Изменения в законе «Об образовании»-1 часть.
В данной статье мне хотелось бы рассказать вам о том, как я понимаю изменения в новом законе «Об образовании», ожидаемом всей педагогической общественностью.
С мая 2010 года и в течение 2011 года прошло общественное обсуждение двух версий законопроекта. При всей полярности мнений, большинство граждан поддерживает необходимость данного законопроекта, видя в нем реальный инструмент решения многих накопившихся проблем системы образования. В настоящее время подготовлена третья версия законопроекта. Его ключевые идеи, сопутствующие изменению подзаконных актов обсуждались в ходе традиционных августовских педагогических совещаний. Настоящий Федеральный Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Цели законопроекта – обеспечение комплексной модернизации законодательства РФ в области образования, направленной на:
- приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями;
- повышение эффективности механизма правового регулирования;
- создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования.
Наиболее значимые новеллы проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
- Система образования.
Итак, что же поменяется:
- Изменения в системе уровней образования.
В нынешнем законе существует 7 уровней образования:
а) основное общее образование;
б) среднее общее образование;
в) начальное профессиональное образование;
г) среднее профессиональное образование;
д) высшее профессиональное образование (бакалавриат);
е) высшее профессиональное образование (магистратура);
ж) послевузовское профессиональное образование;
В новом законе изменяются уровни, появляются новые уровни –
а) дошкольное образование
б) начальное общее образование
в) основное общее образование
г) среднее общее образование
д) среднее профессиональное образование
е) высшее образование – бакалавриат
ж) высшее образование – магистратура
з) высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров
Классификация образовательных программ.
В действующем законе:
- Образовательные программы
Основные:
а) программа дошкольного образования
б) программа начального общего образования
в) программа основного общего образования
е) программа среднего (полного) общего образования
Дополнительные.
- Профессиональные программы.
Основные:
а) программа начального профессионального образования
б) программа среднего профессионального образования
в) программа высшего профессионального образования
г) программа послевузовского профессионального образования
Дополнительные:
а) программа профессиональной переподготовки
б) программа повышения квалификации
в) программа стажировки.
В новом законе будет:
1.Основные образовательные программы
основные общеобразовательные:
а) дошкольное образование
б) общее образование
основные профессиональные образовательные:
а) среднего профессионального образования (подготовка квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена)
б) высшего образования (бакалавриат, специалист, магистратура)
в) профессиональное обучение (профессиональной подготовки по профессиям рабочих и служащих, переподготовки рабочих и служащих, повышение квалификации рабочих и служащих).
- Дополнительные образовательные программы.
дополнительные общеобразовательные:
а) общеразвивающие
б) предпрофессиональные
дополнительные профессиональные:
а) профессиональной переподготовки
б) повышение квалификации (профессионального развития)
Формы обучения:
В настоящее время существует 4 формы обучения:
1.В образовательном учреждении:
- очная
- очно заочная
- заочная
2. Самообразование
3. Семейное образование
4. Экстернат
Будет:
1.Обучение в организациях осуществляющих образовательную деятельность
- очная форма
- очно заочная форма
- заочная форма
2. Обучение вне таких организаций
- семейное образование
- самообразование
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Сейчас:
Типы образовательных учреждений
- дошкольные
- общеобразовательные
- начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования
- дополнительного образования взрослых
- специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- дополнительного образования детей
- другие
Будет
Образовательные организации, реализующие основные образовательные программы
- дошкольная образовательная организация
- общеобразовательная организация
- профессиональная образовательная организация
- образовательная организация высшего образования
Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы
- организации дополнительного образования
- организации дополнительного профессионального образования
Круг лиц имеющих право осуществлять образовательную деятельность.
Сейчас:
1. Образовательные учреждения
2. Научные организации
- по образовательным программам после вузовского профессионального образования
- по дополнительным профессиональным программам
3. Иные организации любой ОПФ
- по программам профессиональной подготовки
4. Индивидуальные предприниматели
Будет
- Образовательные организации
- Научные организации
- по программам подготовки научно-педагогических кадров
- по программам ординатуры
- по дополнительным профессиональным программам
- по программам профессионального обучения
2. Иные организации любой ОПФ
- по программам профессионального обучения и дополнительным образовательным программам
3. Индивидуальные предприниматели