Эмоциональный контакт в семье и психическое развитие детей.

(0 голоса, среднее 0 из 5)



Индекс материала
Эмоциональный контакт в семье и психическое развитие детей.
Эмоциональный контакт в семье
Все страницы

эмоциональный контакт в семье, психическое развитие детей

Семья, как известно, является звеном целостного общественного организма, в которой отражаются изменения в социальной жизни. При этом она - непосредственное окружение ребенка, первичная общественная группа, в которой проводится его социализация, формируется отношение к окружающей действительности, другим людям, к самому себе. В ней удовлетворяются почти все потребности ребенка, воспроизводятся формы поведения, закладываются основы личности.

Морально-этические ценности семьи, ее образ жизни опосредствуют все воспитательные мероприятия, идущие от школы и других детских учреждений и организаций. Поэтому на современном этапе развития общества оптимизации воспитательных функций семьи уделяется особое внимание.

Особую роль в формировании личности ребенка в семье играют условия и факторы развития его нравственной сферы. Этому способствует морально-психологическое единство всех членов семьи, их взаимопонимание, теплота отношений, любовь (супружеская, родительская, сыновняя, дочерняя), эмоциональная удовлетворенность, доверие, чуткость и взаимная забота.

Эти и другие положительные морально-психологические качества составляют специфику семьи, обусловливающих ее воспитательный потенциал. Благодаря им создается благоприятная психологическая основа для удовлетворения важной с точки зрения морального здоровья потребности эмоционального контакта с окружающими. На этой основе формируются и развиваются важные черты личности ребенка: коллективизм, доброжелательность, способность к сочувствию другим людям, умение понимать, совместно работать, быть полезной для них.

Особое внимание приобретает моральный центр человека. При его изучении в основном обращается внимание на интеллектуальную сторону: степень усвоения определенных представлений, понятий, норм. На наш взгляд, к понятию «нравственное отношение человека к окружающему миру и обществу» входят не только знания нравственных образцов, норм, правил. В реальном поведении людей (не только детей, но и взрослых) мы нередко убеждаемся: мало знать правила поведения, это еще не гарантирует правильности поступков. Ребенок усвоил, что говорить неправду плохо, однако достаточно легко и часто обманывает взрослых. По нашему убеждению, это происходит потому, что моральные знания не подкреплены соответствующими переживаниями.

В основе любого морального качества лежит интеллектуально-эмоциональная связь, единство и переживание. Если моральное знание в определенной ситуации сочетается с соответствующими формами переживания, то на этой основе возникает нравственное чувство, функцией которого является непосредственное побуждение к действию.

Среди моральных качеств личности ребенка, которые обеспечивают нормальное общение со старшими и сверстниками, отличается способность эмоционально отзываться на переживания других людей не только сочувствием, но и сопереживанием и, наконец, реальным содействием.

Для формирования у школьников таких качеств, семья - самая благоприятная среда, потому что, во-первых, общаясь с родными людьми, для ребенка создается множество ситуаций, в которых он приобретает опыт эмоционального взаимодействия, во-вторых, в семье между родителями и детьми существует определенная эмоциональная взаимосвязь, обусловленная именно родственным происхождением и общением с первых дней жизни ребенка.

В каждой семье складывается свой, неповторимый стиль взаимоотношений, определенный тип эмоциональных связей между родителями и детьми. Но при всем разнообразии семейных отношений они могут быть как конструктивными, так и деструктивными в воспитательном процессе.

Характер общения и взаимодействия в семье, распределение ролей и функций между членами семьи, особенности их эмоциональных взаимоотношений определяют типы семей. В школьной практике общепринято распределять их на благополучные и неблагополучные.

Нас интересует анализ взаимоотношений, существующих в так называемых благополучных семьях, хотя иногда в это понятие неправомерно вкладывается совершенно иной смысл: социальное положение родителей, а не уровень родительского отношения к ребенку, который отражает позитивность родственных отношений.

Вот ситуация: мать ученика - химик, отец - работник полиции, также имеет высшее образование, а мальчик ходит в школу немытыми, в грязной одежде, неглаженной рубашке. Он не успевает в учебе и за это высокообразованный отец накладывает на него строгие взыскания: за каждую неудовлетворительную оценку - наказание. Нужно ли доказывать, что такой «метод воспитания»' привел к негативному последствию - плохой успеваемости и довольно частым проявлениям агрессии, а в отношениях с ровесниками - применение родительского способа воздействия.

Такой тип отношений между родителями и детьми квалифицируется в психолого-педагогической литературе как «отрицательное воспитание» ребенка. К воспитанию по такому  типу относятся прежде всего так называемые авторитетное и жесткое, которые игнорируют индивидуальные особенности ребенка, а также «гиперопека» - пренебрежение потребностями, интересами и запросами ребенка, его психологическим состоянием и переживаниями.

Психологические исследования доказывают: между родителями, другими членами семьи и детьми существует двусторонняя эмоциональная связь. Дети вообще быстро и легко откликаются на эмоции, аналогичные их, причем на чувства близких им людей отвечают адекватными эмоциями.


Что же такое эмоциональный контакт в семье и каково его влияние на развитие ребенка?

При определении этого понятия подразумеваем прежде всего определенную позитивную направленность чувств в отношениях между людьми, в результате которой каждый чувствует себя предметом заинтересованности, симпатии и доброжелательности других, а также сопереживание, то есть эмоциональную «созвучность» с ними. Такой контакт с родителями обеспечивает удовлетворение детских эмоциональных потребностей, необходимых для правильного психосоциального развития личности, поэтому считается важным психологическим механизмом социализации ребенка в семье. Благодаря ему успешно формируются человеческие чувства и социальные личностные качества - чуткость, внимательность к людям, желание помогать им и др., а также коммуникативные умения и навыки.

