Закон №1539 и ситуации, связанные с ним.

(3 голоса, среднее 5.00 из 5)



Профилактика правонарушений :: Реализация Закона №1539

Методические рекомендации, разработанные  департаментом образования и науки Краснодарского края  совместно с краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования по алгоритму действий специалистов штаба воспитательной работы в наиболее типичных ситуациях, возникающих в образовательных  учреждениях, при реализации закона №1539.

Ситуация №1

Описание ситуации

Кто из членов штаба взаимодействует

Алгоритм действий

Учащийся впервые задержан недалеко от дома между 10.00 и 11.00 часов (условно благополучный ребенок

Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог доп. образования

( руководитель спортивного клуба, старший вожатый) школьный участковый

Классный руководитель выясняет причину нарушения Закона, исходя из которой, либо беседует с родителями ребенка, либо через руководителя Штаба воздействует на тренера ( педагога дополнительного образования, старшего вожатого).

Школьный участковый проводит с ребенком беседу  правового характера.

Заместитель директора по ВР оформляет  ребенка в картотеку учащихся, нарушивших Закон.

Ситуация №2

Учащийся задержан на достаточно отдаленном расстоянии от дома (на другом конце города, станицы, в соседней станице и т.д.) после 10.00 часов

Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО,( руководитель спортивного клуба, старший вожатый) школьный участковый

Социальный педагог и классный руководитель собирают и анализируют информацию об ученике (семья, круг общения, жизненная ситуация), при необходимости проводят профилактическую  работу с семьей.


Педагог – психолог, беседуя  с классным руководителем  и ребенком выявляет причину его отсутствия  дома ( конфликт с членами семьи, влияние друзей, влюбленность и т.д.)  Педагог – психолог дает четкие рекомендации  учителям, родителям, ученику. Школьный участковый проводит совместно с классным руководителем классный час по правовому воспитанию.

Специалисты блока занятости определяют занятость  ребенка во внеурочное время.

Заместитель директора по ВР оформляет ребенка в картотеку учащихся нарушивших Закон

Ситуация №3



Учащийся  задержан поздно ночью (после 1.00 часов ночи)

Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО,  руководитель спортивного клуба, старший вожатый) школьный участковый, школьный библиотекарь

Социальный педагог и классный руководитель собирают и анализируют информацию об ученике (семья, круг общения, жизненная ситуация),  привлекают родителей к совместной  работе с пед. коллективом  для создания  комфортной обстановки для учащегося

Зам. директора  по ВР, социальный  педагог, педагог – психолог,  классный руководитель осуществляют рейд по изучению  жилищно – бытовых условий семьи, занятости ребенка во внеурочное время выполнения режима труда и отдыха.

Педагог – психолог и классный руководитель определяют интересы и склонности ребенка и дают  конкретные рекомендации специалистам блока занятости по вовлечению ученика в полезную деятельность, создание обстановки заинтересованности

Педагог   - организатор (старший вожатый)  через ученический коллектив проводят профилактическую  работу ( заседание совета ученического самоуправления, тематическая линейка, акция «Школа без правонарушений» и т.п.)

Школьный библиотекарь готовит материалы  информационного характера о правах  и  обязанностях родителей  для проведения классного часа, родительского собрания в классе.

Школьный участковый проводит воспитательную работу среди  родителей ученика. При необходимости семью ставит на учет.

Заместитель директора по ВР оформляет ребенка к картотеку учащихся, нарушивших   Закон.

Ситуация №4



Учащийся задержан в алкогольном опьянении (в любое время суток)

Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО,  руководитель спортивного клуба, старший вожатый) школьный участковый, школьный библиотекарь,  школьный медработник

Заместитель директора по ВР, педагог – организатор выявляют причину незанятости учащегося во время задержания.

Заместитель директора, социальный педагог, школьный участковый выявляют причину алкогольного опьянения и место продажи спиртных напитков несовершеннолетнему.

Школьный участковый, заместитель директора направляют информацию в ОВД в установленном порядке.

Социальный педагог и классный руководитель собирают и анализируют информацию об ученике (семья,  круг общения,  жизненная ситуация), привлекают родителей к совместной работе с педагогическим коллективом для создания комфортной обстановки для учащегося.

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог, классный руководитель осуществляют рейд по изучению жилищно –бытовых условий семьи, незанятости ребенка во внеурочное  время, выполнения режима труда и отдыха.

Педагог – психолог выявляет причину   алкогольного опьянения, предпринимает меры  формирования поведения – нормы к учащемуся. Работа  по занятости  учащегося аналогична предыдущей ситуации.

Школьный библиотекарь оказывает консультативную помощь в организации и проведении тематических мероприятий на правовую и антиалкогольную тему классному руководителю, педагогу – организатору

Школьный участковый проводит  воспитательную работу  семьей.

