Урок литературы на тему: «Василий Теркин – кто же он такой»

(7 голоса, среднее 3.57 из 5)



Ход урока.

I. Организационный момент.

Слово учителя:

-22  июля 1941 года началась ВОВ. Начало этого периода в нашей литературе характеризуется преобладанием наиболее оперативных и боевых жанров художественного творчества.

Здесь и политические памфлеты И. Эренбурга, и очерки В. Гроссмана, и публицистические статьи А. Твардовского, Тихонова, и песни М. Исаковского, Лебедева-Кумача.

В годы ВОВ голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом.  Поэзия помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце. Не утратить веры в торжество победы.

Перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и – шагнула в бой.

Среди многочисленных потоков произведений, написанных в то время, сразу выделилась поэма «Василий Теркин» А.Н. Твардовского.

Тысячи писем устремились в редакции газет и журналов, где глава за главой  печаталась поэма «Василий Теркин»  во всех письмах звучали примерно одни и те же вопросы: Кто такой Теркин? Где воюет? Не на нашем ли фронте? Не в нашей ли дивизии?

И Твардовский терпеливо отвечал на многочисленные письма читателей. Некоторые ответы нам известны. Вот один из них:

«Нет, Василий Теркин, каким он является в книге, - лицо вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих людей – нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом  Теркина.»

Слово учителя:

- Собирательность образа закономерно лишила его яркой внешней индивидуальности.

Но, пожалуй, ни в одном из литературных героев, созданных в годы войны, не отразился так полно и отчетливо русский национальный характер в его лучшем проявлении, как в Василии Теркине.

Как справедливо заметил однажды В. Тендряков: «Великая заслуга Твардовского в том, что он впервые в литературе создал образ солдата, полный обаяния, вызывающий ответную любовь»

О солдате, полном, по словам Тендрякова  обаяния, от которого становилось легче и теплее на фронте, мы начнем свой рассказ.

II. 1. Слово учителя или подготовленного ученика

На экране – портрет О. Верейского «Василий Теркин» и фотография (Твардовский, Верейский, Глотов).

- Впервые портрет Теркина был  создан художником Орестом Верейским в 1945 году.

Позировал ему львовский поэт Василий Глотов, который работал тогда в армейской газете. Глотов постоянно носи с собой издание карманного формата, выпущенный в г. Смоленске в 1945 году. На титульном листе которого было написано: «Василию Глотову, близкому родственнику Василия Теркина, моему другу и товарищу по войне».

2. Беседа с классом.

-Каким вы видите Вас. Теркина на портрете Верейского? В какой момент, по вашему, он запечатлен?

(Скатанная шинель через плечо, видавшая виды пилотка со звездой привычно надвинута на лоб, винтовка между колен).

Лицо крепкое, широкоскулое, крупный нос картошкой, четкий энергичный очерк щек.

Вид у Теркина – приветливый, располагающий к себе, но, отнюдь, не добродушный простачок, которого легко обвести вокруг пальца.Он может быть суровым и беспощадным когда суждено будет отстаивать в бою все то, что ему дорого, близко, любимо.)

Вывод: Итак, перед нами собирательный образ. Как сам Твардовский заметил, у Теркина нет прототипа. В его лице – весь народ, который встал на защиту Родины.

III. Анализ главы «О награде».

Оборудование: картина Непринцева «Отдых после боя», Верейского «Отдых после боя».

Слово учителя:

- Перед вами картина Юрия Непринцева «Отдых после боя». Вот что автор картины рассказал о ее создании:

«Одной из самых трудных задач оказались поиски внешнего облика Василия Теркина… хотелось, чтобы его легко узнавали в картине и без подписи к ней…

Я видел его собирающимся закурить, с красным кисетом в руке, но я не нашел такой модели, которая во всем отвечала бы задуманному мной образу Теркина. Поэтому лицо его , выражение и жест пришлось искать в течение долгого времени. Наконец я понял , что необходимо создать собирательный образ, что это совершенно закономерно, и я объединил в Теркине черты, подмеченные у многих людей, стараясь воссоединить их в единое целое». (читает подготовленный ученик)

Слово учителя:

- Это была тяжелая, жестокая война. Почти все мужчины ушли на фронт и воевали на передовой, а их жены, дети, старики работали для фронта в тылу.

Своим родным на фронт женщины собирали посылки: вязали теплые носки, рукавицы, вышивали своими руками кисет, как знак любви и заботы о тех, кто воюет на передовой, защищает страну от фашистов.

