Урок по основам пожарной безопасности в 1 классе «Огонь ошибок не прощает».

(10 голоса, среднее 4.00 из 5)

 Методические разработки :: Урок по основам пожарной безопасности в 1 классе «Огонь ошибок не прощает». 

Цели урока:

-формировать у младших школьников ответственного  отношения к личной безопасности;

-повторить телефоны экстренных служб;

-научить ребенка безопасному поведению.

Оборудование: мультимедиапроектор, мультфильм «Уроки тётушки совы: Уроки осторожности», презентация, плакаты по противопожарной безопасности.

План урока.

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

3. Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой.

Физкультминутка.

Огонь – друг или враг?

Физкультминутка

Просмотр мультфильма.

Викторина.

Итог урока.

Ход урока:

1. Организационный момент. [1]

2. Сообщение темы урока.

Учитель читает сказку «Кошкин дом». [2]

-О чем вы сейчас услышали? Именно о пожаре пойдет речь на нашем уроке.

(Учителем озвучиваются статистические данные о пожарах в Краснодарском крае.)

3. Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой.

С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Но представьте себе, что огонь вырвался из – под власти человека. С силой бушующего пламени очень трудно справиться!

Есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны. Как же называют людей этой профессии? Верно! Пожарные. [3]

В чем состоит работа пожарных? Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один новый дом, не строятся ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. На пожарную безопасность проверяются склады, магазины, гостиницы, рестораны, школы и детские сады.

Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку. Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная сказка, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь! [4]

На машине ярко – красной

Мчимся мы вперед.

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных, ждет.

Вой пронзительной сирены

Может оглушить.

Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

С пламенем бороться будем

Мы и день и ночь! [5]

Сказка «Как Тимоша царевну спас»

В некотором царстве, в тридевятом государстве жил – был царь. И была у него единственная дочка – царевна Василиса. Такая разумная, милая и приветливая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Все юную царевну любили, только злая мачеха хотела её извести. Родная – то матушка Василисы давно умерла.

Каждый год в день рождения царевны царь устраивал во дворце великолепный бал. В высоких залах, освещенных тысячами свечей, звучала веселая музыка, и танцевали разодетые в пух и прах придворные и гости. Множество народу со всех окрестностей собирались к царскому дворцу, чтобы хоть издали посмотреть на торжество и, может быть, если повезет, увидеть прекрасную царевну.

Маленький Тимоша тоже пришел полюбоваться замечательным балом. Его одного мать ни за что бы не отпустила так далеко от дома, но Тимошу взяли с собой старшие братья – красавцы молодцы, которые служили в царской пожарной команде. Тимоша своими братьями очень гордился и мечтал, когда вырастет, тоже стать пожарным. Ещё бы! Ведь пожарные – люди сильные, бесстрашные, ловкие, умелые. Они знают, как огонь победить!

У пожарных и форма особая – блестящие каски на голове, а за поясом маленькие острые топорики. Есть у них и ящики с песком, и бочки с водой, и высокие лестницы.

Бал во дворце удался на славу! Музыканты старались вовсю: одна мелодия сменяла другую, повсюду слышался веселый смех, благоухали пышные гирлянды цветов, увивавшие залы дворца.

В самый разгар веселья царевна вышла на балкон. Увидев её, подданные закричали: «Ура!» И в это время темные небеса над дворцом озарились огнями фейерверков. В небе закрутились огненные колёса, загорелись и рассыпались алые, золотые, голубые и серебристые звезды.

Злая мачеха только и поджидала этого момента. Она схватила рукой в черной кожаной перчатке горящий осколок звездочки и запустила его в открытое окно дворца! Волна огненных искр обдала танцующих, и в одно мгновение в зале вспыхнули легкие занавеси. Синий дымок заволок зал, засверкали алые языки пламени.

-Пожар! Пожар! – закричали испуганные гости и придворные. Все бросились к выходу. Царевна побежала вместе со всеми, но кто – то наступил на шлейф её бархатного длинного платья, бедняжка упала и повредила ногу.

А пожар между тем разгорелся не на шутку! Пожарные, не теряя ни минуты, стали тушить огонь. Многие смельчаки пожарные бросались в горящий дворец и выводили оттуда испуганных женщин и детей.

Царь в растерянности метался около дворца, искал царевну, но её нигде не было.

Пламя охватило уже весь дворец. Того т гляди могла рухнуть крыша. И тут Тимоша заметил на горящем балконе царевну. Она плакала и звала на помощь. Тимоша тотчас позвал братьев, те принесли высокую лестницу. Старший брат держал тяжелую лестницу, а средний быстро поднялся по ней, подхватил царевну на руки и осторожно спустился вместе с ней на землю.

Радости царя не было предела! Он обнимал и целовал свою любимую дочь. К счастью, она осталась жива и невредима.

Потом царь щедро наградил пожарных. Каждому дал мешочек с золотыми монетами. А маленького Тимошу царь зачислил в пожарную охрану царского дворца, приказал сшить ему новенькую форму и выдать блестящий шлем.

Вы спросите, а что случилось со злой мачехой? Никто её больше никогда не видел. Может быть, она просто исчезла, как погасшее пламя.

4. Физминутка.

5. Огонь – друг или враг?

