Поисково-исследовательская деятельность в формировании экологической культуры детей.

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)



формирование экологической культуры детей

Руссо И.Н.

Воспитатель МБДОУ № 38

Закономерности формирования экологической культуры личности, особенности процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста, анализ видов деятельности и средств, которые стимулируют и вызывают необходимость более глубокого анализа эффективных из их числа, которые призваны обеспечить оптимальную эффективность работы дошкольного учреждения в этом направлении. Таким активным средством является поисково-исследовательская деятельность детей.

Структурными компонентами поисково-исследовательской деятельности являются: наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов.

Рассматривая поисково-исследовательскую деятельность как чувственно-практическую, за счет того, что осуществляется она теоретически познанными средствами, умениями и навыками, полученными на практике. Этот вид деятельности удачно сочетает чувственность и деятельность, которые в полном объеме соответствуют особенностям мыслительной деятельности дошкольника. В практике воспитания может определять содержание деятельности в соответствии с выбранной целью, неоднократно повторять, чтобы добиться достоверности результатов. Воспитатель совместно с детьми может исследовать явление или свойство. Варьировать их, изменять условия, ситуации, попробовать различные средства. Итак, для детей становится доступным то, что в объективно существующей природе не поддается наблюдению. В связи с этим поисково-исследовательская деятельность имеет такие познавательные функции, как демонстрация связей, недоступных для органов чувств ребенка, проникновение в самую суть явлений природы и т.д.

Если в практической деятельности участвует воспитатель, а дети смотрят, то в основу этого заложен иллюстративный или демонстрационный опыт. Однако в процессе экологического воспитания предпочтение следует отдать практическому  опыту. В его условиях действует практически каждый ребенок: находит ответы и объяснения, добивается очевидных результатов, проверяет знания и возможности. Несмотря на сложность, этот опыт имеет высокую результативность вследствие активизации личности. Учитывая специфику поисково-исследовательской деятельности, воспитатель должен чисто условно ориентироваться на структуру такой деятельности, функции каждого компонента, содержание исходных и итоговых частей.

Принимая за основу структуру опыта и учитывая чувственно-предметную сущность поисково-исследовательской деятельности, выделим следующие элементы:

- воспитатель и его деятельность в области экологического воспитания;

- замысел и планирование деятельности, определение ее цели, средств, содержания составляющих до начала и после окончания исследования;

- практическая работа воспитателя и детей;

- интерпретация результатов этой деятельности в другие виды с несколько измененным содержанием, задачи и условиями.

Характерным отличием поисково-исследовательской деятельности является то, что она представляет активные методы, неотъемлемым признаком которых являются изменение предмета познания. Как же воспитателю обеспечить условия для активности каждого ребенка? Правильно спланированный и проведенный эксперимент характеризуется активностью детей, вследствие особенно обостренного интереса, любознательности.

Принимая во внимание тот факт, что результаты всегда интересные, неповторимые, уникальные у каждого ребенка (а каждый из них имеет дело со многими неизвестными факторами), особый смысл воспитатель вкладывает в фиксацию поэтапных результатов, итог которых дает конечный показатель.

В процедурном отношении поисково-исследовательская деятельность является сложной, но именно она отличается четкой структурой, требует последовательного выполнения четко определенных правил и всегда дает ожидаемый результат. Его очевидность - лучшее средство в экологическом воспитании.

Основным обязательным компонентом поисково-исследовательской деятельности является так называемая гипотеза. Это определенное предположение, суть которого сводится так или иначе к научному факту. А доказать его можно только в результате взаимодействия с объектом. Поскольку правила выведение закономерностей из отдельных фактов, доступных для понимания в дошкольном возрасте, есть три - временные, последовательные и причинно-следственные, то воспитатель может высказать одно или несколько предположений совместно с детьми. Поэтому с помощью гипотезы осуществляется проверка знаний детей, возможности их углубления и обобщения. Ведь определенные теоретические предположения дети формулируют на эмпирическом языке.

Таким образом, гипотеза должна быть сформулирована как высказывание об определенных эмпирических  фактах, событиях и обязательно охватывать или основываться на теоретических предположениях, иметь некоторые данные из жизни того или иного объекта природы. Сформулирована на опыте, она должна содержать определенные знания, подлежащих поисковой проверке. Воспитателю не стоит ограничиваться по формуле «если – то», необходимо побуждать детей к высказыванию противоположного утверждения. Это имеет особое значение при толковании детям причинно-следственных связей, когда надо доказать, что определенное явление в природе является причиной другого.

Формирование представлений детей успешно происходит в ходе осуществления продуманной поисково-исследовательской работы, сконструированных учебных ситуаций. Система опытов позволяет воспитателю сформировать определенные действия для анализа и определения свойств объектов природы или созданных человеком их агрегатных состояний.

Особенность системы поисково-исследовательской работы как структурного компонента всей деятельности заключается в том, что у детей формируются способности рассматривать конкретные природные явления. Дети не только воспринимают свойства объектов природы, но и выделяют, оценивают настоящие необходимые условия осуществления природных процессов, то есть они могут выяснить и проанализировать и внешние условия, и внутреннюю обусловленность происходящих с телами (явлениями природы).

Опыты - это важный путь к познанию. Ценность их заключается в том, что для собственной деятельности дети не получают готовых знаний от педагога. Исследуя, ребенок получает знания в определенной логической последовательности. Так, вода, вынесена на мороз, сначала покрывается коркой, кусочками льда, а затем становится льдом; лед, когда его подогревать, становится холодной водой, потом теплой, горячей и паром; пар охлаждают, он стекает по холодному предмету и снова становится водой.

У детей формируются четкие осознанные представления: вода и лед - одни и те же вещества, которые изменяются в зависимости от условий. Каждая из них при этом имеет особенности: лед - твердый, хрупкий, его можно порубить, он занимает определенный объем, вода - жидкость не имеет постоянной формы, приобретает такую, в каком сосуде находится.

Исследование имеет существенное значение для будущей практической деятельности детей. Оно позволяет не только ориентироваться в характере работы, но и рационально спланировать свои действия.

Итак, в четырехлетнем и пятилетнем возрасте ребенок должен уже хорошо знать:

1. Объекты неживой природы - воду, снег, лед, песок, глину.

2. Явления неживой природы: дым, ветер, дождь, снег, град.

В шестилетнем возрасте его нужно ознакомить с такими явлениями природы, как гром, молния, радуга, снегопад, метель, ледоход, туман, иней, град.