошко; горы, выполненные  из коробок и ткани, картинки с изображением зимних видов спорта; обозначения полезных ископаемых;игра «Собери герб и флаг города» разрезные картинки.

Предварительная работа: изучение природы родного края, разучивание стихов об Апшеронске.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Дети заходят в музыкальный зал под звуки песни «Над Апшеронском гордо солнце встаёт …»

Логопед. Здравствуйте, ребята! Вы зашли в зал под звуки замечательной песни. О чём в ней поётся?

Дети. В ней поётся о нашем городе Апшеронске.

Логопед. Послушаем стихотворение о нашем районе. Расскажут нам Маша, Ангелина и Серёжа.

«Высоко в зените солнце над горами.

Горных рек я слышу серебристый звон.

Лесом и садами, нефтью и цветами

И делами славен наш район.

А над Апшеронском- птицы вереницей.

Облака узором над рекой плывут

Утопают  в солнце синие станицы

И казачки песни здесь с душой поют.

Пусть Пшеха не Кама, не Ока, не Волга,

Не слышны  гудки здесь гордых кораблей,

Но а всё же в сердце залегла надолго

Красота природы у реки моей.»

Основная часть

1Логопед обращает внимание детей на мультимедийный экран, на котором изображён Апшеронский район в составе Краснодарского края.

Логопед. Ребята, посмотрите на экран.Слайд 2. Это карта Краснодарского края, а вот наш Апшеронский район,(Слайд 3) он занимает достаточно большую площадь. Наша земля очень красива и богата.Слайд 4. А что такое БОГАТСТВА?

Дети. Это золото. Это деньги. Много машин…

Логопед. А вот чем богат наш район? Не знаете? Будем искать богатства?

Дети. Да!

Логопед. Для этого нам необходимо отправиться в путешествие по нашему Апшеронскому району.

Логопед. Как называют людей, которые путешествуют?

Дети. Путешественники, туристы.

2.Дидактическая игра «Собери рюкзак»

Логопед. Посмотрим, что необходимо туристам в путешествии. (На столе предметы :рюкзак, палатка, удочка, фотоаппарат, фонарик, компас)

Вот приготовлены вещи, которые могут понадобиться нам в походе. Выберите предмет, название которого начинается со звука У, заканчивается звуком А; начинается со звука Ф, заканчивается звуком Т; начинает

ся со звука Ф и заканчивается звуком Рь;

3.Физминутка (ходьба с выполнением задания)

Мы как настоящие туристы отправимся в поход пешком.Слайд 5, 6.

« Чтобы нам быстрей добраться,

Нужно очень постараться.

Поднимайте выше ноги,

Коль идёте по дороге.

Вот пенёчки впереди,

Змейкой ты их обойди»

Логопед. Вот мы и в лесу. Посмотрите на экран (Слайд 7). Большая часть района покрыта лесами, здесь много заповедных мест.Слайд 8

4.Дидактическая игра «С какого дерева листок»

(закрепить названия деревьев, растущих в нашем районе, образование прилагательных)

Логопед.Рассмотрите листья, они все с разных деревьев и кустарников, которые растут в нашем районе. С какого дерева или кустарника этот листок?

Дети. Это лист с дуба, он дубовый,

С акации,  с ореха, с клёна, с белолиственницы, с бука, с ольхи.

Логопед. Лес является домом для животных и птиц.

Какие животные обитают в нашем лесу?Слайд 9.На экране фотографии животных, обитающих в нашем районе.

5. Дидактическая игра « Один-много»

Назовите животных во множественном числе.

Логопед раздаёт детям картинки с изображением животных

Дети. Медведи, волки, зайцы, лисы, еноты, куницы, белки, зубры.

6.Дидактическая игра «Собери мусор»

Логопед. Лес является домом для животных и птиц. И мы с вами любим отдыхать в лесу.Слайд 10.. Посмотрите, разве так отдыхают?

На ковре разбросаны предметы: заколка, зеркальце, лист бумаги, кошелёк, салфетка, машинка, гребешок.

Сколько мусора на этой полянке! Что делать, ребята?

Дети. Мусор надо убрать.

Логопед. Все предметы, в названии которых есть звук С, надо положить в туесок, предметы, в названии которых есть звук Ш—в лукошко, со звуком З—в рюкзак.

Дети. В туесок мы сложили салфетку, лист

В лукошко положили машинку, гребешок, кошелёк. В рюкзак—заколку, зеркальце.

Логопед.Чем богат наш лес?

Дети. Деревьями, животными, птицами.