Кисет – это специальный мешочек для табака (показать кисет). А  солдаты в редкие минуты отдыха, доставали вышитый кисет, сворачивали самокрутку, закуривали и вспоминали о доме, о любимой, о родных и близких, которые их ждут с войны. Это был самый дорогой подарок, его хранили, берегли, носили у сердца. Понять, что значил для бойца кисет во время войны, нам помогут ребята: прочтут отрывок из главы, не вошедшие в учебник-хрестоматия «О потере».

Инсценирование главы « О потере» - стр. 65-66, 69-70

Потерял боец кисет,

Заискался, — нет и нет.

Говорит боец:

Боец:

— Досадно.

Столько вдруг свалилось бед:

Потерял семью. Ну, ладно.

Нет, так на тебе — кисет!

Запропастился куда-то,

Хвать-похвать, пропал и след.

Потерял и двор и хату.

Хорошо. И вот — кисет.

Кабы годы молодые,

А не целых сорок лет...

Потерял края родные,

Все на свете и кисет.

Посмотрел с тоской вокруг:

— Без кисета, как без рук.

— Без кисета у махорки

Вкус не тот уже. Слаба!

Вот судьба, товарищ Теркин.

Василий Теркин:

— Без кисета, несомненно,

Ты боец уже не тот.

Раз кисет — предмет военный,

На-ко мой, не подойдет?

Принимай, я — добрый парень.

Мне не жаль. Не пропаду.

Мне еще пять штук подарят

В наступающем году,

Тот берет кисет потертый,

Как дитя, обновке рад...

И тогда Василий Теркин,

Словно вспомнил:

— Слушай, брат,

Потерять семью не стыдно —

Не твоя была вина.

Потерять башку — обидно,

Только что ж, на то война.

Потерять кисет с махоркой,

Если некому пошить, —

Я не спорю, — тоже горько,

Тяжело, но можно жить,

Пережить беду-проруху,

В кулаке держать табак,

Но Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

Наши деды, наши дети,

Наши внуки не велят.

Сколько лет живем на свете?

Тыщу?.. Больше! То-то, брат!

Сколько жить еще на свете, —

Год, иль два, иль тащи лет, —

Мы с тобой за все в ответе.

То-то, врат! А ты — кисет...

-Каким предстает перед нами Теркин в этой сцене?

( Добрым, готовым прийти на помощь и делом и словом, умеет любить и быть любимым)

Мне еще пять штук подарят

В наступающем году

Беседа с классом:

- О чем же мечтал наш герой – Василий Теркин? Из какой главы поэмы мы об этом узнаем? («О награде»  В кругу товарищей- фронтовиков полушутя, полусерьезно Теркин, вспоминая о доме, о детстве, мечтает о том, как после победы вернется в родные места. Он мечтает о любви, о женском внимании.С тонким юмором представляет он свое возвращение домой с медалью на груди.)

- Для чего, по словам Теркина, ему нужна медаль? Найдите в тексте, зачитайте. (стр.191 – 193; « Нет, ребята, я негордый… до Теркин, Теркин, добрый малый. Медаль нужна ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек )

- Каким предстает Теркин перед нами в этой сцене? (простым, жизнерадостным, человечным).

Слово учителя:

– Недолги минуты отдыха и радости на фронте. И вот, полные юмора строки сменяются грустными стихами. Найдите и зачитайте их. (стр. 193. «Теркин, Теркин, добрый малый…»)

- О каком грозном напоминании звучат эти слова? (Это ведь только мечты, простые человеческие мечты молодого, полного сил парня. Но весна сменяется летом, лето – осенью. Идет за годом год. А страшная, кровопролитная война продолжается. Путь даже к самому простенькому человеческому счастью проходит через борьбу. Судьба каждого города, деревни, поселка слиты воедино с судьбой всей страны.

Поэт пишет о подвигах бойцов из Казани, из Сибири, из Москвы, в главе «О награде» Теркин неоднократно вспоминал о родной Смоленщине. И широким обобщением звучат строки из главы «О войне» -стр. 189. «Грянул год, пришел черед… до «тот народ, Россия».)

- Что общего у автора и Теркина? (Теркин из тех же мест, что и автор. Оба любят родину.)

- Найдите в главе «О награде» строки, которые являются рефреном произведения.

Страшный бой идет кровавый

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле.

- Как вы думаете, почему именно такой рефрен включен Твардовским в поэму?

(В этих строках выражена авторская оценка событий: судьба каждого человека, судьба его города, поселка, деревни, «малой родины слиты с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья всего народа).