Школьный медработник осуществляет  информацию и просветительскую работу( стенды, листовки, беседы и др.) Антиалкогольной тематики.. При необходимости проблема выносится на Совет профилактики

Ситуации - последствия правонарушений несовершеннолетних

Ситуация №5

Описание ситуации

Кто из членов штаба взаимодействует

Алгоритм действий

Учащийся (еся) совершили кражу

Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО,  руководитель спортивного клуба, старший вожатый) школьный участковый, школьный библиотекарь

Классный руководитель, педагог – психолог определяют в беседе с учащимся мотив кражи. В зависимости от мотива возможного пути развития ситуации:  активная работа с семьей и обращения с ходатайством в службы  социальной защиты, семейной политики, либо активизация профилактической работы с самим учащимся. Подробнее остановимся на втором варианте:

Школьный участковый, социальный педагог, зам. директора по ВР, классный руководитель, школьный психолог использует комплекс мер по работе с семьей: проведение консультации  с учащимися и родителями, выработка конкретных рекомендаций родителям, ученикам, выполнения решения, принятые на заседании Совета профилактики.

Заместитель директора по ВР , классный руководитель, педагог – организатор, старший вожатый    проводит мероприятия по классам: классные часы, тематические конкурсы, вечера и т.п. по предупреждению правонарушений среди подростков.

Заместитель директора по ВР , классный руководитель, педагог – организатор привлекают социальных партнеров к воздействию на учащегося (церковь, казачье общество,  комитет по делам молодежи)

Школьный библиотекарь оформляет выставку и проводит  мероприятие правового характера с учащимися.

Школьный участковый взаимодействует с правоохранительными органами по наказанию  для учащихся по совершенным правонарушениям. Рассматривается вопрос о занятости учащегося.

Школьный психолог дает рекомендации классному руководителю, старшему вожатому, педагогу – организатору о том, кто является для подростка значимой  авторитетной личностью. Информация  используется  для воздействия на учащегося.

Ситуация №6



Учащиеся задержаны по причине драки

Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог,     школьный участковый, школьный библиотекарь, школьный медработник

Классный руководитель, школьный психолог выясняют в личных беседах с учащимися  истинную причину драки.

Заместитель директора по ВР выясняет занятость ребенка на время драки, в зависимости от результатов проводит работу или со специалистами блока занятости, или активизирует занятость по вышеописанным схемам. В зависимости от причины дальнейшая работа может выстраиваться в разных вариантах.

Социальный педагог, школьный  участковый проводят тематические индивидуальные  беседы с учащимися и их родителями..

Школьный психолог, классный руководитель организуют тщательное изучение, обработку результатов и коррекционную деятельность  по разрешению межличностных конфликтов в детском коллективе.

Школьный участковый проводит необходимые  взаимные действия с правоохранительными органами.

Школьный медработник взаимодействует с учреждениями здравоохранения, проводит  индивидуальные  консультации с учащимися о последствиях драки для  жизни и здоровья человека

Заместитель директора по ВР организует заседание Совета профилактики

Ситуации, связанные с управляемой занятостью детей и подростков

Ситуация №7

Описание ситуации

Кто из членов штаба взаимодействует

Алгоритм действий

Работа с незанятыми детьми

Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО,  руководитель спортивного клуба, старший вожатый), школьный библиотекарь

Классный руководитель выясняет причину незанятости ребенка: удаленное проживание ребенка, незаинтересованность родителей, отсутствие  интереса к предложенной деятельности. В зависимости от причины проблема может решаться в трех вариантах: 1)педагог – организатор  взаимодействует со школьным библиотекарем и социальными партнерами (УДО, учреждения культуры, комитетом по делам молодежи, учреждениями спорта, общественными организациями) по нахождению необходимой  формы занятости;

2)заместитель директора по ВР, классный руководитель , социальный педагог проводят необходимую разъяснительную работу с родителями учащегося;

3) школьный психолог выявляет склонности, интересы учащегося, заместитель директора проводит мозговой штурм со специалистами блока занятости, на котором  определяют в зависимости от информации школьного психолога, классного руководителя оптимальный путь вовлечения ребенка в полезную деятельность

Ситуация №8



100% занятость детей

Заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог, специалисты блока занятости (ПДО,  руководитель спортивного клуба, старший вожатый), школьный  медработник

Школьный психолог проводит комплексное изучение  интересов, склонностей  учащихся, дает необходимые рекомендации классному руководителю.

Заместитель директора по ВР  на заседании Штаба рассматривает вопрос о занятости учащихся в 2,3-х кружках, секциях, ученическом самоуправлении и т.д.

Школьный медработник дает характеристику состояния здоровья отдельных учащихся (ограничения).

Специалисты блока занятости в зависимости от полученной информации организуют работу по вовлечению учащихся (открытии дополнительных групп дополнительного образования, организация  дополнительных внеклассных мероприятий