Конспект урока по химии в 10 классе: «Получение альдегида, качественные реакции на альдегидную группу»

(1 голос, среднее 5.00 из 5)



Цель:

- на практике осуществить получение альдегида;

- провести качественные реакции на альдегидную группу;

- используя реакцию «серебряного зеркала», на практике подтвердить наличие в яблочном соке глюкозы;

- продолжить формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием и реактивами через эксперимент;

- развивать эмоциональную сферу (работа учащихся в парах), логическое мышление;

Оборудование: штатив с пробирками, спички, спиртовка, стеклянная палочка, пробиркодержатель, медная проволочка, тигельные щипцы, этанол, нитрат серебра - 2% раствор, сульфат меди (II) - раствор, гидроксид натрия – 10% раствор, раствор глюкозы

Ход урока по химии в 10 классе:

1. Организационный момент.

2. Практическая часть:

а) Сегодня на уроке, на основе ранее приобретённых теоретических знаний по теме «Альдегиды», мы научимся практически осуществлять некоторые реакции характерные для данной темы – это получение альдегида и качественные реакции на альдегидную группу. Узнаем немного нового о зеркалах и попробуем определить, а есть ли глюкоза в спелом яблоке?

б) Прежде, чем приступить к практической работе, давайте с вами вспомним правила техники безопасности при работе со щелочами и нагревательными приборами:

Спиртовка:

- Не зажигайте одну спиртовку от другой.

- Не переносите горящую спиртовку с места на место.

- Гасите спиртовку только при помощи колпачка.

- Перед началом работы расправить фитиль.

Нагревание:

- Не забудьте прогреть сначала всю пробирку.

- Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени.

- Следите, чтобы пробирка не касалась фитиля.

- Помните, что горячее стекло ничем не отличается от холодного.

Вещества:

- При работе с веществами будьте аккуратны.

- Если раствор пролили, обратитесь немедленно к учителю.

- Не допускайте попадания раствора щёлочи на кожу и в глаза.

в) А теперь, давайте с вами, активизируем нашу мыслительную деятельность: сильно разотрём наши ладошки до появления ощущения теплоты, затем с силой подавим на ладошки и на кончики пальцев. Теперь разотрём наши ушки от завитка к мочке и обратно.

г) Итак, настроились на работу.

Приложение №1

Задание № 1.

Получить альдегид

Медную спираль накалить в пламени спиртовки и опустить в пробирку со спиртом. Ощущается резкий запах альдегида, спираль становится блестящей. Уравнение реакции:

урок химии

Понюхайте, направляя к себе рукой выделяющиеся пары. Их запах напоминает запах антоновских яблок. Это запах уксусного альдегида.

Что произошло с медью в спирте? Объясните с помощью уравнения реакции сущность протекающего процесса.

Вполне обыденный предмет нашей жизни – это зеркало. Зеркала появились задолго до н. э. Сначала, ими служили отполированные до блеска металлические пластинки, затем металлические пластинки стали покрывать слоем ртути (амальгамирование) и поверх этого накладывать лист стекла. И лишь в 19 веке зеркальное производство избавилось от вредной ртути, когда француз Франсуа Пти - Жан открыл реакцию «серебряного зеркала».

Приложение №2

Задание № 2

Качественная реакция на альдегидную группу – реакция «серебряного зеркала»

В сухую чистую пробирку поместите немного ( 1 мл) раствора нитрата серебра и взболтайте, чтобы он хорошо смочил стенки пробирки. Добавьте 3-4 капли раствора аммиака, затем прилейте 0,5 мл глюкозы. После этого, не взбалтывая содержимого, нагрейте до появления блестящего слоя серебра на стенке пробирки.

Реакция:

Объясните происходящее явление и составьте уравнение реакции.

Задание № 3

Реакция с гидроксидом меди (II) – реактивом Троммера.

В пробирку поместите сначала немного глюкозы (1 мл), затем несколько капель раствора сульфата меди (II) и 0,5 – 1мл раствора гидроксида натрия. Сразу начните нагревать, следя за последовательными изменениями, происходящими в пробирке с осадком. Образующийся в конце реакции красный осадок имеет состав Cu2O.

Реакция:

Объясните произошедшие в пробирке процессы и укажите, что общего у данного процесса с реакцией «серебряного зеркала».

Человеческий организм не только не может расти и развиваться, но и просто существовать без притока органических веществ. Одно из важнейших органических веществ – это глюкоза. Попробуем доказать, что яблочный сок, который мы пьем, содержит глюкозу. Как мы это сможем сделать? Конечно с помощью реакции «серебряного зеркала».

д) Сегодня на уроке, вы научились практически осуществлять получение альдегида, а также своими руками получили серебро, т. е. осуществили качественные реакции на альдегидную группу, а также подтвердили наличие в яблочном соке глюкозы.

е) Сдайте, пожалуйста, ваши работы. Сегодня все были молодцы! Спасибо всем!

До свидания.