Памятка для работы на уроке истории.
Схема анализа исторических фактов, событий, явлений и процессов
Исторический факт – первый кирпичик исторических знаний. Это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.
Историческое событие - совокупность логически завершенных и ограниченных в пространстве и времени исторических фактов.
Историческое явление - комплекс аналогичных исторических фактов или их признаков, которые хранились или хранятся в течение определенного времени и в определенном пространстве (территории).
Исторический процесс - цепь взаимосвязанных во времени и пространстве причинно-следственными связями исторических событий и явлений:
- когда происходили или проходили эти факты, события, явления или процессы;
- как они проходили;
- при каких исторических обстоятельствах они проходили, какие события прошли накануне;
- какое развитие они получили в дальнейшем;
- какой социальный слой или слои были основными участниками события;
- какую роль сыграли здесь исторические лица и чьи интересы они отражали;
- какой след оставили эти факты, события или процессы в истории региона, страны или мира;
- случайным или закономерным был именно такой ход событий, и имели ли они последствия;
- какие альтернативы развития существовали в тех исторических условиях, а как бы Вы повели себяв таких условиях?
Схема анализа событий с хронологической точки зрения (локализация событий во времени)
- когда прошли эти события, как долго они продолжались, в какой последовательности проходили;
- на какой период истории человечества они приходятся;
- как это событие соотносится с другими событиями или процессами;
- как это событие соотносится с однотипными событиями или процессами отечественной и региональной истории;
- составление хронологических простых или сложных таблиц.
Определения исторических событий в пространстве (использование карты как исторического источника)
- правильно займите позицию у карты (так, чтобы не заслонять естественное освещение карты);
- запомните, что когда вы стоите напротив карты, наверху будет север (юг - внизу), а слева - запад (соответственно, справа - восток);
- научитесь читать легенду карты - ее условные обозначения. При всем разнообразии карт однотипные факты, события и явления - границы и столицы, районы восстаний, направления главных ударов и места сражений и т.д. - изображаются на них похожими пометками;
- обратите внимание на надписи, диаграммы, таблицы, портреты, рисунки, которые есть на карте, и вы поймете, что есть резон в утверждении «Карта - это государственная работа»;
- работая с контурной картой, пользуйтесь цветными карандашами, делайте условные обозначения;
- на мелкомасштабных картах отдельные отметки делайте цифрами, включайте в условные обозначения, это будет влиять на эстетику выполненной Вами работы.
Схема анализа исторического документа
- Документ первичный (запись очевидца или участника события) или вторичный (комментарий или предание о событии из уст исследователя).
- Отделите в документе факты от комментариев и анализируйте их отдельно.
- Кто автор этого документа? Чьи интересы он защищает?
- О чем рассказывается в документе? Какая сторона события или явления замалчивается?
- Когда написан этот документ? Как могли повлиять на него авторы, исторические события или общая ситуация в этот период?
- Где происходило событие, о котором идет речь в документе?
- Какими мотивами руководствовался автор документа?
- Как этот документ сочетается с другими свидетельствами об этих фактах, событиях, явлениях или процессах?
Схема характеристики исторической личности
(Составление исторического портрета)
- Исторические условия, вызовы и влияние окружающей общественной среды на формирование личности исторической фигуры. Личностные качества исторического деятеля и условия их становления и формирования.
- Цели деятельности и возможности их достижения.
- Какими средствами и путями достигается поставленная цель.
- Результаты деятельности исторического лица для региона, страны или мира.
- В чем значение деятельности этой личности.
- Каково Ваше отношение к этой личности как к человеку и как к историческому деятелю?
Виды работы с текстом учебника как с источником информации
- чтение молча или вслух;
- выписка дат;
- составление хронологических таблиц;
- работа со сроками, географическими названиями, выводами;
- выписка имен исторических персоналий;
- отбор исторических фактов для доказательства отдельных суждений;
- формулирование выводов на основе прочитанных фрагментов текста; конспектирования;
- составление плана или тезисов.
Составление плана
1. Внимательно прочитайте название темы плана, текст параграфа.
2. Попробуйте усвоить содержание материала в целом.
3. Отберите только тот текст, который освещает тему, по которой нужно составить план.
4. 3апишить главные, на Ваш взгляд, мысли текста - это и будут ориентировочные пункты Вашего плана.
5. Хорошо продумайте, сформулируйте и запишите эти главные мысли. Это будет простой план темы.
6. Если план сложный, выделите ведущие (две-три) идеи и попробуйте перегруппировать материал таким образом, чтобы он соответствовал этим идеям.
7. Найдите данные, раскрывающие каждую из выделенных вами главных идей, и запишите их в виде подпунктов плана.
8. Проверьте, раскрывает ли план тему, есть ли в нем своя логика и завершенность, которая позволит Вам лучше усвоить материал.
Помните! Структурно план делится на вступление, основную часть и выводы.
Конспектирование
Конспектирование - это краткое изложение основного содержания прочитанного (услышанного).
- Несколько раз прочитайте текст, постарайтесь усвоить его содержание в целом.
- Разделите текст на отдельные блоки (относительно самостоятельные части).
- Сделайте анализ каждой из частей, выделив в них главное.
- Сформулируйте тезисы и выпишите высказывания, которые их аргументируют.
- Запишите основные положения и идеи текста или услышанной информации.
Обобщение
Обобщение - определение общих, существенных признаков исторического явления или процесса, формулировка ведущих понятий или идей того, что обработаны или изучены; обобщение основано на анализе и синтезе и идет от простого к сложному (от конкретного к абстрактному).
- Выделите главное понятие в полученном задании.
- Проверьте, как Вы поняли его содержание.
- Отберите основные, типичные факты из обработанного материала.
- Проанализировав их, выделите общие черты.
- Сформулируйте основную идею, вектор развития явления или процесса.
Сравнение
Сравнение - это мыслительная операция, направленная на установление черт сходства и различия между определенными историческими событиями, явлениями или процессами. Этапами сравнения могут быть:
- усвоение объектов сравнения и их запись;
- выделение критериев - родственных существенных признаков объектов, которые сравниваются, это - самая сложная часть сравнения. Критерии сравнения - это своеобразный план общих признаков тех или иных событий, явлений или процессов.
- четкая формулировка и краткая запись содержания сравнения;
- сравнение объектов по каждому из критериев;
- краткое обобщение и его запись.
Наиболее удачной, на наш взгляд, формой сравнения является таблица.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
Более старые статьи:
- Использование интерактивных технологий в целях развития творческой личности младшего школьника.
- Графо-моторные упражнения для детей с общим недоразвитием речи.
- Содержание и организация дней здоровья с детьми дошкольного возраста.
- Мультимедийные презентации в учебном процессе.
- Игра как основной вид деятельности ребёнка.