Конспект урока по истории зарубежных стран для 8 класса: «Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX века»

(1 голос, среднее 1.00 из 5)

Цель урока: выявление особенностей развития США во второй половине XIX века.

Задачи урока:

1. выявить проблемы развития США после Гражданской войны 1861 – 1865 гг.;

2. продолжить развитие умения анализировать исторический источник, производить его внешнюю и внутреннюю критику;

3. продолжить развитие коммуникативных навыков и умения работать в группе.

Оборудование урока: карта «США во второй половине XIX века», магнитная доска.

Раздаточный материал: текст «Меморандум сенату и палате представителей, заседающих в конгрессе», фишки шести цветов.

Ход урока по истории зарубежных стран для 8 класса:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, положительный настрой на работу, проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Итак, мы с вами в течение последних двух уроков говорили о развитии США в первой половине XIX века. Давайте вспомним, что мы узнали за эти два урока. Постарайтесь несколькими словами ответить на этот вопрос. Итак, мы узнали…(учитель обращается к учащимся):

Ответы учеников могут быть следующими:

–на юге бурно развивалось сельское хозяйство;

–использовался труд рабов;

–на южных плантациях в основном выращивали хлопок;

–на севере развивалась промышленность;

–Авраам Линкольн был убит;

–было уничтожено рабство;

–Гражданскую войну проиграли Южные штаты.

Молодцы, очень хорошо!

Но вот закончилась гражданская война. Как вы думаете, какие проблемы могли стоять перед США после войны?

Варианты ответа (учитель записывает на доске):

–разруха;

–гибель людей;

–разделение государства;

–принятие новых законов;

–недовольство отменой рабства.

Как вы считаете, какие из перечисленных проблем будут самыми важными для Северных штатов, а какие – для южных?

Учащиеся выбирают из списка проблем те, которые, по их мнению, будут более актуальны для юга и для севера США.

2. Совместное открытие знаний.

Сегодня, для того чтобы выяснить, в чем заключались особенности развития США после Гражданской войны, нам поможет исторический документ.

Текст документа.

МЕМОРАНДУМ СЕНАТУ И ПАЛАТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ЗАСЕДАЮЩИХ В КОНГРЕССЕ.

Принят конвентом цветного населения Южной Каролины

Мы требуем, во-первых, чтобы сильная рука закона и порядка защищала все население нашего штата одинаково; чтобы жизнь и собственность были поставлены под надежную охрану и чтобы трудящийся народ был также свободен продавать свою рабочую силу, как торговец – товары. Мы требуем, чтобы три великих института цивилизованного общества – школа, кафедра исповедника (церковь), печать – были в Южной Каролине так же доступны всем, как в Массачусетсе или Вермонте. Мы требуем, чтобы нам было предоставлено избирательное право на общих основаниях с белыми гражданами. Мы требуем пресечь недавно предпринятые законодательным органом нашего штата попытки провести закон, лишающий нас оружия, что является явным нарушением конституции и в высшей степени несправедливо в отношении нас.

Что такое «меморандум», как вы понимаете это слово?

Почему, как вы думаете, в документе противопоставляются штаты – Южная Каролина, Вермонт? Покажите, пожалуйста, расположение этих штатов на карте.

Один учащийся идет к доске, находит расположение указанных штатов и сразу появляется ответ – одни штат находится на юге, другой – на севере.

3. «Шесть шляп мышления».

Для последующего анализа документа класс разбивается на группы по цвету фишек, которые ими были получены в начале урока.

Каждой группе раздаются задания:

1. «Белая шляпа» – анализ документа, сообщаются только факты. Как вы считаете, в какой временной период мог появиться этот документ? Ответ аргументируйте.

2. «Черная шляпа» – выразите негативное отношение к ситуации, изложенной в документе.

3. «Желтая шляпа» – докажите, что требования цветного населения, изложенные в документе, справедливы и оправданы.

4. «Красная шляпа» – ваша задача выразить свои эмоции, свои чувства. Которые у вас вызвал данный документ.

5. «Зеленая шляпа» – творческий подход. Нарисуйте ситуацию, сочините стихотворение или эпиграмму.

6. «Синяя шляпа» – вам необходимо, на основании всего услышанного ранее, сделать вывод, спрогнозировать выход из данной ситуации.

На чтение документа и обдумывание ответа каждой «группе» дается не более 8 минут, затем каждая команда выбирает представителя(лей), которые и представляют позицию каждой команды. На выступление отводится 1 минута.

4. Практическое задание.

После окончания обсуждения учащимся предлагается практическое задание:

Составьте в тетради план мероприятий, которое должно было, на ваш взгляд, провести правительство США после окончания войны.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексивное оценивание учащихся.