Положительный эмоциональный контакт в семье порождает и поддерживает у ребенка чувство уверенности и защищенности, создает психологический комфорт, необходимый для его полноценного развития.

В воспитании детей дошкольного возраста эмоциональное воздействие взрослых проявляется особенно четко. Исследования психологов показывают: при недостаточности материнского ухода развитие ребенка почти всегда тормозится - физически, психологически и социально. Некоторые ученые считают, что после трех месяцев разлуки с матерью наступают качественные изменения, которые нельзя впоследствии полностью исправить.

Не теряет своего значения эмоциональное воздействие взрослых на детей и в дальнейшем. Можно считать доказанным, что с возрастом его значение усложняется и углубляется по мере обогащения духовной жизни ребенка, расширение его связей с окружающими.

В ряде исследований показано, как чрезмерное эмоциональное сосредоточение на ребенке, сопровождаемое всеобъемлющей опекой и вседозволенностью, ускоряет формирование эгоистических черт личности, неадекватно завышенной самооценки, склонности к конфликтам, что затрудняет процесс адаптации ученика к классному коллективу и внешней среде.

К негативным последствиям приводит также дефицит родительской любви, искренности, теплоты, доверия, слабость эмоционального контакта с детьми, замедляющим формирование у детей коммуникативных умений и навыков и морально-эмоциональных черт личности.

Естественной основой общения родителей и детей в семье выступает родительская любовь, которая всегда неповторимая. И все же ее можно разделить на чрезмерную, более или менее разумную, недостаточную или ее отсутствие.

Чрезмерная любовь или холодность в отношениях с детьми, на первый взгляд, - противоположные типы отношений, однако в жизненной практике приводят к одному результату: разрыву эмоционального контакта между родителями и детьми. Холодность же взрослых порождает отчужденность: ребенок не имеет перед собой примера мягкого, нежного отношения; у него не развивается способность к сочувствию и эмоциональному отклику, возникают ощущения незащищенности и ненужности. При чрезмерном попечительстве к школьнику относятся как к маленькому: с одной стороны, все делают за него, с другой - много позволяют. У ребенка развиваются эгоизм и инфантилизм, вследствие чего морально-эмоциональная сфера ученика- новичка не развивается.

И в первой, и во второй ситуации в родительском отношении нет психологической направленности на ребенка, который растет, развивается и формируется как личность; отсутствует понимание его реальных потребностей, интересов, переживаний. Отчужденность и избыточность порождают родительской эгоизм в различных его формах.

В упомянутых нами отношениях следует выделить следующие основные типы взаимодействия в семье.

1.   Родители властно управляют ребенком или делают все за него. Это вызвано тем, что ребенок опекается и считается еще маленьким, а также тем, что родители не хотят тратить силы и время на его обучение: им легче сделать самим. Например, бабушка, занимается воспитанием внучки (родители не имеют времени для этого) и считает, что 11-летний девочка без нее ни на что не способна Внучка занимается рисованием в художественной студии, оно дается ей неплохо, но старушка уверена: без ее опеки девочка не сделает ничего путного. При этом всю работу по дому выполняет бабушка: «Ребенку никогда, она такая перегруженная». В результате девочка растет эгоистичной, непослушной, бабушка для нее уже перестала быть авторитетом.

Такой «способ воспитания» усиливает формирование пассивности школьника, безынициативности; исчезает уверенность в успехе даже любимого занятия, рождает неприязнь к взрослому, который не позволяет удовлетворить собственную потребность в познании нового, в творческом труде. Понятно, что при таких условиях эмоциональный контакт между взрослым и ребенком становится невозможным.

2.   Родители дают ребенку задания, проверяют выполнено, в случае отказа применяют «санкции». Такой тип взаимодействия приводит к тому, что ученик рано

учится самостоятельности. Однако страх, который возникает в предвкушении наказания, парализует его внутренние возможности. А там, где есть страх, нет ни взаимопонимания, ни привязанности, ни любви.

3. Деловое сотрудничество родителей и детей с элементами дружеской помощи, эмоциональным сопереживанием и отношением к малейшим членам семьи как к равноправному участника дела. Если ребенок начинает осознавать, что от его вклада в общее дело зависит успех, это активизирует его деятельность, возбуждает богатство эмоций: ощущение своего признания взрослыми, гордость за свои способности, радость от достигнутого успеха. Контакт между родителями и детьми обеспечивает эмоциональную удовлетворенность всех членов семьи. Итак, одной из ведущих является жизненная потребность в общении во всей многогранности его аспектов: деловой, познавательной, личной. Большое значение дня содружества родителей и детей имеет эмоциональный контакт между ними.

Родителям необходимо знать, что ребенку для нормального развития нужно переживать всю канву чувств - от радости и удовольствия до боли и горя. Нельзя оградить его от жизни, опекой защитить от негативных переживаний или жестокостью приучить к противостоянию окружающему миру.

Близость в отношениях между родителями и детьми возникает тогда, когда ребенку отвечают вниманием и пониманием. К детским делам, потребностям, интересам и особенно чувствам необходимо относиться серьезно. Когда ребенок страдает, боль ослабевает, если родители переживают его как свою собственную. А любовь к ним становится глубже, если они понимают ребенка, чувствуют его переживание.

В общении с детьми ни на минуту нельзя забывать о взаимном уважении, а также о том, чтобы родительское понимание предшествовало советам и наставлениям. Ребенок проникается уважением и доверием к родителям, если увидит свои чувства воспроизведенными, как в зеркале, в родительских словах.