Конспект урока по истории зарубежных стран для 8 класса: «Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX века»
Цель урока: выявление особенностей развития США во второй половине XIX века.
Задачи урока:
1. выявить проблемы развития США после Гражданской войны 1861 – 1865 гг.;
2. продолжить развитие умения анализировать исторический источник, производить его внешнюю и внутреннюю критику;
3. продолжить развитие коммуникативных навыков и умения работать в группе.
Оборудование урока: карта «США во второй половине XIX века», магнитная доска.
Раздаточный материал: текст «Меморандум сенату и палате представителей, заседающих в конгрессе», фишки шести цветов.
Ход урока по истории зарубежных стран для 8 класса:
1. Организационный момент.
Приветствие учителя, положительный настрой на работу, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Итак, мы с вами в течение последних двух уроков говорили о развитии США в первой половине XIX века. Давайте вспомним, что мы узнали за эти два урока. Постарайтесь несколькими словами ответить на этот вопрос. Итак, мы узнали…(учитель обращается к учащимся):
Ответы учеников могут быть следующими:
–на юге бурно развивалось сельское хозяйство;
–использовался труд рабов;
–на южных плантациях в основном выращивали хлопок;
–на севере развивалась промышленность;
–Авраам Линкольн был убит;
–было уничтожено рабство;
–Гражданскую войну проиграли Южные штаты.
Молодцы, очень хорошо!
Но вот закончилась гражданская война. Как вы думаете, какие проблемы могли стоять перед США после войны?
Варианты ответа (учитель записывает на доске):
–разруха;
–гибель людей;
–разделение государства;
–принятие новых законов;
–недовольство отменой рабства.
Как вы считаете, какие из перечисленных проблем будут самыми важными для Северных штатов, а какие – для южных?
Учащиеся выбирают из списка проблем те, которые, по их мнению, будут более актуальны для юга и для севера США.
2. Совместное открытие знаний.
Сегодня, для того чтобы выяснить, в чем заключались особенности развития США после Гражданской войны, нам поможет исторический документ.
Текст документа.
МЕМОРАНДУМ СЕНАТУ И ПАЛАТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ЗАСЕДАЮЩИХ В КОНГРЕССЕ.
Принят конвентом цветного населения Южной Каролины
Мы требуем, во-первых, чтобы сильная рука закона и порядка защищала все население нашего штата одинаково; чтобы жизнь и собственность были поставлены под надежную охрану и чтобы трудящийся народ был также свободен продавать свою рабочую силу, как торговец – товары. Мы требуем, чтобы три великих института цивилизованного общества – школа, кафедра исповедника (церковь), печать – были в Южной Каролине так же доступны всем, как в Массачусетсе или Вермонте. Мы требуем, чтобы нам было предоставлено избирательное право на общих основаниях с белыми гражданами. Мы требуем пресечь недавно предпринятые законодательным органом нашего штата попытки провести закон, лишающий нас оружия, что является явным нарушением конституции и в высшей степени несправедливо в отношении нас.
Что такое «меморандум», как вы понимаете это слово?
Почему, как вы думаете, в документе противопоставляются штаты – Южная Каролина, Вермонт? Покажите, пожалуйста, расположение этих штатов на карте.
Один учащийся идет к доске, находит расположение указанных штатов и сразу появляется ответ – одни штат находится на юге, другой – на севере.
3. «Шесть шляп мышления».
Для последующего анализа документа класс разбивается на группы по цвету фишек, которые ими были получены в начале урока.
Каждой группе раздаются задания:
1. «Белая шляпа» – анализ документа, сообщаются только факты. Как вы считаете, в какой временной период мог появиться этот документ? Ответ аргументируйте.
2. «Черная шляпа» – выразите негативное отношение к ситуации, изложенной в документе.
3. «Желтая шляпа» – докажите, что требования цветного населения, изложенные в документе, справедливы и оправданы.
4. «Красная шляпа» – ваша задача выразить свои эмоции, свои чувства. Которые у вас вызвал данный документ.
5. «Зеленая шляпа» – творческий подход. Нарисуйте ситуацию, сочините стихотворение или эпиграмму.
6. «Синяя шляпа» – вам необходимо, на основании всего услышанного ранее, сделать вывод, спрогнозировать выход из данной ситуации.
На чтение документа и обдумывание ответа каждой «группе» дается не более 8 минут, затем каждая команда выбирает представителя(лей), которые и представляют позицию каждой команды. На выступление отводится 1 минута.
4. Практическое задание.
После окончания обсуждения учащимся предлагается практическое задание:
Составьте в тетради план мероприятий, которое должно было, на ваш взгляд, провести правительство США после окончания войны.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексивное оценивание учащихся.