Конспект урока по биологии в 7 классе: Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

(16 голоса, среднее 3.94 из 5)

Скоробогатова Валентина Васильевна

Учитель биологии СОШ №2

Данная тема всегда остро воспринимается учащимися, поэтому следует поддержать интерес к данной группе животных. Для этого предлагаются различные варианты занимательных заданий. При наличии времени данную тему можно расширить с использованием дополнительной литературы, интересными  сообщениями приготовленными самими учащимися. Можно предложить различные биологические задачи, интересные рубрики, кроссворды.

Все это поможет узнать учащимся на сколько интересен, многочислен и многообразен данный класс.

Цель урока:  познакомить учащихся с многообразием, особенностями строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Задачи урока:

- рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, раскрыть их происхождение;

- познакомить с многообразием, установить место и роль рептилий в природе и жизни человека;

- продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности к жизни на суше, находить причинно – следственные связи, анализировать, обобщать, работать с дополнительной литературой.

Оснащенность урока: таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения; презентация « Многообразие пресмыкающихся»;

карточки с заданиями

СЛОВАРЬ: Пресмыкающиеся, рептилии, Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые, гаттерии, роговые щетки, костные бляшки, грудная клетка, трехкамерное сердце с перегородкой

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний:

- Решение биологических задач

А) Осенью лягушки зарываются в ил и там неподвижно лежат до самой весны. Иногда при сильном морозе водоем промерзают до самого дна. Подумайте, почему лед не разрывает внутренние органы лягушки так, как это происходит с сосудом, если в нем образуется лед? Почему животное при этом не задыхаются, ведь легкие под водой не работают?

Б)  Что ограничивает размножение амфибий на суше?

В) Икра земноводных снизу светлая, а сверху темная. Предложите несколько возможных причин  такого неравномерного распределения пигмента.  ( темная верхняя часть поглощает тепло, что способствует быстрому развитию личинки, Кроме того, такая окраска способствует маскировке икры.)

Г) Опишите механизм легочного дыхания у земноводных? Почему оно должно дублироваться кожным ?

- А ну-ка отгадай!

Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые       слова-названия земноводных животных и их личинок.

РАНА,  САД,  МАЛ

ЖАР,  ЯК,  ЛЕН

ТОМ,  САМБА,  И

(ответ: саламандра, жерлянка, амбистома.)

3. Изучение нового материала:

- Активизация познавательной деятельности.

Раньше зоологи не усматривали существенных различий между этими животными и земноводными и всегда относили их к одной группе, объединяя под разными именами. Чаще всегда они фигурировали под именем «гадов». Были попытки разделить гадов на два отдельных класса – на « голокожих», или голых гадов и гадов « твердокожих». Карл Линней, характеризуя свой « класс гадов»: « кровь холодная, дыхание легочное», отметил тем самым их близость в биологическом отношении. Кто же они? Почему их объединили в одну группу «гады» вместе с земноводными?  Что значит « кровь холодная», « дыхание легочное»?

Это пресмыкающиеся. «Гадами» их могли назвать за их внешний вид, который вызывал у многих отвращение. Вспомним земноводных, «отравленных, ужасных, противных и вредных». Кровь холодная – это значит?  Что все «гады» деятельны только в теплое время года, а слова «дыхание легочное» характеризуют животных,  ведущих наземное существование.

Необычность поведение ( по человеческим меркам ), странная внешность, нередко ядовитость – все это сделало, как нам известно, жаб, лягушек и саламандр атрибутами колдовства. Поэтому и отношение к ним было, в лучшем случае, брезгливым. К пресмыкающимся отношение было не лучше, если не хуже. Посмотрим что они собой преставляют.

- класс Пресмыкающихся ( показ презентации)

4. Закрепление материала.

- Закончите предложения.

Древние пресмыкающиеся появились------------тому назад. Они произошли от --------------. Процветали пресмыкающиеся в-----------эру. Климат тогда был-----------.

Обитали они на суше, в -------- и в-------.  Большинство древних ящеров------, так как---------.  Сейчас насчитывается--------------- видов рептилий.

- Найдите « лишних ».

1. гадюка, ящерица, варан, протей, гавиал, гаттерия.

2. полоз, уж, веретеница, питон, анаконда.

3. кожистая черепаха, зеленая черепаха, средиземноморская черепаха, бисса.

4. гюрза, эфа, пеламида, гадюка, гремучник.

5. Задание на дом:

Текст учебника. Вопросы рубрик: «Проверьте свои знания», «Выберите правильный ответ». Творческое задание – приготовить сообщения о пресмыкающихся.

6. Вывод:

- Пресмыкающиеся – настоящие наземные животные;

- тело разделено на отделы – голову, туловище, хвост и две пары конечностей;

- дышат атмосферным воздухом;

- кожа сухая, покрытая чешуйками или щетками;

- оплодотворение внутреннее;

- рост происходит во время линьки.

За страницами учебника.  (при наличии времени)

Взялись бы вы проглотить живую пчелу? А ящерицы падки на пчел, как дети на варенье. Хвостатые сластены дежурят на пасеках, подкарауливая летающую сласть. Как им удается избежать пчелиного жала? Ответ на этот болезненный вопрос  пока не найден. Ну а теперь пора обратить внимание на ящерицын ломкий хвост, темный глаз и на непонятные дырки на бедрах. Перво - наперво заметим, что шустрые создания понапрасну хвостами не бросаются. Когда отрываешь часть самого себя, не обойтись без крови. А ящерицы обходятся: мышцы отсекаются в месте их перехода в сухожилие, а не рвутся в лохмотьях. Кровеносные же сосуды сдавливает спазм. Хвост, потерявший хозяйку, еще долго служит ей, привлекая внимание хищника. Сила оторванного  и вроде уже мертвого хвоста внушает уважение – он может дергаться часами! Если вражеские зубы вопьются в элегантный хвост, ящерица резко сокращает мускулы и ломает позвонок. Сломать кость – дело нешуточное. А ломать нужно мгновенно, иначе в зубах преследователя окажется не только хвост.

Скачать презентацию по биологии "Многообразие пресмыкающихся".

Скачать презентацию по биологии "Внутреннее строение. Жизнедеятельность пресмыкающихся".