Урок по литературе в 11 классе: «Не жалею, не зову, не плачу…» (творчество С.А.Есенина)
Цели: обобщить знания учащихся по творчеству С.А.Есенина
а) библиографическая справка
б) основные мотивы творчества
в) художественное своеобразие лирики
Развитие монологической речи (устной и письменной);
умение работать в группах;
навыков выразительного чтения,
творческих способностей.
Воспитывать интерес к творчеству и личности с.А.Есенина,
чувство коллективизма.
Урок - обобщение по литературе
Форма урока: семинар
Оборудование: ноутбук, проектор, презентации учителя и учащихся, музыка, фотографии, портрет, фрагменты из фильма «Сергей Есенин»
Ход урока по литературе в 11 классе
1. Орг. момент. Цели урока.
-Если Пушкин - России первая любовь, то Есенин её последняя горькая страсть ... Стихи Есенина твердят наизусть и поют под гитару даже те, кто вообще стихов не читает, потому что Есенин - не просто изумительный лирик, художник уникального феноменального дара, он - певчая душа России, её внешняя радость и вечная боль. Сегодня на семинарском занятии ещё раз окунёмся в лирическую атмосферу поэта, вспомним изученное на уроках, приоткроем тайны творчества Есенина.
2. -Самое дорогое для него - родная деревенька - село Константиново Рязанской губернии.
1 группа. Презентация
З. -Всю свою короткую романтическую бесшабашную жизнь Есенин возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти и сам раздирался страстями столь же бурными, противоречивыми ...
- Рассказать об основных этапах жизни и творчества Сергея Александровича
2 группа (презентация)
- Прокомментируйте ответ, что сможете добавить.
4. -О чём писал Есенин?
-Писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало, а потом убило ...
-Вспомните об основных мотивах лирики Есенина.
Выступление 3 группы.
-Вы прочитали немало стихов, может быть, какое-то произвело на вас особое впечатление, поделитесь мыслями (творческие работы учащихся)
Мини-сочинения учащихся.
Просмотр фрагмента их кинофильма (чтение стихотворения в исполнении поэта)
5. -Почему Есенин поэт особенный? ... Потому что ему даны редчайшие качества: искренность и музыкальность, рискованная близость к женскому романсу
-А какие ещё художественные особенности лирики можно выделить?
Выступление 4 группы.
Вывод: Всё это и многое другое придаёт поэзии Есенина общедоступность и исключительность.
Прослушивание песни на стихи Есенина «Утраченная юность».
6.- Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы - рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
- Кого же любил Есенин?
Выступление 5 группы.
Сообщение о З. Райх, Г. Бениславской, С.Толстой.
7. - Вокруг имени и его стихов вот уже несколько десятилетий не смолкает шум. И, кажется, что это продолжает шуметь он сам вечный бунтовщик и крамольник, чудо природы, уникальная фигура в человеческой истории. Будет шуметь, пока жива Россия.
- Какие критические заметки о поэте вам известны?
- Ваше отношение к творчеству Есенина (творческие работы учащихся)
Итог урока.
У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Если лирика Есенина стала для вас неотделимой частью, значит, наши уроки прошли недаром.
Выставление оценок. Домашнее задание