Огонь - давний друг человека. Без огня мы уже не можем обходиться. [6]

А без доброго огня обойтись нельзя и дня,

Он надежно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.

Он - приветливое пламя поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.

-Где и как человек использует огонь?

-Если с огнем обращаться неумело, то он становится нашим врагом.

Он всегда бывает разным, удивительный огонь.

То буяном безобразным, то тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой по сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке, голубой дрожит листок,

Вот, ломая прутья клетки, хищный делает бросок.

Да, огонь бывает разный - бледно - желтый, ярко - красный

Синий или золотой, очень добрый, очень злой.

Что может произойти, если мы не уследили за огнем и он стал злым?

(Ответы детей).

-Чтобы в вашем доме не произошел пожар, надо знать и соблюдать определенные правила. Сегодны мы с ними познакомимся.

-Очень часто из -за неумелого обращения или игр со спичками происходят

пожары. [7] Виновниками этих бед часто становятся дети. Они просто не задумываются о последствиях своих поступков, когда зажигают свечи, разводят костры, взрывают петарды, жгут мусор или тополиный пух. [8]

Вот какие истории происходят очень часто.

На даче в Трехгорке жил маленький Жора,

Лишь чиркнул он спичкой - и вспыхнула штора.

Хотел он в пожар поиграть понарошку.

Осталась от дома одна головешка.

Чтобы таких бед не происходило, помните:

Не играй, дружок, со спичкой! Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички может дом сгореть дотла.

Для забавы и игры спички в руки не бери.

Не шути, дружок с огнем, чтобы не жалеть потом.

Младшим братьям и сестричкам все ребята говорят:

Крепко помните, что спички - не игрушки для ребят!

-Из - за чего еще может возникнуть пожар?Вспомните,как часто вы видите ребят, которые разводят костры где - то за углом дома, за гаражом, за сараем. Это развлечение также может принести беду. [9,10]

Возле дома и сарая разжигать костер не смей,

Может быть беда большая для построек и людей.

-Особенно опасны костры возле гаражей. В каждой машине есть бензин. Это

вещество может вытечь из машины, его может разлить водитель, заливая бензин в бак. А бензин очень легко загорается. Вы даже не успеете понять, почему что - то быстро вспыхнуло.

Бензин  - может кто - то со мной не согласен? -

Не только опасен, он взрывоопасен!

-Какие еще вещества могут быстро вспыхнуть, загореться?

(Керосин,ацетон, любые баллоны с аэрозольными распылителями.)

-Бытовые электрические приборы всегда являются повышенным источником

опасности. Но один из них всегда особо опасен. Какой - отгадайте.

То назад, то вперед, ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе, продырявит море. [11]

-Речь идет об утюге. Как надо пользоваться этим прибором? Чего нельзя делать?

Ленту гладила Анюта и увидела подруг,

Отвлеклась на 3 минутки и забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки! Вот что значит три минутки!

Ленты нет, кругом угар, чуть не сделался пожар!

-Многие из вас уже могут самостоятельно что - то приготовить или подогреть себе обед. Что необходимо помнить, пользуясь плитой?

Газ на кухне, пылесос,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только  взрослый,

Наш надежный, старший друг.

-Итак, какие правила безопасности при обращении с огнем мы с вами можем

сформулировать?

(Заранее подготовленные учащиеся читают правила.)

Ученик 1:    Ребята! Помните о том,

Что нельзя шутить с огнем.

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Ученик 2:    Спички – не тронь!

В спичках – огонь! [12]

Ученик 3:    Не играй, дружок, со спичкой.

Помнпи ты, она мала.

Но от спички – невелички

Может дом сгореть дотла.

Ученик 4:    Возле дома и сарая

Разжигать огонь не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей. [13]

Ученик 5:    Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь.

Ученик 6:    Не суши белье над газом –

Все сгорит единым разом! [14]

Ученик 7:    Включен утюг, хозяев нет,

На простыне дымится след.

Ребята! Меры принимайте,

Утюг горячий выключайте.

Ученик 8:    Запомните, дети,

Правила эти!

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал.[15,16]

Ученик 9:    Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер 01.

01 запомните этот телефон.

В случае пожара пригодится он. [17]

6. Физкультминутка.

7. Просмотр мультфильма.

Учитель показывает несколько короткометражных мультфильмов о возникновении пожаров и их устранении: на елке, в квартире,на кухне и т.д. После каждого мультика идет обсуждение.

-Посмотрите на плакаты, которые нарисовали художники. Что на них изображено? О чем предупреждают эти плакаты?

8. Викторина.

-Отгадайте, из каких произведений взяты следующие строчки?

Море пламенем горит, выбежал из моря кит.

«Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!»

(К. И. Чуковский «Путаница».)

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

(С. Маршак «Кошкин дом».)

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

-Печку, Леночка, Не тронь!

Жжется, Леночка, огонь!

(С. Маршак «Пожар».)

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом?

(С. Михалков «Дядя Степа».)

Ищут пожарные, ищет милиция,

Ищут фотографы в нашей столице,

Ищут давно и не могут найти

Парня какого-то лет двадцати.

(С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».)

8. Итог урока.

-Какие правила надо соблюдать, чтобы не было пожара?

-Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую здоровье и жизнь людей.

Скачать презентацию урока по основам пожарной безопасности.