Конспект урока по литературному чтению во 2 классе: «И. С. Соколов – Микитов «Зима в лесу»

(4 голоса, среднее 2.75 из 5)



Цель урока:

Знакомство детей с произведением И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».

Ход урока по литературному чтению во 2 классе: «И. С. Соколов – Микитов «Зима в лесу»:

1. Организация урока

Ну, ребята, был звонок.

Начинается урок.

Повернитесь все назад,

Гости там у нас сидят.

Мило улыбнитесь,

Обратно повернитесь

И тихонечко садитесь!

- Начинаем урок литературного чтения.

2. Проверка домашнего задания.

«Дети Деда Мороза»

- Сколько детей было у Деда Мороза?

- Что сделал Ветер?

- Какую работу сделал Лед?

-  О чем говорил Иней?

- Что рассказала Снежинка?

- Кто лучше помог людям? Почему?

3. Новый материал.

- Ребята, как красива наша природа в любое время года - осенью, зимой, весной, летом.

Закройте глаза и представьте себе такую картину:

Серебрятся на солнце сугробы. Всеми  цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками. Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов.

- Куда мы с вами сейчас перенеслись? ( В зимний лес)

Не эту ли картину вы увидели закрытыми глазами?

Слайды 1-6  (П.И Чайковский «Святки»)

- Что нас окружает зимой в лесу? (Сугробы, деревья, следы, ветер)

-  Сегодня мы прочитаем о зимнем лесе в рассказе Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Зима в лесу».

Слайд 7

В 1892 году в семье Сергея Никитича Соколова – управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных, родился мальчик Ваня. Когда ему исполнилось 10 лет, отец отвез его в Смоленск, где определил его в Александровское реальное училище. В училище Соколов – Микитов увлекся идеями революции. За это он был исключен из пятого класса училища.

Иван Сергеевич прожил большую и нелегкую, но интересную жизнь. Написал много замечательных книг

Слайд 8

В их основе – любовь к родной земле, к живущим на ней людям. Книги Ивана Сергеевича еще много лет будут доставлять радость многим поколениям людей, потому что всегда будут дороги им родная земля и ее природа, человечность, доброта и чистое, звучное поэтическое слово.

Слайд 9

- Послушайте рассказ «Зима в лесу» в исполнении Олега Табакова. (Аудио запись)

- О каком времени года рассказал автор?

- Какой зимний лес в этом рассказе? (тихий, холодный, белый, чистый, красивый)

4. Чтение рассказа детьми.

- Что автор говорит о лесе?

-Чьи следы увидел автор на снегу? (Дети подготовили небольшие презентации)

- Прочитайте, что говорится в рассказе о зайце.

Слайды10-12

В наших лесах встречаются зайцы: беляк и русак. Оба летом одинаковые – серо – бурого цвета. Зимой русак светлеет, а беляк меняет шубу на чисто белую. Зайцы очень пугливы, кормятся только ночью, а днем спят. Заяц очень осторожен, он не пойдет прямо к себе домой, а будет петлять, путать следы. Подпрыгивать, от врагов зайцы уходят кругами. Врагов у зайца много: охотники, волки, собаки, лисицы, совы, орлы.

Заяц норку не роет, он когтями разгребает ямку и там спит, прижав уши к спине. В таком окопчике появляются зайчата.

- Найдите и прочитайте, что же  говорится в рассказе о белке.

Слайды13-15

Из всех грызунов белка самый резвый, непоседливый зверек. В теплую погоду белка постоянно в движении: она быстро спускается с ели на землю, а потом быстро взлетает по стволу обратно, цепляясь за кору дерева длинными и острыми когтями, или перепрыгивая с ветки на ветку. Шерсть белки рыжеватая по цвету и похожа на сосновую кору. Домов у белки может быть несколько – основной и запасные, где можно переждать непогоду, спрятаться от врага, устроить склад запасов. Питаются эти зверьки орехами, семенами, грибами, ягодами . Основной корм белок – семена хвойных деревьев.

Летом, в жаркую погоду, белка днем прячется в дупле. Еду она ищут только рано утром или поздно вечером. Осенью белка собирает грибы, орехи и желуди – готовит себе пищу на зиму.

Несмотря на свою очень теплую шубу, белка зимой в сильные морозы совсем не выходит из гнезда. Спит 20-22 часа в сутки.

- Прочитайте, что говорится в рассказе о тетереве.

Слайды 16 – 18

- Прочитайте, что говорится в рассказе о медведе.

Слайды 19-23

Медведи бывают бурые, черные и белые.

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит мишка сладкий мед

Да малину с веток рвет.

В лесах России живет бурый медведь. Это самое крупное животное наших лесов. Они очень сильные, ловкие, быстрые звери. Весит взрослый медведь 350-400кг.

Все лето и осень он копит жир для зимней спячки, питаясь орехами, ягодами, птичьими яйцами и мелкой живностью. Летом, когда вокруг много растительной пищи, медведь не нападает на крупную дичь.

Поздней осенью медведь укладывается в берлогу. Перед залеганием в берлогу он собирает для подстилки разную лесную ветошь и мох, скатывает все это, а затем, пятясь задом, затаскивает в берлогу. Бурые  медведи проводят зиму в берлоге и спят. Спят и сосут лапу (живут за счет накопленных жиров) К весне у медведицы появляются медвежата.

- А еще с кем встретился охотник?

Слайды 24-25

5. Озаглавить каждую часть.

1 Заячья радость.

2 Охотник в лесу.

3 В берлоге у медведя. (Мишкины запасы)

- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской. Но сколькими его оттенками!

- Только очень любящий природу человек может увидеть всю ее красоту. Мне хочется , чтобы вы по- доброму относились к природе, любили ее. Запомните три очень важных правила, которые должен выполнять каждый человек:

- охраняй природу;

- береги  ее;

- ко всему живому относись по-доброму

Слайды 26,27

6. Домашнее  задание

Подготовить пересказ текста «Зима в лесу»

7. Итог урока

Сегодня на  уроке я узнал…

Мне понравилось на уроке…

Скачать презентацию урока по литературному чтению во 2 классе: «И. С. Соколов – Микитов «Зима в лесу»