Конспект урока окружающего мира для 3 класса: «Хлеб – великое чудо земли».
Руденко Марина Георгиевна
учитель начальных классов МБОУСОШ №7 имени Ю.А.Гагарина
Цель урока: Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.
Задачи урока:
1. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.
2. Воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба.
3. Способствовать обогащению словаря учащихся.
4. Формировать у учащихся умение отбирать нужный материал.
Оборудование урока:
1. Мультимедийный проектор.
2. Слайд-фильм к уроку.
3. Раздаточный материал: задания, для работы в группах.
Тип урока: комбинированный, урок-проект.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них.
Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек, свежесть и красоту родной земли.
2. Постановка цели урока.
- Послушайте легенду, которую мне в детстве рассказал папа.
Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и пошел к ювелиру.
Спросил: «Сколько стоит мой самородок?»
«Тысячу рублей» - ответил тот.
Не поверил добрый молодец, пошел к другому торговцу драгоценностями. Им самородок был оценен в пять тысяч рублей.
Третий ювелир, взвесив золото, сказал, что стоит оно десять тысяч рублей.
Растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом .
«Я знаю, что нет ничего дороже золота на Земле», - сказал он седобородому старцу: - «Но не могу установить истинную цену самородку»
Взял в руки золото мудрец.
- Твоя находка, добрый молодец. Стоит целого состояния. Но не гордись этим, ибо ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле. Попробуй не поесть неделю – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни.
-Что ответил мудрец доброму молодцу?
-Согласны ли вы с мнением мудреца?
- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня у нас необычный урок. Урок - проект, на котором мы узнаем, какой путь проходит зернышко, чтобы прийти в виде мягкого, ароматного хлеба к нам на стол. Доберемся до истины, для чего же нужно беречь хлеб.
3. Работа над темой.
– Наш край –хлебный край. Люди каких профессий трудятся на полях?
– Прочитайте названия профессий на доске.
агроном
комбайнер
тракторист
– Объясните, чем занимаются люди этих профессий?
– Как можно назвать одним словом всех этих людей?
На доске вывешивается карточка со словом «хлеборобы».
Правильно, ребята! Хлеб приходит с полей, а выращивают его хлеборобы. На их ладонях твердые мозоли, потому что выращивать хлеб – очень трудная работа. В любую погоду: и в холод, и в зной выводят они на поля свои машины: трактора и комбайны, работают днем и ночью, чтобы подарить нам свежий каравай.
– Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Есть пословица в народе –
«Хлеб – на стол, и стол расцвел».
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
Работа с учебником.
Чтение текста в учебнике на с.76, работа по его обсуждению, отвечая на вопросы к тексту.
4. Выполнение проекта ««Как хлеб пришел на стол»
-А теперь, ребята, мы проследим вместе с вами, как же хлеб появляется у нас на столе. Перед каждым из вас лежат картинки, надо расположить их в таком порядке, чтобы было понятно, какой путь преодолел он, чтобы порадовать нас своим вкусом. Я тоже вместе с вами буду прокладывать этот путь.
- Посмотрите, какие румяные булочки мы с вами испекли.
Физминутка.
Творческое задание (групповая работа).
«Дума о хлебе»
- А сейчас я предлагаю каждому поочередно назвать любое слово, которое у него ассоциируется с хлебом, например: вкусный, хрустящий, свежий и т. п. Все, что вы назовете, будем записывать на доске, а потом вы составите рассказ о том, какой хлеб больше всего любите и почему.
– Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.
Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.
Не знают девчонки и мальчишки, которые бросают в мусорный ящик недоеденную булочку или пирожок, как дорог был кусочек ржаного хлеба в годы Великой Отечественной войны. Блокадный хлеб, ленинградский хлеб, - его выдавали всего по 125 грамм в сутки на человека.
Как он мал!
Хлеб был очень низкого качества, но не было тогда хлеба слаще и желаннее, чем тот горький хлеб. Сейчас бы такой хлеб на заводе испечь не смогли, т.к. нет таких продуктов.
Вот рецепт блокадного хлеба:
Муки ржаной – 3%.
Целлюлоза.
Жмых.
Вытряска из мешков.
Форму смазывали соляркой.
Победой нашего народа закончилась Великая Отечественная война. Но хлеба и после войны не хватало. С каждым годом наши земледельцы увеличивали урожаи. А знаете, что наш русский хлеб, считается самым вкусным в мире. Многие европейские фирмы обращаются к нам за лицензиями на хлеб. Когда мы едим хлеб, то не считаем его чудом. И это хорошо, что чудо стало таким обыкновенным.
Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?». Те отвечали: « Не видим!». Тогда отец приговаривал: «Ну, так чтоб и на следующий год так было!».
- Почему он так говорил?
- Правильно, ребята, если можно «спрятаться» за горкой пирогов, значит, все будут сыты.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Хлеб – бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
— Как берегут хлеб в вашей семье?
- Какой вывод вы можете сделать из услышанного на уроке?
- Сегодня на уроке мы не вспоминали пословиц о хлебе, но я надеюсь, что к следующему уроку вы не только подберете их, но и попробуете придумать свои.
Скачать презентацию к уроку окружающего мира для 3 класса: «Хлеб – великое чудо земли».
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок окружающего мира в 3 классе: «Как человек научился летать»
- Урок русского языка в 3 классе: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»
- Открытый урок по математике в 1 классе: «Название чисел при сложении»
- Конспект урока математики в 1 классе: «Число 9. Цифра 9»
- Урок математики в 4 классе: «Решение задач. Повторение и закрепление»
Более старые статьи:
- Конспект урока математики в 1 классе: «Прибавление чисел 7,8,9».
- Конспект урока по русскому языку во 2 классе: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Закрепление».
- Конспект урока русского языка в 1 классе: «Ударение».
- Конспект урока по математике во 2 классе: «КВН по математике. Повторение изученного».
- Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Воздух-условие жизни на Земле».