Изменения в законе «Об образовании»-2 часть.
3. Статус педагогических работников.
Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников, а также:
- вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников;
- закрепляются полномочия субъектов РФ по установлению дополнительных мер государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам;
- устанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, с лицами, обучающимися в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
4. Статус обучающихся.
Сохраняются все права и меры социальной поддержки обучающихся
- вводится понятие «обучающийся»;
- предусматривается поэтапное повышение стипендии;
- студентам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования, государственные академические стипендии выплачиваются вне зависимости от успехов в учебе;
- обучающиеся на бюджетной основе обеспечиваются на время получения образования учебниками и учебными пособиями, техническими средствами обучения образовательными организациями бесплатно;
- предусматривается размер государственной социальной стипендии;
- определены вопросы оказания обучающимся психолого-педагогической и медико-социальной помощи, защиты прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
5. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ.
а) вводится кредитно-модульная система организации образовательного процесса при реализации профессиональных образовательных программ;
- при реализации профессиональных образовательных программ может применяться кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основная на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использование системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий;
б) предусматриваются сетевые формы реализации освоения образовательных программ
- образовательные программы могут реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, посредством организации сетевого взаимодействия;
в) совершенствуется регулирование дистанционных образовательных технологий;
г) вводится электронное обучение.
6. Экономическая деятельность в сфере образования.
а) закрепляются права граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательных организациях, различные формы собственности и организационно-правовых форм;
- предусматривается возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующие основные общеобразовательные программы в пределах соответствующих ФГОС.
б) вводятся новые экономические институты в сфере образования
- образовательные кредитования;
- частное государственное партнерство в сфере образования.
7. Общее образование.
а) дошкольное образование
- услуги по реализации образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться индивидуальными предпринимателями, в том числе в рамках индивидуальной педагогической деятельности
б) начальное общее, основное общее и средне общее образование
- допускается интеграция основных образовательных программ общего образования с дополнительными профессиональными программами в области физической культуры и спорта, а также с дополнительными предпрофессиональными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечение законности и правопорядка.
8. Подготовка специалистов и среднего звена.
а) Законопроектом предполагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена
- НПО включается в систему профобразования в качестве 1 уровня среднего профессионального образования.
9. Профессиональное обучение.
а) Профессиональное обучение осуществляется посредством:
- реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
- реализации программ переподготовки рабочих и служащих;
- реализации программ повышения квалификации рабочих и служащих.
б) Регламентирована сдача квалификационного экзамена
- лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о получении профессии (должности служащего) и присвоенном разряде (классе, категории), форма которого определяется самой организацией или лицом, осуществляющим профессиональное обучение.
Предлагается осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, в общеобразовательных организациях на третьей ступени общего образования.
10. Среднее профессиональное образование.
Закрепляется общедоступность среднего профессионального образования.
а) Вводятся две образовательные программы СПО:
1. программы подготовки квалифицированных рабочих;
2. программы подготовки специалистов среднего звена.
б) Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
11. Высшее образование.
Система уровней высшего образования в соответствии с законопроектом выглядит следующим образом:
а) высшее образование
- бакалавриат
- подготовка специалистов, магистратура
- подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура - стажировка.
12. Дополнительное профессиональное образование.
а) Расширяется круг организаций, имеющих право реализовывать образовательные программы дополнительного профессионального образования:
- организации дополнительного профессионального образования;
- профессиональные образовательные организации;
- образовательные организации высшего образования;
- научные и иные организации, осуществляющие обучение.
б) Изменяются виды дополнительных профессиональных образовательных программ:
- программы профессиональной переподготовки;
- программы повышения квалификации.
Предусматривается, что формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором на образование (обучение).
Федеральные государственные требования к дополнительным профессиональным образовательным программам не предусмотрены.