IV. Анализ главы «Гармонь»


Оборудование: Иллюстрация Верейского, песня Мих. Исаковского «В лесу прифронтовом»

Беседа с классом:

- Что вы видите на этой картине?

(Лесная опушка, танки, грузовики, бойцы)

- Найдите и зачитайте строки, соответствующие этой иллюстрации.

(стр. 50) «От глухой лесной опушки до Гусеницы и колеса / На снегу еще визжат».

- Какой эпизод лег в основу главы «Гармонь»? (В центре её – один из военных эпизодов: случайная встреча Тёркина, который возвращается из госпиталя с танкистами на фронтовой дороге).

- Прочтите следующую строфу:

На просторе ветер резок,

Зол мороз вблизи железа,

Дует в душу, входит в грудь

Не дотронься как-нибудь

Слово учителя:

– И вот тут-то гармонь, случайно обнаруженная у танкистов, явилась тем огоньком, к которому потянулись от машин заиндевевшие бойцы:

И кому какое дело –

Кто играет, чья гармонь!

Беседа:

- И все- таки, кто играет? Чья гармонь?

(Чтение по ролям - стр.51 «Уминая снег зернистый, /вперемежку – пляс не пляс… до Ну, сыграй ты , шут с тобой –стр. 52 )

- Почему, узнав, что гармонь их погибшего товарища и боль утраты еще так свежа, В. Теркин все же решается сыграть? Осуждаете ли вы его за это?

(Мы видим, что Теркин почтителен, деликатен. Но желание помочь товарищам, поднять их настроение сильнее печали. Теркин начинает играть – и вмиг преображаются  солдаты. Мыслями они переносятся в далекое и милое их сердцу прошлое. А гармонист выводит до боли знакомую мелодию.

-Найдите и зачитайте, что и как играет Теркин

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно – гармонист

До

Грустный , памятный мотив.

Слово учителя:

_  Теркин всем сердцем ощущая величие духа своих сверстников , восклицает:  Что?( стр. 53 )

Ах, какой вы все, ребята ,

Молодой еще народ.

Я не то еще сказал бы , -

Про себя поберегу,

Я не то еще сыграл бы ,

Жаль , что лучше не могу.

- И вот смена мелодии и перед нами – картина лихой солдатской пляски. Кто танцует ? ( Водитель , привезший Теркина )

- Найдите, зачитайте. ( стр. 54 )

Веселей кружитесь, дамы!

На носки не наступать

До

Нет, какой вы все, ребята, удивительный народ.

- Какие выразительные выразительные средства языка использует  автор в описании танца ?

Сравнение: « словно в праздник на вечерке половицы гнет в избе»

Метафору: « Прибаутки, поговорки сыплет под ноги себе»

Слова из разговорной речи: «Кабы», «каюк»

- Что придают тексту эти выразительные средства? ( Они помогают более наглядно, конкретно представить эту картину.)

Слово учителя

- Водитель, тот самый, что оставил за собой «столько суток полусонных», «столько верст в пурге слепой», теперь «…пошел, пошел работать, наступая и грозя»

Кровь, смерть, испытания войны не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа советских солдат Музыка развеяла угрюмую суровость двух танкистов, разбудила воспоминания О чем они вспомнили? Кого им напомнил гармонист? ( Внезапно образ Теркина в их сознании совпал с образом солдата, которого они когда-то доставляли из боя в санбат)

- Чтение по ролям (Разговор двух танкистов и Теркина) – стр. 56- 57 «И сказали два танкиста… до то память про него»)

Чтение по ролям. Разговор двух танкистов. ( стр. 56 )

И сказали два танкиста гармонисту: до

…Это память про нгего.

- Почему же бойцы отдают Теркину гармонь, единственную память о командире? ( Они поняли, что Теркин будет достоин славы их командира; ведь память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях, она в делах и борьбе живых.)

- Вывод: В главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность и непрерывность высокого подвига.

- Итак, вернемся к началу урока. Кто же такой Теркин?

Найдите и зачитайте, что об этом сказал сам Твардовский. (Учебник: стр.180)

Теркин – он такой?

Скажем откровенно:

До

И не знаем, почему, -

Спрашивать не стали,-

Почему тогда ему

Не дали медали.

На слайде

Словом, Теркин тот .Который

На войне лихой солдат,

На гулянье гость не лишний,

На работе – хоть куда.

А. Т Твардовский.

Домашнее задание

«Два бойца», «Кто стрелял», «Смерть и воин»

Скачать презентацию к уроку литературы на тему: «Василий Теркин – кто же он такой»