Формирование представлений об окружающем мире через творческую деятельность.

(2 голоса, среднее 4.00 из 5)



формирование представлений об окружающем мире

Работая с детьми долгие годы углублённо по изобразительной деятельности, обратила внимание, что разделы «Познание» и «Художественно - творческая деятельность» дополняют друг друга, поэтому:

умело сочетая работу по формированию целостной картины мира и художественному творчеству, дети глубже знакомятся с окружающей жизнью: миром предметов и взаимоотношений.

Цель работы:

Научить детей отражать и уточнять знания о целостной картине мира.

Передавать в творческой деятельности впечатления, чувства и переживания.

Задачи:

Знакомить детей с природным  миром.

Знакомить детей со свойствами красок.

Учить детей устанавливать причинно - следственные связи.

Знакомить со способами рисования кистью и нетрадиционными материалами.

Знакомить детей с явлениями природы (живой и неживой).

Знакомить детей с миром  искусства: Научить свободно пользоваться кистью, смешивать краски, выбирать технику рисования.

Научить передавать в работе свои впечатления памятниками архитектуры   и искусства.

Отражать знания в лепке, аппликации, конструировании и художественном труде.

Принцип построения работы:

- Знакомить с новым материалом (целостной картины мира)

- Уточнить полученные знания в художественно - творческой деятельности

- Расширить знания о причинно - следственных связях

- Рисование с отображением впечатлений, чувств и переживаний.

С младшего возраста широко использую игровые приёмы и создание проблемных ситуаций.

Непременно во всех видах образовательной деятельности использую наглядность, это: игрушки, иллюстрации, предметы для обследования и опытов. В повседневной деятельности многократные наблюдения за объектами и явлениями, позволяют у детей сформировать представления, а изображение результатов наблюдений - иметь точные знания. Повторение содержания художественной деятельности: рисования (лепки или аппликации) в чередовании с познавательной деятельностью помогает иметь более точные представления.

Например: наблюдаем за дождевыми тучами: их формой, величиной, цветом. Рисуем «Туча солнышко закрыла». Наблюдаем за испарением воды из лужи и воды из кипящей кастрюли (экскурсия на кухню)

Дождь идёт на прогулке. Рисуем «Дождик, дождик, капелька» параллельно учу смешивать краски на палитре, подбирать материал, которым будем изображать дождь (кисть разных размеров, тычки, тампоны, пальцевая техника рисования).

В младшем и среднем возрасте очень важно научить приёмам обследования предмета. Можно использовать схемы описания предмета или явления( например времени года), чтобы обратить внимание на детали.

Художественно - творческая деятельность позволяет выявить, какими знаниями дети не обладают или на какие детали не обратили внимание. Повторное обращение к этой теме, уточнение деталей, которые не видны в работах детей помогают скорректировать представления детей, а в последующей творческой деятельности выяснить, пополнились ли знания детей новыми сведениями. Например:

Рассматриваем игрушку, иллюстрации машин: рисуем «Машины едут по улице», рассматриваем            настоящую   машину,

«Машины для папы», аппликация «Легковой автомобиль», художественный труд «Подарок для нашей семьи». Параллельно подбираем, чем будем рисовать: красками, карандашами, фломастерами, мелками. Выбираем бумагу для аппликации и способы выполнения работы (симметричное вырезывание, вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой».

В художественном труде отбираем бросовый, природный материал, дополнительные детали и украшения.

В старшем возрасте чаще использую словесные приёмы.

Детям можно подсказать, как обследовать то или иное явление или предмет. С помощью вопросов уточнить знание деталей, последовательность изображения, подбор материалов для художественной деятельности. Ребёнок в старшем возрасте может анализировать несколько работ, чтобы выяснить, где упущены детали, интересней подобран материал для изображения знакомого предмета или явления. Часто рекомендую использовать способы изображения одного предмета. Старшие дети часто изображают интересующие их предметы, и это может помочь обогатить знания детей другими сведениями, на которые они не обращают внимание. Например: дети рисуют динозавра. Рассматриваем игрушки разных видов динозавров, энциклопедии жизни динозавров. Рисуем или лепим «Древний мир, рассматриваем книги о растительном мире этого периода. Художественный труд - макет «Семья динозавров», рассматривание иллюстраций о погодных и природных явлениях периода динозавров, лепка «Яйцо динозавра». Новым приёмам деятельности чаще учила в повседневной жизни, радовалась, если дети задавали вопросы об окружающем мире, просили научить мастерить какие-то поделки, советовались, как лучше нарисовать или вылепить. Вместе проводили опыты, чтобы сделать правильный вывод.

В группе богатая материальная база. Хорошим подспорьем в работе является большая подборка иллюстративного материала: картинки по всем программным разделам и направлениям. В группе находится достаточно много книг энциклопедического характера (о животном мире природы, космосе, технике, творчестве известных художников, известных людей России). Многообразие художественной литературы помогает поддерживать тесная связь с городской детской библиотекой. Мной были организованы неоднократные экскурсии      в детскую библиотеку, а также встречи с работниками библиотеки. В старшей и подготовительной группе у нас присутствовали мини-библиотека. Этот материал позволяет учить детей самостоятельно отыскивать нужную информацию.

Книги о пошаговом выполнении творческих работ нужны не менее энциклопедий. Они влияют на творческую сторону художественной деятельности. В итоге, дети стали обладать разнообразными знаниями. Большая часть детей с интересом изучают энциклопедии, задают много вопросов. С удовольствием ищут ответы на свои вопросы вместе с педагогом. Отображают в самостоятельной творческой деятельности свои знания, проявляют в ней отношение и чувства.

Особое место в жизни многих воспитанников занимают знания о прошлом нашей страны и людей. Встреча с ветераном войны дала толчок для изучения истории Родины и жизни героя.

Всем хотелось нарисовать ордена и военные действия. Мне было радостно, что мои воспитанники пытаются отобразить свои чувства. А главное - я смогла вызвать большой интерес к познанию мира.

Сазанская Наталья Владимировна

воспитатель МБДОУ детский сад № 5.