Конспект урока истории в 7 классе: «В преддверии Смуты».

(10 голоса, среднее 4.30 из 5)

Цели:

Выявить какие события явились прологом Смутного времени, какими причинами была вызвана Смута. Определить историческое значение избрания Бориса Годунова на царство.

Развивать умение работать с учебной информацией, выделять главное, видеть причинно-следственные связи, анализировать  деятельность политических деятелей данного исторического периода, давать им характеристику через работу с  ИКТ.

Прививать у учащихся  личностный взгляд, оценку событий  периода Смутного времени.

Основные понятия: Смутные времена или Смута

Важнейшие личности: Иван Грозный, Феодор Иоанович, Царевич Дмитрий, Борис Федорович Годунов, боярин Василий Иванович Шуйский, Федор Никитович Романов- Филарет., атаман Хлопка Косолапа.

Важнейшие даты:

1584-1598 гг.- правление Федора Иоановича

15 мая 1591 г.- смерть царевича Дмитрия.

1598-1605 гг .- правление царя Бориса Федоровича (Годунова).

1601-1603 гг.-  неурожайные годы в стране.

1603 -1604 гг.-  Восстание казаков под предводительством атамана Хлопка Косолапа.

Оборудование: презентация учителя, презентации учащихся, ЦОР по учебнику Данилова 7 класс (схема правления, причины, Смуты, хронология Смутного времени, интерактивные карты.) программа КИМ, созданный урок.

Ход урока:

1.Орг.мом.

2. Постановка целей и задач.

Ц/В.  Какие события cтали прологом к Смутному времени?

План.

Смутные времена.

Предпосылки Смуты.

Конец царской династии Рюриковичей.

Правление Бориса Годунова.

3.Подготовка к изучению нового материала.

Наша задача заполнить таблицу,  работая с учебной информацией и тетрадью.

Заполнение таблицы в тетрадях учащихся.  «Причины Смуты».

Экономические

Политические

Социальные

4.Изучение нового материала.

Рассказ учителя с использованием ЦОР

У нас в России с 2004 г. 4 ноября празднуется День народного единства или День примирения и народного согласия.

Кто знает, каким историческим событиям посвящен этот день?

Этот день выбирался нашим правительством как день победы в освободительной войне 1612 года под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В этот день российскими народными войсками была освобождена Москва. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности. И сегодня мы перенесемся во времени в эпоху, которая предшествовала данным событиям

Сегодня у нас пойдет речь об одном из сложнейших периодов истории России – Смутных временах.

Слайд №1,-5, запись темы урока в тетрадь.

I.Смута.

Вопрос: Что означает термин Смута, Смутные времена?

Слайд 6.

Термин «Смутное время» появился еще в XVII веке. Сейчас под ним понимается глубокий кризис, охвативший все сферы общества в конце XVI - начале XVII века и вылившийся в серию кровавых конфликтов внутри страны, а также борьбу с иностранными вторжениями.  При этом, не в последнюю очередь имеется в виду «смущение умов», то есть нарушение принятых норм и правил поведения, сопровождавшееся жесткой и беспринципной борьбой за власть.Одной из важных причин которой явился династический кризис. К Смутному времени обычно относятся

события от Смерти Ивана Грозного (1584) до избрания на царство Земским собором 1613 г. от освобожденной от поляков Москве Михаила Романова.

В Смуте выделяется четко два периода:

I - царствование Федора (1598-1600),казалось стабилизировавший положение России;

II - гражданская война в Росии начала XVII в.Важность ее несомненна – как и все «переломные» периоды истории, начало XVII века определило последующее развитие страны почти на 100 лет.

Смута начала XVII века – не просто «рубеж» столетий, в ходе Междуцарствия произошла смена династий на российском престоле, т.е. данный временной отрезок можно определить как границу между 600-летним правлением Рюриковичей и последующим 300-летним царствованием Романовых. Причем это была непросто смена династий – во многом сменился и характер государственной власти. XVII столетие в истории нашей страны - время примечательное, переломное, наполненное событиями бурными и героическими. Это - время, когда заканчивается эпоха средневековья, начинается эпоха нового периода, позднего феодализма.

Работа со слайдами.

II. Каковы предпосылки ( причины) Смуты?

Слайд №16-17,18- Вывод.

III. Конец династии Рюриковичей

Ворос: Почему конец царской династии Рюриковичей повлек Смуту в государстве?

IV.Правление Бориса Годунова

 

Вопрос: Почему фигура Бориса Годунова после пресечения царствующей династии Рюриковичей так и не смогла сплотить вокруг себя разные слои русского общества?

Работа микрогрупп с документами.

Вопрос:Какую характеристику можно дать Борису Годунову как правителю?

Ответы микрогрупп.

5.Подведение итога.

Ответ на целевой вопрос:  Какие события явились прологом Смутного  времени?

( Чтение составленной таблицы).

6.Закрепление учебного материала.

Тест. ( Выбрать правителей в соответствии с хронологией, соотнести  причины смуты в соответствии с таблицей).

7.Рефлексия.

8.Дом.задание. П. 1, вопросы к параграфу.

Подготовить сообщение  о Борисе Годунове, Лжедмитрии I, Лжедмитрии II? Василии Шуйском.

Скачать презентацию к уроку истории в 7 классе: «В преддверии Смуты».