Урок по химии в 8 классе «Чистые вещества и смеси»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: развить знания школьников о веществах и нахождении их в природе при усвоении понятий «чистое вещество», «смесь», а так же понятий непосредственно связанных с ними.
Оборудование и реактивы для учителя:
- ПК, проектор мультимедийный;
- Предметный столик, делительная воронка, штатив, стакан химический, смесь песка и древесных опилок, колба плоскодонная, воронка химическая, вода, йод, активированный уголь, дистиллятор электрический.
Оборудование и реактивы для учащихся: 2 пробирки с водой, колба с водой, воронка химическая, шпатель, фарфоровая чашка (для смешивания серы и железа), сера в порошке, железо в порошке.
Ход урока по химии в 8 классе:
I. Орг. момент
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Вокруг нас огромный мир веществ. Мы вдыхает воздух, а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ. Умываемся водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьем молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира, и не только: здесь еще есть молочный белок казеин, минеральные соли, витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный - лактоза. Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ - здесь и сахар, и яблочная кислота, и витамины. Стекло, резина – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина - искусственного происхождения.
Резина изготовлена человеком из каучука, с добавлением серы. Стекло изготавливают плавлением нескольких компонентов: песка, соды. Мир вокруг нас разнообразен и состоит из различных химических веществ.
Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?
Учитель помогает учащимся формулировать тему урока. Контролирует записи в тетради.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Чем же отличаются чистые вещества от смесей?
В каком виде встречаются вещества в природе?
Учащиеся записывают в тетради конспект урока в процессе объяснения учителя. Учитель просит учащихся обдумать примеры веществ и смесей.
Учитель: Приведите примеры чистых веществ. Давайте дополним ваши примеры.
К чистым веществам относятся: кислород, углекислый газ, азот, водород, сера, вода дистиллированная.
К смесям: воздух, вода водопроводная или вода из водоема, вода загрязненная илом.
Учитель: Существует множество методов, для очистки различных смесей. Пока эти названия вам мало о чем говорят, в данной схеме лишь некоторые способы разделения смесей. Но если вы выберите профессию врача, архитектора, строителя, нефтехимика или лаборанта вы узнаете и о многих других способах очистки смесей.
Учитель: Но как вы думаете, для чего человек научился очищать смесь?
Демонстрационный эксперимент.
Учитель: Сегодня мы рассмотрим некоторые способы очистки смесей веществ, с помощью демонстрационного эксперимента (все опыты после их описания иллюстрируются названием написанным крупным шрифтом на листах бумаги).
Перегонка (дистилляция):
Перед вами прибор для получения дистиллированной воды, как вы думаете, как он называется?
Данный прибор из нашей лаборатории электрический, На чем же основан принцип его работы. Вода нагревается в отдельном стакане и превращается в пар. Этот пар уже является очищенной водой. Мы в домашних условиях также можем получить пар, но почему мы не получаем из него дистиллированную воду. Что для этого нужно сделать? Пар, который образуется в дистилляторе, направляется в холодильник, состоящий из внутренней и внешней трубок. Внутренняя трубка с многочисленными расширениями омывается холодной водопроводной водой и пар способен конденсироваться и стекать по отдельной трубке в колбу-приемник.
Учитель: Дистилляция так же называется перегонкой. Скажите, где вы слышали этот термин? И что еще научился получать человек с помощью перегонки?
Учитель: Перегонка – это способ получения из нефти различных нефтепродуктов. Во время перегонки нефть начинает разделяться на фракции, каждая из которых испаряется при определенной температуре. К ним относятся бензин, керосин, лигроин, газойль, мазут. Все перечисленные продукты вы изучите на уроках органической химии.
Отстаивание:
Учитель: Давайте попробуем разделить следующую смесь, смесь песка и древесных опилок.
Предложите способ разделения данной смеси? Что мы можем добавить к данной смеси? Добавим воду, что происходит со смесью песка и древесных опилок? Со временем частицы песка оседают, а опилки остаются на поверхности воды. Как мы назовем такой способ очистки смеси?
Учитель: с помощью отстаивания можно разделить такие смесь растительного масла и воды, нефти и воды. Растительное масло и нефть оказываются на поверхности воды. Свойство нефти находиться на поверхности воды человек научился использовать, так при аварии с розливом нефти, ее сгущают в
нефтяные пятна с помощью специальных химических средств. Далее нефть можно и удалить с поверхности воды. Такую смесь растительного масла и воды, нефти и воды в лаборатории разделяют с помощью делительной воронки. Вы увидите принцип работы делительной воронки на следующем уроке во время практической работы.
Фильтрование:
Учитель: Перед вами вода окрашенная красителем, как вы думаете, можно ли ее разделить? Давайте попробуем. Сейчас мы используем активированный уголь и превратим гомогенную смесь в гетерогенную. Активированный уголь на своей поверхности собирает краситель и смесь очищается, далее можно увидеть как после отстаивания на дне колбы находятся частицы активированного угля.
Вода оказывается чистой. А как же дальше разделить такую смесь? Можно воспользоваться воронкой фильтром. Я думаю, вы догадались, как называется этот способ разделения гетерогенных смесей – фильтрование. Фильтрование мы так же используем на практической работе.
Лабораторный опыт.
Учитель: Давайте попробуем получить и разделить смесь серы и железа, с помощью лабораторных принадлежностей. Обратите внимание на технику безопасности при выполнении опыта.
Учащиеся выполняют опыт под руководством учителя, по инструкции на экране, в специальных карточках.
Действие магнитом:
Учитель: Вы разделили смесь серы с помощью воды. Но сейчас я покажу еще один способ.
Железо, обладает свойствами металла и способно намагничиваться, в отличии от серы.
Воспользуемся магнитом. В вашем учебнике такой способ разделения смесей называется действие магнитом.
Лабораторный опыт:«Приготовление и разделение смеси серы и железа»
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, мы сегодня на уроке изучили смеси веществ и чистые вещества, рассмотрели их различия. Что вам было интересно на уроке? Что больше всего запомнилось? И что вы хотели бы еще узнать?
Тестирование (взаимопроверка).
Учащиеся обмениваются ответами с соседом по парте, для проверки.
Учитель: Сейчас мы проверим, кто был самым внимательным? Давайте выполним небольшой тест.
Выставление оценок по итогам урока
§ , прочитать инструкция к выполнению практической работе на стр. вашего учебника.
Скачать презентацию к уроку по химии в 8 классе «Чистые вещества и смеси»
Похожие материалы:
Более новые статьи:
Более старые статьи:
- Конспект урока по химии в 10 классе: «Получение альдегида, качественные реакции на альдегидную группу»
- Конспект урока по химии в 9 классе: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Металлы»
- Конспект урока химии в 11 классе на тему: «Углеводы. Глюкоза».
- Конспект урока по химии в 9 классе на тему: «Азотная кислота».