Конспект урока окружающего мира для 3 класса: «Хлеб – великое чудо земли».

(7 голоса, среднее 4.00 из 5)



Руденко Марина Георгиевна

учитель начальных классов МБОУСОШ №7 имени Ю.А.Гагарина

Цель урока: Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.

Задачи урока:

1. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.

2. Воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба.

3. Способствовать обогащению словаря учащихся.

4. Формировать у учащихся умение отбирать нужный материал.

Оборудование урока:

1. Мультимедийный проектор.

2. Слайд-фильм к уроку.

3. Раздаточный материал: задания, для работы в группах.

Тип урока: комбинированный, урок-проект.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них.

Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек, свежесть и красоту родной земли.

2. Постановка цели урока.

- Послушайте  легенду, которую мне в детстве рассказал папа.

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и пошел к ювелиру.

Спросил: «Сколько стоит мой самородок?»

«Тысячу рублей» - ответил тот.

Не поверил добрый молодец, пошел к другому торговцу драгоценностями. Им самородок был оценен в пять тысяч рублей.

Третий ювелир, взвесив золото, сказал, что стоит оно десять тысяч рублей.

Растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом .

«Я знаю, что нет ничего дороже золота на Земле», - сказал он седобородому старцу: - «Но не могу установить истинную цену самородку»

Взял в руки золото мудрец.

- Твоя находка, добрый молодец. Стоит целого состояния. Но не гордись этим, ибо ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле. Попробуй не поесть неделю – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни.

-Что ответил мудрец доброму молодцу?

-Согласны ли вы с мнением мудреца?

- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня у нас необычный урок. Урок - проект, на котором мы  узнаем, какой путь проходит зернышко, чтобы прийти в виде мягкого, ароматного хлеба к нам на стол. Доберемся до истины, для чего же нужно беречь хлеб.

3. Работа над темой.

– Наш край –хлебный край. Люди каких профессий трудятся на полях?

– Прочитайте названия профессий на доске.

агроном

комбайнер

тракторист

– Объясните, чем занимаются люди этих профессий?

– Как можно назвать одним словом всех этих людей?

На доске вывешивается карточка со словом «хлеборобы».

Правильно, ребята! Хлеб  приходит с полей, а выращивают его хлеборобы. На их ладонях твердые мозоли, потому что выращивать хлеб – очень трудная работа. В любую погоду: и в холод, и в зной выводят они на поля свои машины: трактора и комбайны, работают днем и ночью, чтобы подарить нам свежий каравай.

– Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Есть пословица в народе –

«Хлеб – на стол, и стол расцвел».

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

Работа с учебником.

Чтение текста в учебнике на с.76, работа по его обсуждению, отвечая на вопросы к тексту.

4. Выполнение проекта ««Как хлеб пришел на стол»

-А теперь, ребята, мы проследим вместе с вами, как же хлеб появляется у нас на столе. Перед каждым из вас лежат картинки, надо расположить их в таком порядке, чтобы было понятно, какой путь преодолел он, чтобы порадовать нас своим вкусом. Я тоже вместе с вами буду прокладывать  этот путь.

- Посмотрите, какие румяные  булочки мы с вами испекли.

Физминутка.

Творческое задание (групповая работа).

«Дума о хлебе»

- А сейчас я предлагаю каждому поочередно назвать любое слово, которое у него ассоциируется с хлебом, например: вкусный, хрустящий, свежий  и т. п. Все, что вы назовете, будем записывать на доске, а потом вы составите рассказ о том, какой хлеб больше всего любите и почему.

– Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.

Не знают девчонки и мальчишки, которые бросают в мусорный ящик недоеденную булочку или пирожок, как дорог был кусочек ржаного хлеба в годы Великой Отечественной войны. Блокадный хлеб, ленинградский хлеб, - его выдавали всего по 125 грамм в сутки на человека.

Как он мал!

Хлеб был очень низкого качества, но не было тогда хлеба слаще и желаннее, чем тот горький хлеб. Сейчас бы такой хлеб на заводе испечь не смогли, т.к. нет таких продуктов.

Вот рецепт блокадного хлеба:

Муки ржаной – 3%.

Целлюлоза.

Жмых.

Вытряска из мешков.

Форму смазывали соляркой.

Победой нашего народа закончилась Великая Отечественная война. Но хлеба и после войны не хватало. С каждым годом наши земледельцы увеличивали урожаи. А знаете, что наш русский хлеб, считается самым вкусным в мире. Многие европейские фирмы обращаются к нам за лицензиями на хлеб. Когда мы едим хлеб, то не считаем его чудом. И это хорошо, что чудо стало таким обыкновенным.

Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?». Те отвечали: « Не видим!». Тогда отец приговаривал: «Ну, так чтоб и на следующий год так было!».

- Почему он так говорил?

- Правильно, ребята, если  можно «спрятаться» за горкой пирогов, значит, все будут сыты.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Хлеб – бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

— Как берегут хлеб в вашей семье?

- Какой вывод вы можете сделать из услышанного на уроке?

- Сегодня на уроке мы не вспоминали пословиц о хлебе, но я надеюсь, что к следующему уроку вы не только подберете их, но и попробуете придумать свои.


Скачать презентацию к уроку окружающего мира для 3 класса: «Хлеб – великое чудо земли».