Адаптация первоклассников к школе. - страница 3
Адаптация первоклассников к школе. Часть 3. Уровень адаптации.
Начнем с раскрытия первой проблемы - в чем заключается сущность понятия «адаптация к школе». Согласно педагогическим словарям, адаптация - это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского учебного заведения и семьи в дошкольном детстве. В психолого-педагогических исследованиях определяются и характеризуются три уровня адаптации. С целью определения уровня, на котором находится ваш ребенок, подаем их содержание и основные показатели.
Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе:
правила и требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко;
глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, вежливый, внимательно выслушивает указания, объяснения учителя;
поручения выполняет охотно и добросовестно, без внешнего контроля; обнаруживает высокую заинтересованность к самостоятельной учебной работы, готовится ко всем урокам, имеет в классе положительный статус.
Средний уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе:
посещение уроков не вызывает у него негативных переживаний, понимает учебный материал, когда учитель объясняет его довольно подробно и наглядно;
усваивает основное содержание программы по всем предметам, самостоятельно решает типовые задачи;
сосредоточен и внимателен при выполнении задач, поручений, указаний учителя, одновременно требует контроля со стороны взрослого;
сосредоточенным бывает только тогда, когда делает что-то интересное для себя, почти всегда готовится к урокам и выполняет домашние задания;
поручения выполняет добросовестно;
дружит с одноклассниками.
Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе:
часто жалуется на здоровье, плохое самочувствие, у него преобладает подавленное настроение;
наблюдаются нарушения дисциплины;
материал, который объясняет учитель, усваивает фрагментарно;
самостоятельная работа с учебником вызывает трудности, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет к ним интереса;
к урокам готовится нерегулярно, требует постоянного контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей;
не может сохранять внимание при наличии длительных пауз для отдыха, для понимания нового материала и решения.
решение задач по образцу требует значительной помощи учителя и родителей;
поручения выполняет под контролем и без особого желания;
пассивный, близких друзей нет, знает имена и фамилии лишь части одноклассников. Понятно, что достаточно тесная причинно-следственная связь между уровнем адаптации школьника и системой тех факторов, условий, в которых он воспитывался.
Проведенные исследования среди первоклассников позволили определить важнейшие факторы, влияющие на количественные показатели адаптации детей к школе.
Ученики, которым труднее адаптироваться к школе, требуют особого внимания и индивидуальной поддержки как со стороны учителя, школьного психолога, так и родителей.