Конспект урока русского языка в 1 классе: «Ударение».

(13 голоса, среднее 3.00 из 5)



Терзян Ирина

учитель начальных классов МБОУСОШ №10.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята! У нас сегодня гости, они пришли посмотреть, как у нас с вами проходят занятия. Поздороваемся с ними.

Повторение правил посадки. Руки? - на месте. Ноги? - на месте. Локти? - у края. Спинка? - прямая.

2. Этап мотивации к уроку.

Ребята, сегодня к нам на уроке гость. Для этого вспомните, как мы рисуем звёздочку, (слайд 1)

Это ВОЛШЕБНИК-УДАРЕНИЕ! (слайд 2) Что такое ударение?

-А почему ударение волшебное? Для чего нужно ударение?

- Оно приглашает нас сегодня на экскурсию, чтобы открыть нам свои секреты.

3. Актуализация  знаний

Куда же мы отправимся узнаете, ответив на вопросы УДАРЕНИЯ. -Сколько букв в русском алфавите?

- На какие группы их можно разделить?

- Что такое слог?

- Как узнать сколько слогов в слове?

- Как называется слог, который звучит громче других? Молодцы! Куда же мы отправимся? (слайд 3)

ЗООПАРК

Клип «Зоопарк».

4. Чистописание.

-На какие звуки падает ударение?

-Назовите гласные буквы в этом слове. Запишем их.

5. Работа по теме.

1. Работа в паре.

Поставьте ударения в словах. А теперь прочитаем ударные слоги . Какое слово получилось?(Раздать звёздочки - билеты) (слайд 4)

2. Смыслоразличительная роль ударения.

- Итак, мы вместе с ударением отправляемся в зоопарк.

- Но посмотрите - ворота зоопарка закрыты . Что весит на воротах?(замок) Что такое замок? Разделим на слоги, поставим ударение, (слайд 5)

-Как мы попадем в зоопарк? Попросим ударение нам помочь.

-Какое слово получится?( замок)

Что такое замок? (слайд 6)

Что нам помогло изменить слово?

Разделим на слоги, поставим ударение.

Что вы можете сказать о буквенном составе ( ), слоговой структуре этого слова? ()

А поменялся ли его смысл? Отчего? ()

Какие вы у меня молодцы!

-Допишите нужное слово и обозначьте ударение (слайд 7) На горе стоит... На двери висит... (Проверка)

- Что меняет смысл этих слов?

-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ. Вы ещё много о них узнаете.

6. Физминутка (слайд 8)

4) Ударение в односложных словах.

-Делая нашу физминутку, мы совсем забыли об экскурсии в зоопарк и новых секретах Ударения. Но ударение ждёт нас у первых вольеров. Оно загадает нам загадки. Если разгадаем верно, то увидим животных. Слова-отгадки будем записывать в столбик.

(На доске: 1 столбик - изображения животных, 2 столбик - слова отгадки, 3 столбик изображения детёнышей, 4 столбик названия детёнышей животных. В тетрадях один столбик слов - названия животных.)

Хищник полосатый,

Рыжий и усатый.

На кота похож немножко

И мяукает как кошка, (тигр) (слайд 8)

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя - маленький хвост,

Спереди зверя - хвост большой.

Кто же это? Кто он такой? (слон) (слайд 9)

Через море - океан

Плывёт чудо - великан,

А ус во рту прячет, (кит) (слайд 10)

- Можно ли разделить эти слова на слоги? Почему?

- А нужно ли ставить ударение?

- Какой вывод можно сделать? (Если слово состоит из одного слога, ударение не ставится.) - (слайд 11)

5) Ударение в словах с «ё».(слайд 12)

- Ну а Ударение приглашает нас дальше. Знаете, ведь оно остановилось в самом интересном месте зоопарка. Это место называется «Детская площадка». Кто здесь находится? (Детёныши животных)

(На доске третий столбик - изображения детёнышей животных.)

- Давайте назовём, кто это, названия запишем в тетрадь.

(На доске четвёртый столбик - названия детёнышей животных, в тетрадях -второй столбик.)

тигр    тигрёнок

слон   слонёнок

кит     китёнок

- Что общего у слов второго столбика? (Сколько слогов?)

- Определите ударный слог в каждом слове.

- Какой вывод мы можем сделать? (Буква «ё» всегда ударная.)

- Послушайте стихотворение о букве «Ё». (Читают два ученика по ролям).

Расскажи-ка, буква Ё, Как твоё житьё-бытьё? Буква Ё даёт отчёт:

- Ничего житьё течёт. Я ударная всегда. Ой-ёй-ёй.

Вот это да!

6) Самостоятельная работа. Поставьте ударение,

Белка, аист, лебеди, утка лиса, кабан, енот ворона, крокодил, барсуки. Назовите слова, ударение в которых падает на первый слог, на второй, на третий. Молодцы! Со всеми задания справились

7.Итог

- Понравилась вам экскурсия?

- А с какими своими секретами вас познакомило Ударение?

(ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова)

3. Давайте поиграем! Я показываю слова на карточках, а вы произносите эти слова, выделяя голосом подчеркнутый слог:

Кружки — кружки, полки - полки, заплачу — заплачу, хлопок - хлопок, пропасть- пропасть, пары — пары, дорога - дорога.

8. Рефлексия.

Поблагодарим Ударение за интересную экскурсию. Если вы хорошо работали на уроке, то приклеите свои звёздочки рядом с Ударением.


Скачать презентацию к уроку русского языка в 1 классе: «Ударение».