7.Физминутка (прыжки)

«Через кустики и кочки

Через ветки и пенёчки

Мы к широкой речке выйдем,

Что-то новое увидим.»

Логопед. Мы с вами вышли к реке.

Слайд 11. На экране фотографии рек Апшеронского района.

Какие реки протекают в нашем районе?

Дети. Пшеха(Слайд 11), Туха(Слайд 12),  Белая (Слайд 13).

8.Дидактическая игра «Подбери слова- признаки»

Логопед. Расскажите, какая бывает река? Подберите слова-признаки.

Дети. Река быстрая, глубокая, мелкая, холодная, горная, полноводная.

Логопед. Какая холодная вода в нашей речке. Как нам перебраться на другой берег?Слайд 14.

9.Дидактическая игра « Составь схему слова»

Логопед. Построим мост из камешков, которые мы найдём на берегу нашей реки. Что напоминают вам цвета камешков? Верно, гласные и согласные звуки. Составьте из них звуковую схему слова МОСТ.

Дети составляют схему слова из камешков и по ним переходят через «речку».

Логопед. Чем прекрасны наши реки? Конечно чистой водой.

10. Физминутка(ходьба на носочках)слайд 15

«Будем по лесу гулять,

Свежим воздухом дышать.

На носочках, по тропинке,

Друг за другом мы пойдём,

К горам высоким подойдём»

Дети подходят к изображению гор. Слайд 16, 17.

Логопед. Мы подошли к горам. Самая высокая гора называется Фишт.  Её вершины всегда покрыты снегом. ( На экране фотографии гор)

На плато Лаго-Наки лежитснег даже летом. Кто из вас был в этих местах?Слайд 18

Что вы там видели, чем занимались?Слайд 19

Дети. Снег, горы, скалы. Катались на санках.

11.Дидактическая игра «Назови вид спорта и спортсмена»

Логопед.В наших горах можно заниматься различными видами спорта. Логопед раздаёт детям картинки с изображением спортсменов.

Назовите вид спорта и спортсмена.

Дети. Конькобежный спорт—конькобежец

Бег на лыжах—лыжник

Саночный спорт—саночник

Прыжки с трамплина--трамплинщик

Сноубординг—сноубордист

Горнолыжный спорт—горнолыжник

Логопед. Какие это виды спорта ?

Дети . Это зимние виды спорта.

Логопед. В 20014 году, через 3 года в городе Сочи будут проходить Зимние олимпийские игры.

Логопед. В горах не только можно заниматься спортом или отдыхом.

Посмотрите, что за значки на нашем пути? Это обозначения природных ископаемых. Ребята, соберите их. В нашем районе есть месторождения нефти, известняка, серебра. Так же  пещеры, в которых встречаются сталактиты и сталагниты. Слайд 20. Встречаются минеральные лечебные источники.

Чем богаты наши горы?

Заключительная часть.

Логопед. Пора возвращаться домой. Если мы свами пройдём через плато Лаго-Наки, то окажемся в посёлке Мезмай. Спускаясь вниз по реке Курджипс, мы попадаем в красивейшее ущелье. Как оно называется? Верно, Гуамское ущелье. Посмотрите на экран.

Слайды 21, 22.

По нему проложена узкоколейка, идёт поезд. На нём мы и вернёмся домой.Слайд 23

1.Дидактическая игра «Собери герб и флаг города Апшеронска»

На поезд нужно приобрести  билет. Логопед раздаёт детям «билетики».

Посмотрите, какие они красочные. Что получится, если сложить все ваши билетики вместе?

Дети собирают картинки.

Дети .Получился флаг и герб Апшеронска.

2.Физминутка «Весёлый поезд»

«Поезд едет, поезд мчит,

Он колёсами стучи.

Мчится поезд во весь дух,

Чух-чух-чух-чух.

Дети идут притоптывающим шагом ,выполняют вращения руками вдоль боков.

Логопед. Вот мы и в нашем городе.Слайд 24

Дети садятся на стульчики.

Итог образовательной деятельности

Логопед. Понравилось вам наше путешествие? Какие богатства мы нашли в нашем районе?

Дети. Мы нашли деревья, кустарники, множество  животных, чистую воду в реках, полезные ископаемые, красивую природу для занятий спортом.

Логопед. Прекрасен наш край, богат. И многое зависит от нас с вами, будет ли это богатство сохранено.

«Край родимый, необъятный,

Много здесь лесов и рек.

Подрастём и все богатства

Сохраним на долгий век».

Скачать презентацию НОД по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе: «Богатства Апшеронского района».