Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду
Из опыта работы
Васюткина И. О.
воспитатель МБДОУ детский сад № 20
Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребёнка к самому себе, и в отношении к другим людям, к коллективу, к окружающей действительности, к искусству. Работая с детьми-дошкольниками, я сделала вывод, что именно систематическая работа по нравственному воспитанию позволяет развивать у детей такие чувства и качества любовь к маме и своей семье, уважение к старшим, любовь и интерес к родному городу, желание помогать людям. Именно поэтому в своей педагогической деятельности я делаю акцент на нравственном воспитании дошкольников.
Нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.
Работать над выполнением задач, которые ставит нравственное воспитание необходимо, конечно же, с раннего детства, и обязательно в тесном сотрудничестве с родителями. Я с младшего возраста провожу с родителями различные праздники и мероприятия: посиделки ко Дню Матери, обучение родителей пальчиковой гимнастике и различным играм, театральные и кукольные представления. В более старшем возрасте, мы вместе с детьми создаём фотоальбом нашей группы, где обсуждаем каждую страничку, какое событие напоминает та или иная фотография.
Очень большое внимание в работе уделяю ознакомлению детей с родным городом:
- в группе имеется фотоальбом «Наш Хадыженск»;
- мы ходим на экскурсии по Хадыженску
- ежегодно возлагаем цветы к памятнику Вечный Огонь
- посещаем городскую детскую библиотеку;
- проводим выставки и конкурсы ко Дню города;
Эта работа неразрывно связана с работой по ознакомлению с Кубанью и казачьим бытом. С младшей группы мы с ребятами создавали наш Кубанский уголок, сначала это были только казак с казачкой, стоящие у плетня, затем мы с детьми «посадили» им огород, сделали подворье. И вот уже к подготовительной группе в Кубанском уголке появилась хата, с её внутренним убранством.
Мы собрали небольшую выставку значков «Города Краснодарского края»
В этом году для ознакомления детей с многообразием окружающего мира: совместно с детьми и их родителями собирали и оформляли мини-музей ракушек «Вспоминаем лето и море» и мини-музей «Часики».
Я планирую продолжать эту работу, так как считаю, что работа по созданию мини-музеев вызывает в ребёнке интерес к созданию композиции, воспитывает чувство сопричастности к жизни коллектива, а родителей стимулирует к участию в делах детского сада.
Очень много времени и внимания я уделяю воспитанию у детей любви к Родине и чувству сопричастности к жизни страны: отмечаем значимые календарные даты, среди которых День Матери, День Защитника Отечества, 8 Марта и День Победы. Провожу большую предшествующую работу к каждому празднику, это и просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы, различные выставки, приготовление подарков гостям, выставки рисунков «Моя мамочка», «Подарим маме цветы», фотогалерею «Вот такие наши мамы», выставку работ «Поделки с мамами», «Портрет моего папы» .
Подготовка праздников, конечно же, находит отражение в образовательной области «Художественное творчество» и «Музыка». Так происходит при подготовке ко всем значимым праздникам.
А ко Дню Победы проводится более объемная и серьёзная подготовка:
- приглашение ветерана ВОВ;
- чтение художественной литературы;
- экскурсия к памятнику «Вечный Огонь»;
- возложение цветов;
- рассматривание репродукций картин о Великой Отечественной войне;
- рассматривание ордена Великой Отечественной войны;
- посещение библиотеки, знакомство с находками поискового отряда «Арсенал»;
- знакомство детей с военной историей города Хадыженска;
- составление парада игрушечной военной техники.
Таким образом, нравственное воспитание детей–одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Я считаю, что работа по нравственному воспитанию помогает создавать фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.