Открытый урок по математике в 4 классе: «Площадь прямого треугольника».

(1 голос, среднее 5.00 из 5)



ЦЕЛИ УРОКА:

Дать учащимся представление о прямоугольном
треугольнике. Вывести формулу площади
прямоугольного треугольника, сформировать
умение использовать её для решения задач.

Развивать речь, мышление, внимание,
познавательный интерес.

Воспитывать уважению к товарищам,
взрослым. Учить этикету общения на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорные  формулы, опорные алгоритмы, геометрический материал, ножницы, фломастеры, индивидуальные задания, тест.

ХОД  УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   МОМЕНТ.

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

Чтобы правильно решать.

- Сегодня на уроке мы займёмся  исследовательской    деятельностью. Нам предстоит на основе наших

исследований вывести новую формулу. Научиться её

читать и использовать для решения задач. Работа

предстоит интересная, поэтому-

Пожелаем нам удачи. За работу! В добрый час!

- Ребята, каково лексическое значение слова исследовать?

Выписка из толкового словаря:

1. Подвергнуть научному изучению.

2. Осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь.

- Как будет называться человек, который занимается   этой деятельностью?

- Чтобы начать заниматься научной работой надо

вспомнить уже изученные материалы, которые нас подготовят к новым открытиям и выводам.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ   ЗНАНИЙ.

- Займёмся разминкой для ума.

- Откройте тетради, подпишите число( прогов.)

Математический диктант « Минутка».

А) В классе 25 учеников. 1/5 учеников - отличники. Сколько отличников в классе?

Б) На ветке сидели 20 воробьев; 3/4 из них улетели. Сколько птиц улетело?

В) 4/5 отрезка равна 20 см. Чему равен весь отрезок?

Г)   3/5 площади садового участка засадили овощами, что составило 21 кв./м. Сколько квадратных метров во всём садовом участке?

Взаимопроверка.

Прочитайте получившийся числовой ряд 5, 15, 25, 35

Что заметили?

-В каком порядке записана закономерность? -Какими опорными алгоритмами пользовались?

Как найти часть от числа? (алгоритм)

Как найти число по его части? (алгоритм)

На доске таблица

5

а

В

?

3

3

?

20

18

?

30

27

Кто понял, что надо сделать? Какая формула поможет? (показать)

Ответы записать в тетрадь. Каким правилом умножения
воспользуетесь?

В каком порядке записали ответы? ( возрастания) Почему?

(с увеличением множителя, увеличивается произведение)

-   Обратите внимание на данные первой строки. Что это за фигура? (квадрат)

По какой формуле находим площадь квадрата?

Какие остальные фигуры?

Какие ещё формулы знаете?(показать называемые формулы)

Что же такое формула?

(равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами)

3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

- Площадь какой фигуры мы ещё не вычисляли и не знаем формулу? (треугольника)

- Чем мы сегодня займёмся? Что будем выводить?

-Сформулируйте тему урока. Площадь прямоугольного треугольника (вывешивается)

Нам надо понять почему треугольник называется
прямоугольным.

Как называются его стороны.

Как построить формулу его площади.

Цели понятны. Приступим к исследованию.
Убедимся на практике.

4. « ОТКРЫТИЕ» ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


У вас на партах модель прямоугольников со сторонами 4см и 5см.
( всё это крупным форматом на доске)

Разделите прямоугольник на две равные части по диагонали.(АС)

Разрежьте по диагонали. Что получилось? (2-а треугольника)

Что можно сказать про эти треугольники? (равные) Докажите.

Какие углы в треугольнике АВС? Как проверить?
-Угол А и С- острые. Угол В- прямой.

Как вы думаете, почему треугольники АВС и СДА называют прямоугольными?

Может ли быть в треугольнике два прямых угла? Почему?(180)

Стороны, образующие прямой угол прямоугольного треугольника называют катетами.

- Назовите катеты треугольника АВС и СДА?

-Как будет называться третья сторона, которая лежит напротив прямого угла? гипотенуза

-Наклейте треугольник АВС, обведите катеты синим карандашом, гипотенузу- зелёным.

Кто догадался зачем мы делили прямоугольник по диагонали пополам?

Как найти площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину) 5x4 = 20 (кв.см)

-Какую часть от прямоугольника составляет прямоугольный треугольник? (1/2)

-Можем найти эту часть ? Как? ( 20 : 2 = 10 кв.см.)

-Мы только что вывели формулу прямоугольного треугольника.

ИТАК: Сначала находили 8 прямоугольника, затее делили её

пополам. ПОЛУЧИЛОСЬ: S = ( а x в): 2

Эту формулу можно прочитать так: площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его

катетов.

-   Что такое а-? катет. Что такое в-? катет.

Физминутка - дыхательная гимнастика

5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

-Убедиться в правильности нашего открытия поможет

научная статья в книге. Стр.95, прочитаем.

-№ 3 стр. 94. - фронтально с цветными карандашами.

- №5 стр. 95 - по желанию выбора фигуры.

( 1 чел у доски с оформлением) проверить остальных.

6. ПОВТОРЕНИЕ

- Решение уравнений по вариантам.  ( 2 чел. у доски)

1-в.   4750-ух 800 =1550

2-в.    920 :х+168 = 260

(можно два решить)

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ   ТЕСТ.

Обведите букву с правильным ответом.

1. Прямоугольный треугольник - это фигура у которой....

А) три угла острые;

Б) два острых и прямой угол;

В) два острых и тупой угол.

2. Формула площади прямоугольного треугольника:

А)  а х В х С

Б)  ( а + в) х 2

В) (ахв):2

3. Как называются стороны прямоугольного треугольника?

А) длина, ширина, высота;

Б) катет, катет, гипотенуза;

В) длина, длина, гипотенуза.

4. Чему равна площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 7см и 12см?

А)   24 кв.см

Б)   41 кв.см

В)   42кв.см

8. РЕФЛЕКСИЯ.

Добились ли мы поставленных целей?

Что вывели путём исследований?

- Какие новые слова узнали ?

Сообщить отметки и домашнее задание.

Стр. 94-96. № 6. 12(а), 13 и 14 по желанию.

Спасибо всем за работу (похлопали.)