Игры и упражнения для развития эстетических представлений дошкольников

(0 голоса, среднее 0 из 5)



игры для эстетического развития детей

Из опыта работы воспитателя МБДОУ № 38 Вощетинской О.П.

Игра-упражнение «Цвета радуги»

Задача:

- закреплять знания цветов;

- получать нужные цвета путем смешивания на палитре.

Оборудование: набор цветных кругов на каждого играющего.

Ход игры

Воспитатель просит детей быть очень внимательными при чтении стихотворения Т. Белозерова «На радуге» отобрать из набора круги тех цветов, о которых будет идти речь.

Не во сне, а наяву -

Что же здесь такого?

Я на радуге живу,

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще,

Филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик…

Я на радуге живу,

Приходите в гости!

К моменту окончания чтения у каждого ребенка должен быть разложен весь «цветовой ряд» стихотворения. Затем получают эти цвета (кроме белого и желтого) смешивая краски на палитре.

Игра-загадка «Слушая звуки музыки»

Игра предваряет беседу по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Задача:

- знакомить с произведениями искусства;

- развивать образное воображение.

Оборудование: репродукции пейзажей разных времен года (И.И.Левитан «Золотая осень» и «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», И.И.Шишкин «На севере диком…» и «Рожь»; мелодии из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Ход игры.

На доску вывешиваются репродукции пейзажей. Воспитатель говорит, что художник с помощью красок, а композитор и музыкант с помощью звуков могут нарисовать одну и ту же картину, передавая одно и то же настроение.

Детям предлагают послушать музыкальную характеристику одного из осенних месяцев («Октябрь», «Осенняя песнь») из цикла «Времена года» и определить, с какой из представленных картин созвучна по настроению эта музыка.

После окончания мелодии играющие высказывают свое мнение. Воспитатель говорит, что картину они определили верно и «Осенняя песнь» П.И.Чайковского действительно созвучна картине И.И.Левитана «Золотая осень».

И.И.Левитан «Золотая осень»

После этого все репродукции убираются, а по картине И.И.Левитана проводится беседа.

Игра-упражнение «Какого цвета снег?»

Игра проводится в начале НОД перед работой над зимней композицией.

Задача: развивать учить смешивать на палитре цвета для получения нужного цвета: развивать цветовую зоркость и зрительную память.

Оборудование: репродукция картины И.Э.Граборя «Мартовский снег» на каждого ребенка, наборы фишек разнообразных цветовых оттенков.

И.Э.Граборь «Мартовский снег»

Ход игры

Играющие кладут перед собой репродукцию картины «Мартовский снег» и набор фишек. Внимательно вглядываются в картину и при обнаружении сходства устанавливают фишку на место соответствующего цвета. Когда набор фишек исчерпан, дети должны  постараться получить на палитре цвета, которые увидели на картине. Полученную палитру можно использовать при цветовом решении зимней     композиции.

Игра-упражнение «Что бывает весной?»

Игра проводится на НОД по тематическому рисованию.

Задача: развивать зрительную память и наблюдательность детей.

Оборудование: набор карт с изображением признаков разных времен года (например, капель, снегопад, листопад, ледоход на реке, поле цветов, заснеженные деревья, прилет птиц и т. д.)

Ход

Воспитатель говорит о том, что за окном весна, произошли изменения в природе, жизни людей, животных: «Сейчас проверим, кто из вас самый внимательный и наблюдательный» Затем педагог показывает карты с изображением признаков времен года. Когда дети видят признаки весны, они должны дружно хлопнуть в ладоши. Кто хлопнул неверно, выбывает из игры.

Правило. Игра проходит молча. Хлопать в ладоши дети должны только при демонстрации карточки с признаком весны.

Подобную игру можно провести на других НОД тематического рисования, когда дети передают в рисунке, например признаки осени или зимы.

Упражнение «Волшебные краски»

Упражнение проводится при знакомстве с акварельными красками

Задачи: познакомить детей с тремя основными цветами (красный, синий, желтый) и производные от них (фиолетовый, оранжевый, зеленый); научить получать составные цвета на палитре; отрабатывать навыки работы кистью и красками; учить смешивать краски на палитре для получения нужного цвета; покрывать поверхность изображения ровным прозрачным красочным слом в пределах изображенного контура.

Оборудование: набор из трех карточек на каждого ребенка с изображением трех воздушных шариков, два из которых (крайние) окрашены в основные цвета, а третий остается неокрашенным. На первой карточке два шарика окрашены в красный и желтый цвет, на второй – в желтый и синий, в третьей – в красный и синий; набор фильтров основных цветов на каждого ребенка.

Ход упражнения

После рассказа о волшебном мире красок детей спрашивают, какие краски самые главные. Если они затрудняются ответить, педагог сам называет три основных цвета. Затем дети получают пакеты с тремя карточками-заданиями и наборами цветных фильтров. В  начале оптическим путем с помощью цветных фильтров основных цветов, а затем смешивая краски на палитре, дети устанавливают, что при смешении желтого и красного цвета получается оранжевый, желтого и синего – зеленый, а красного и синего – фиолетовый. Полученным основным цветом дети окрашивают третий шарик на карточке-задании.

Игра-соревнование «Ниточка и иголочка»

Игра проводится на любом занятии, где работают простым карандашом.

Задача: совершенствовать навыки работы карандашом.

Оборудование: карточки-задания с образцом проведения линий в различных направлениях без отрыва карандаша от бумаги на каждого ребенка.

Ход игры

Создается игровая ситуация: карандаш – иголка, а линия, оставляемая карандашом на листе бумаги – нитка. Куда направляется карандаш – иголка, туда спешит за ним и линия – нитка.

Дети получают карты-задания с маршрутом движения карандаша-иголки. Задача в том, чтобы повторить маршрут движения карандаша не отрывая его от листа бумаги. В начале движения карандаша дети прослеживают по карте-заданию, проводя своим карандашом сверху по линии-нитке, а затем повторяют рисунок на отдельном листе бумаги.

Правило. Движение карандаша-иголки дети начинают все вместе по команде педагога. Тот, кто оторвал карандаш от листа бумаги, должен начать движение сначала. Выигрывает тот, кто быстрее и точнее всех пройдет весь маршрут карточки-задания.