Проявления школьной дезадаптации и причины ее возникновения
Проявления школьной дезадаптации:
- Трудности в обучении
- Нарушения в отношениях с одноклассниками
- Отказ ходить в школу
- Симптомы заболеваний (головная боль, боль в животе, нарушение сна, аппетита, повышенная утомляемость)
Причины школьной дезадаптации:
(На основе концепций В. Когана, И. Крук)
I. Неправильные методы воспитания в семье
- Завышенные ожидания родителей в учебных успехах ребенка
- Разговоры о недостатках школы или учителя вместо акцентирования внимания ребенка на приятных моментах
- Частые конфликты в семье по поводу обучения ребенка
- Воспитание ребенка по типу «кумир семьи»
- отношение родителей к обучению ребенка
II. Нарушения в системе отношений в школе
- Психогенное влияние процесса обучения (Дидактогения)
- Некорректное отношение учителя к ученику (дидаскалогения)
- Индивидуальная чувствительность ЦНС ребенка
- Нарушение взаимоотношений ребенка с одноклассниками
III. Индивидуальные причины дезадаптации ребенка
- Высокий интеллектуальный потенциал
- Задержка психического развития
- Гиперактивность
- Трудности в волевой регуляции поведения
- Несформированность мотивации к обучению
- Чувствительность к неблагоприятному влиянию окружающей среды
- Завышенная самооценка и уровень амбиций ребенка или родителей
- Повышенная чувствительность нервной системы ребенка
- Повышенный уровень тревожности ребенка
- Агрессивность
- Замкнутость
- Медлительность (инертность нервных процессов)
- Соматическая ослабленность
- Отсутствие готовности к обучению в школе
Уровень адаптации ребенка к школе по Г. М. Гуткиной
Высокий уровень
Первоклассник положительно относится к школе, выдвинутые требования воспринимает адекватно;
учебный материал усваивает легко;
глубоко и в полной мере осваивает материал программы, решает усложненные задачи;
старательный, внимательно слушает указания и объяснения;
проявляет сильный интерес к самостоятельной учебной работы, готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, имеет в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у него негативных переживаний, он понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно;
усваивает основное содержание учебных программ;
самостоятельно решает типовые задачи;
сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но под его контролем;
бывает сосредоточен только тогда, когда занимается чем-нибудь для него интересным;
готовится к урокам и домашнее задание делает почти всегда;
общественные поручения выполняют добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередко жалуется на здоровье, имеет плохое, подавленное настроение.
Материал, который объясняет учитель, усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником дается трудно, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителей и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при длинных паузах, для понимания нового материала требует значительной учебной помощи учителя и родителей, общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.