Графо-моторные упражнения для детей с общим недоразвитием речи.

(2 голоса, среднее 4.50 из 5)



графо-моторные упражнения, дети с общим недоразвитием речи

Триполец С.А.

учитель-логопед МБДОУ №27

С детьми, страдающими нарушениями речи, я считаю целесообразным проводить специальную логопедическую работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображение.

В основе данной работы – «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Н.В.Нищевой. При организации графо-моторных упражнений я также использую методические пособия Смирновой Л.Н., практическое пособие Никитиной А.В. «Рисование веревочкой», практическое пособие «Волшебные рисунки» кандидата педагогических наук, доцента А.Зарин.

Актуальность использования графо-моторных упражнений

- Возможность применения в процессе воспитания дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития.

- Высокий коррекционно-развивающий потенциал упражнений.

- Интерес детей к процессу копирования образцов.

Цель:

Развитие речи на основе сенсорного  воспитания.

Задачи:

Формирование перцептивных действий и сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

Формирование умений самостоятельно применять сенсорные эталоны в практической и познавательной деятельности.

Дошкольный возраст – период активного усвоения разговорного языка, становления всех сторон речи. Известно, что развитие мелкой моторики и координации рук тесно связано с развитием речи и мышления. Как правило, дети, которые хорошо пишут и рисуют, обладают высоким уровнем развития связной речи и логического мышления. Кроме того, подготовка руки к письму полезна и в воспитательном плане. Дети становятся увереннее, не испытывают страха перед школой, а наоборот, у них появляется большое желание учиться.

Нетрадиционные техники рисования:

- Печатание ладошками

- Пальчики-палитра

- Тампонирование (губкой, штампиками, трафарет)

- Оттиск (пробкой, ластиком, картофелем, смятой бумагой, спичечными коробками, пенопластом, зубной щеткой)

- Набрызг

- Кляксография

- Граттаж

«Волшебная клеточка»

- «Проведи по линии»

- «Рисуй по точкам»

- «Повтори узор»

- «Дорисуй картинки»

- «Повтори рисунок»

- «Обведи и раскрась»

Пескотерапия

Графомоторные  упражнения направлены на:

- Совершенствование зрительного и слухового восприятия

- Развитие зрительно-моторной координации

- Формирование плавности, ритмичности и точности движений

- Развитие мелкой моторики и воображения

- Подготовку руки к письму

- Формирование произносительных умений и навыков

- Совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков связной речи

Содержание, последовательность и объем материала я дополняю, модифицирую, усложняю или упрощаю в зависимости от уровня речевого развития детей, степени их подготовленности к восприятию данного материала. Работа начинается с рассказа о приключениях Веревочки.

- Проводятся лексико-грамматические игры, которые способствуют совершенствованию лексики и грамматического строя речи.

- Организуется работа по развитию связной речи и речевого общения: составление описательного, повествовательного рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок, пересказов и др.

- Рисование с помощью веревочки.

- Физкультминутка помогает снять напряжение и усталость.

Этапы освоения метода рисования с помощью веревочки

Ι    Восприятие рисунка, узнавание изображения

ΙΙ   проведение пальцем по контуру рисунка-образца

ΙΙΙ воспроизведение рисунка-образца движением пальца над ним в воздухе

ΙV копирование рисунка-образца в разных положениях

Содержание, последовательность и объем материала я дополняю, модифицирую, усложняю или упрощаю в зависимости от уровня речевого развития детей, степени их подготовленности к восприятию данного материала. Работа начинается с рассказа о приключениях Веревочки.

-   Проводятся лексико-грамматические игры, которые способствуют совершенствованию лексики и грамматического строя речи.

-  Организуется работа по развитию связной речи и речевого общения: составление описательного, повествовательного рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок, пересказов и др.

-  Рисование с помощью веревочки.

-  Физкультминутка помогает снять напряжение и усталость.

Положения, в которых ребенок выполняет упражнения:

стоя

- Лист прикреплен к мольберту или стене

- Лист лежит на столе

сидя

- Удерживая локоть на небольшом расстоянии от поверхности  стола

- В обычном для рисования положении

Методы работы над рисунками из веревочки

- Беседа

- Перенос образца на картон

- Наклеивание веревочки на картон

- Раскрашивание получившегося рисунка

Беседа – ответы на вопросы педагога:

Какой формы будет рисунок?

Какого цвета ты выберешь веревочку для рисунка?

Как расположишь картон (горизонтально или вертикально)?

Перенос образца на картон. Можно перенести рисунок с помощью копировальной бумаги, я же использую ксерокс.

Наклеивание веревочки на картон. На контур рисунка ребенок с помощью взрослого тоненькой полоской наносит клей. На него аккуратно накладывается веревочка так, чтобы получился контур рисунка. Веревочку необходимо брать длиннее, чем рисунок, чтобы его хватило на весь образец. Оставшуюся часть веревочки отрезать. Начинать наклеивать нужно там, где стоит стрелочка, и вести веревочку через весь рисунок до замыкания.

Раскрашивание получившегося рисунка. Когда клей высохнет, можно раскрасить рисунок. С детьми целесообразно обсуждать, какие чувства вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание взять в руки карандаш или кисть и рисовать. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков помогают в развитии восприятия.

Виды графических работ на основе полученной копии рисунка-образца

- Раскрашивание или штриховка полученных изображений

- Дополнение рисунка новыми дополнениями по желанию ребенка

- Самостоятельное рисование  простых рисунков по рисунку-образцу

- Перевод изображений через копирку на бумагу с последующим раскрашиванием, штриховкой или дорисовыванием

- Создание картин из переведенных через копирку рисунков

Требования к организации графо-моторных  упражнений

- Систематическое проведение

- Только индивидуальное проведение

- Соблюдение правил рисования

- Поддержание интереса у детей

- Игровая мотивация

- Качество работы ребенка

Условия проведения упражнений:

- Поза при рисовании

- Точность воспроизведения линий

- Соблюдение направления рисования

- Проведение линий не отрывая фломастер

В качестве примера приведу занятие «Яблоко».

недоразвитие речи графо-моторные упражнения

I. Рассказ педагога:

«Веревочка сидела на подоконнике и думала: «Стать бы мне фруктом». Только она так подумала, как тут же подхватил ее ветерок и перенес в сад, где росли яблоки и груши. «Ах, какие они красивые!» - восхищенно сказала она, поднялась на дерево и превратилась в зеленое сочное яблоко».

II. Лексико-грамматические игры и упражнения:

«Овощ или фрукт?» Дифференциация овощей и фруктов.

«Что у кого?». Составление сложных предложений с союзом а.

«В вазе или в корзине?». Употребление предлога в.

«Верно-неверно». Закрепление в речи обобщающих существительных «овощи» и «фрукты».

«Договори предложение». Усвоение слов с противоположным значением.

III. Сенсорное развитие.

«Посчитай фрукты»

«Разложи фрукты»

«Обведи пальчиком»

IV. Практическая работа «Яблоко из веревочки».

V. Физкультминутка