Урок по основам пожарной безопасности для начальной школы.

(31 голоса, среднее 4.13 из 5)



 Методические разработки :: Урок по основам пожарной безопасности для начальной школы. 

Ход урока

1.Организационный момент

2.  Настройка на работу и разминка

Садитесь удобнее, улыбнитесь друг другу настройтесь на активную работу.

Упражнение «Свеча»(слайд1)

Представьте, что перед вами горит настоящая свеча, задуйте ее ровными  медленным вздохом

3.Активизация познавательной деятельности

Что можете сказать, глядя на свечу? ( Ответы детей)

Что же такое огонь? Перед вами словарь Ожегова, найдите определение слова

« огонь»  (работа со словарем)

ОГОНЬ -  горящие светящиеся газы  высокой температуры, пламя.

4. Сообщение темы урока

Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке? Какова тема урока?

(Ответы детей)

Правильно, мы будем,  говорит об огне, пожарах, о личной безопасности  при возникновении пожара, о смелых людях- пожарных.

Тема нашего урока « Огонь ошибок не прощает» (слайд 2)

5. Работа по теме урока

Учитель

Он всегда бывает разным, удивительный огонь

То буяном безобразным, то  тихоней из тихонь.

Да, огонь бывает разный-

Бледно- желтый,  ярко- красный, синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Вот таким разным бывает огонь

Вопрос

Что вы можете сказать о добром огне? ( Ответы детей)

Чтения стихотворения подготовленным учеником

Знаешь это ты и знаю я,

Что нам не прожить всем без огня.

При огне нам всем всегда светло,

Жарим, гладим, смотрим мы кино

Без него нам не прожить и дня!

Учитель

Что можете сказать о злом огне? ( ответы детей)

(слайды 4.5)

6. Сообщение сводок.

Сегодня на урок я принесла  местную газету «Апшеронский рабочий».

Послушайте, пожалуйста, последние сводки Государственного пожарного надзора Апшеронского района.

Государственный пожарный надзор Апшеронского района сообщает:

На территории Апшеронского района зарегистрировано 16 пожаров, погибло 4 человека, травмировано огнем трое. Наибольшее число пожаров происходит  в жилье, чаще всего по причине неосторожного обращения с огнем.

Вот такая статистика по нашему району.

7. Выступление

К нам пришла Бучнева Алена, она член школьного объединения Дружины юных пожарных. В этом году Алена стала победительницей краевого конкурса « Служба спасения 01»

Сейчас она  расскажет о своих размышлениях.

Пожары! От них страдают все, без исключения все народы и государства. Нет таких городов, таких поселений на Земле, которые не пострадали и не продолжают страдать от опустошительных пожаров.

Вы услышали  статистику по нашему небольшому району, а в  миллионном городе случаются за сутки десятки  средних и крупных пожаров.  Мне сразу представляется, что буквально рядом со мной гибнут люди, соседи, превращается в пепел личное и государственное имущество.   Представляются муки  жертв пожаров в ожоговых центрах,  сироты, оставшихся без родителей, и родителях, оставшихся без детей.  По имеющимся статистическим данным, существует вероятность того, что в течение ближайшего часа где-то в нашей стране произойдет более трехсот разрушительных пожаров. Когда они будут ликвидированы, по меньшей мере, один человек погибнет, а 34 получат ожоги и травмы, причем некоторые из этих людей станут инвалидами и будут обезображены на всю жизнь… Шрамы и память об ужасах сохранятся  у жителей  Перми после ужасного пожара в  «Хромой лошади». Более сотни погибших…

Эти цифры кажутся какими-то абстрактными, далекими, не имеющими  к нам прямого отношения.

А между тем они звучат грозно, как набат! Они предупреждают: люди, задумайтесь! Стремительное развитие цивилизации, вводящей в нашу жизнь все новые машины и вещи, столь же стремительно повышает опасность пожаров.  Пожары могут стать еще более жестокими, если не осознаем, что чужого горя не бывает: каждый пожар – несчастье для каждого из нас.

Учитель

Поблагодарим Алену за выступление.

7.  Работа по теме урока

Ребята, а что  же означает слова « пожар»? Давайте посмотрим определение этого слова в словаре.

Работа со словарем.

Пожар  - пламя, широко охватывающее и уничтожающее что- нибудь

Посмотрите на последствия пожаров

(слайды 6,7,8,9)

8.Продолжение темы урока.

Конечно, пожары не возникают сами по себе. Каждый раз они вспыхивают, тогда когда по нашему недосмотру и беспечности  вырывается злой огонь. Кто-то обронит спичку или не погасит  разведенный костер.

У вас дома много притаившихся, опасных огоньков. Самый страшный из них – газовый.

Слайд 10

Никогда не балуйтесь с газом, не открывайте газовые вентили.

Вопрос

Ребята, что нужно сделать, если учуяли запах газа?

9. Работа в группах (составление памяток)

10.Чтение полученных памяток, их корректировка

1. Открыть немедленно форточку или окно.

2. Не чиркать ни спичками, ни зажигалкой,

3. Немедля сообщить по телефону в газовую аварийную службу

Молодцы, ребята  хорошо поработали. Если всего этого не сделать может взорваться дом, да так, что не останется ни вашей кухни, ни вашей квартиры, ни вас самих. Огонь ошибок не прощает.

Опасными до поры до времени  могут стать рукавички,  тряпки, салфетки, полотенце. Стоит  их оставить по недосмотру рядом с газовой  горелкой или электроплитой, как через минуту- другую нагреются, перегреются, а потом задымятся и вспыхнут. И пошел огонь гулять по квартире.

