Урок по литературе в 11 классе: «Не жалею, не зову, не плачу…» (творчество С.А.Есенина)

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)



Цели: обобщить знания учащихся по творчеству С.А.Есенина

а) библиографическая справка

б) основные мотивы творчества

в) художественное своеобразие лирики

Развитие монологической речи (устной и письменной);

умение работать в группах;

навыков выразительного чтения,

творческих способностей.

Воспитывать интерес к творчеству  и личности с.А.Есенина,

чувство коллективизма.

Урок - обобщение по литературе

Форма урока: семинар

Оборудование:  ноутбук, проектор, презентации учителя и учащихся,  музыка, фотографии, портрет, фрагменты из фильма «Сергей Есенин»

Ход урока по литературе в 11 классе

1. Орг. момент. Цели урока.

-Если Пушкин - России первая любовь, то Есенин её последняя горькая страсть ... Стихи Есенина твердят наизусть и поют под гитару даже те, кто вообще стихов не читает, потому что Есенин - не просто изумительный лирик, художник уникального феноменального дара, он - певчая душа России, её внешняя радость и вечная боль. Сегодня на семинарском занятии ещё раз окунёмся в лирическую атмосферу поэта, вспомним изученное на уроках, приоткроем тайны творчества Есенина.

2. -Самое дорогое для него - родная деревенька - село Константиново Рязанской губернии.

1 группа. Презентация

З. -Всю свою короткую романтическую бесшабашную жизнь Есенин возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти и сам раздирался страстями столь же бурными, противоречивыми ...

- Рассказать об основных этапах жизни и творчества Сергея Александровича

2 группа (презентация)

- Прокомментируйте ответ, что сможете добавить.

4. -О чём писал Есенин?

-Писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало, а потом убило ...

-Вспомните  об основных мотивах лирики Есенина.

Выступление 3 группы.

-Вы прочитали немало стихов, может быть, какое-то произвело на вас особое впечатление, поделитесь мыслями (творческие работы учащихся)

Мини-сочинения учащихся.

Просмотр фрагмента их кинофильма (чтение стихотворения в исполнении поэта)

5. -Почему Есенин поэт особенный? ... Потому что ему даны редчайшие качества: искренность и музыкальность, рискованная близость к женскому романсу

-А какие ещё художественные особенности лирики можно выделить?

Выступление 4 группы.

Вывод: Всё это и многое другое придаёт поэзии Есенина общедоступность и исключительность.

Прослушивание песни на стихи Есенина «Утраченная юность».

6.- Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы - рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.

- Кого же любил Есенин?

Выступление 5 группы.

Сообщение о З. Райх, Г. Бениславской, С.Толстой.

7. - Вокруг имени и его стихов вот уже несколько десятилетий не смолкает шум. И, кажется, что это продолжает шуметь он сам вечный бунтовщик и крамольник, чудо природы, уникальная фигура в человеческой истории. Будет шуметь, пока жива Россия.

- Какие критические заметки о поэте вам известны?

- Ваше отношение к творчеству Есенина (творческие работы учащихся)

Итог урока.

У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Если лирика Есенина стала для вас неотделимой частью, значит, наши уроки прошли недаром.

Выставление оценок. Домашнее задание