Слайд 11

Еще опаснее бутылки с бензином, керосином, лаком, одеколоном, спиртом, ацетоном.

Слайд12

Подобное грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьями. Никогда не подносите их близко к огню, а лучше вообще не трогайте, иначе не миновать беды

11. Вопросы

Ну, а если случилось непоправимое,  случился пожар. Что в таком случае делать? Как вести себя?

12. Работа в парах (составление памяток)

Один человек читает памятку и объясняет.

1. Немедленно позвонить в пожарную команду по телефону 01. ( слайд 13)

2. Если нет телефона- покинь квартиру или дом и сообщи о пожаре соседям.   (слайд 14)

3. Никогда не прячьтесь в загоревшейся квартире в комнаты, не объятые огнем, а еще хуже в кладовках, в ванных, под кроватями. Это смертельно опасно.

Слайд 15

4.Не открывайте во время пожара окна, двери, балконы. Свежий воздух- это новое дыхание для  разбушевавшегося огня.

Огонь ошибок не прощает.

13. Физминутка

А теперь мы немного отдохнем и выполним  физминутку в форме игры на внимание « Огонь, вода, песок»

- Кто догадался, почему в названии этой игры только эти слова?

Учитель называет слова  в разной последовательности, дети показывают соответствующие движения.

Вода- показать горизонтальную волну одной рукой.

Огонь – вертикальные волны обеими руками, изображая пламя.

Песок- делать движения пальцами. словно сыпешь песок сверху вниз.

14. Продолжение работы по теме

Догадайтесь, о  ком идет речь в загадке

В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно  и без огласки

Бросается рыцарь в огонь

Ответы детей

Слайд 16

Правильно, это пожарный

От конных повозок  с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров-таков путь развития пожарной охраны.

Показ слайда 17

Сегодня эта специальная служба-одна из самых мобильных.

15. Чтение стихотворения

Послушайте стихотворение (читает подготовленный ученик)

Боялся степи, горные просторы

Его горячих, беспощадных лап.

Но есть такие люди, для которых

Он как прирученный- послушен, тих и слаб.

В горящий дом, бесстрашные войдут.

За жизнь других они, не сомневаясь,

Свои жизни отдадут.

Таких людей, ведущий бой с огнем,

Мы нашими пожарными зовем.!

Эти люди бывает, очень дорогой ценой покрывают наши грехи, нашу беспечность. В мирное время, спустя десятилетия после войны, они каждый день встречаются лицом к лицу со смертельной опасностью, сражаются и побеждают, получают травмы, ожоги и гибнут – в мирное время! И день за днем, месяц за месяцем я проникался все большим уважением к этим прекрасным людям, скромным, нисколько не претендующим на внимание, не ожидающим почестей и признания, преданным своей профессии, бесстрашным перед грозным ликом огня. И если вы, увидев, мчащиеся по улицам пожарные машины, остановитесь, посмотрите им вослед и скажете, хотя бы про себя: “Удачи вам, ребята”

Совсем скоро – 30 апреля_-День работников пожарной охраны. Мы благодарны за героизм, который проявляют пожарные, когда спасают жизни наших граждан.

16. Беседа

В этом  году пожарные МЧС  Краснодарского края  свыше 800 раз выезжала на тушение пожаров.

Больше всегда пожаров произошло в жилом секторе, их доля составила 73 %

При выполнении этих мероприятий силами МЧС было спасено много людей

В результате действий сотрудников МЧС пожаров по сравнению с 2009 годом стало меньше.

Вот такие у нас смелые пожарные!

Наши пожарные будут благодарны, если все вы   четко сообщите:

- Где происходит пожар,

- Что горит , адрес.

- Номер телефона

- Свою фамилию,

- Как  удобнее подъехать к дому,

- Есть ли опасность для людей.

Это нужно знать для того, чтобы пожарные быстро смогли оказать помощь.

Не паникуйте, говорите по телефону чётко и спокойно.

17.Работа в парах

Проведение  игры « Звонок пожарным » После изучения памятки каждый должен сделать звонок. Выслушиваются 2-3 пары

Вопрос. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону.

А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?

( ответы детей)

Бесполезные траты бензина. Изнашивается пожарный автомобиль. Но самое главное: в это время действительно где- нибудь может случиться пожар и кому- то нужна будет помощь (слайд 18)

18. Закрепление нового материала

Проведение теста.

Что нужно сделать в первую очередь, если почувствовали запах газа?

1. Буду звать на помощь

2. Пойду дышать свежим воздухом на улицу

3. Открою немедленно форточку или окно.

Если случился пожар?

Позвоню по телефону «01»

Позову на помощь

Убегу, никому ничего не сказав

Если комната заполняется едким густым дымом?

1. Открою окно, не закрыв дверь

2. Буду продвигаться к выходу

3. Закрою нос мокрым носовым платком и буду передвигаться у выходу, прижимаясь к полу

Как правильно вызвать пожарную команду?

1. Позвонить «01», указать адрес

2. Позвонить «01», указать адрес, объяснить как удобнее проехать к месту пожара, назвать свою фамилию

Слайд

Проверка ответов

1-3

2-1

3-3

4-2

19. Подведение итогов

- Дополните фразу: «Теперь я знаю, что…» Что вы расскажете дома о сегодняшнем уроке?

20. Оцените себя

Деятельность                                    Оценка или баллы

За работу в группе

За вопрос или ответ

За работу в паре

Всего баллов