Классный час в форме квеста «Краснодарскому краю-75: помним, гордимся, наследуем!».

(9 голоса, среднее 5.00 из 5)



Классный час, Краснодарскому краю-75

Разработка Прониной Л.Б. учителя истории и обществознания МБОУСОШ №18 г. Апшеронск.

Цель:

Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирований умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани. Подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине.

Задачи:

- акцентировать внимание учащихся на наиболее значимых событиях в истории края, повлиявших на его развитие;

-  определить весомые достижения Кубани за годы существования Краснодарского края, особенно достижения последних лет, свидетелями которых стали учащиеся;

- подтвердить верность утверждения о толерантности народов Кубани;

- обобщить и вывести общечеловеческие чувства, лежащие в основе любви к своей Родине каждого человека, живущего на планете Земля, через подведение итогов участия школьников в мероприятия, приуроченных к юбилею края.

Образовательные ресурсы:

- экран

- проектор

- компьютеры с подключенной – услугой доступа в интернет  (или раздаточный материал к уроку).

-учебник, учебно-методические пособия по краеведческому материалу, стенные газеты, музыкальные произведения, справочный материал, фотографии, презентационный материал.

Эпиграф к уроку:

«Край родной! Сады твои и нивы,

Цепи гор, седая даль морей.

Был бы ты, а мы то будем живы

Щедростью и радостью твоей»

И. Варава

Этапы урока:

Этап 1. Определение названия проекта и определение задач каждой из заявленных команд

Этап 2. Распределение ролей в команде.

Этап 3. Составление временного графика работы над проектом.

Этап 4.Отчет о проделанной работе. Подведение итогов.

Этап 5. Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест - урока.

Технологическая карта урока(40 минут)

Этап 1. Определение название проекта. Вводное слово учителя. (10-12 минут)

Учитель на первом этапе урока предлагает учащимся небольшую справку – рассказ, отражающий основные моменты предстоящего урока.

Цель вступительного слова: подготовка участников квест-урока к самостоятельной работе над заявленной темой, активизация творческой работы учащихся.

«Дорогие ребята! Сегодня на уроке нам предстоит работа над проектом под названием «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!», являющегося составной частью большого проекта «Родина», знакомство с которым мы продолжим и на последующих уроках  истории, обществознания и кубановедения.

Прежде, чем приступить к работе над проектом «Краю-75: помним, гордимся, наследуем?», давайте подумаем, почему в рабочем названии нашего проекта в конце стоит вопросительный знак.

- Объясните, почему люди, оказывающиеся в сложных ситуациях связанных с общей опасностью, могут вести себя в ней по-разному?

- Кого на Руси называли героем?

- Как изменилось со временем Древней Руси значение слова «герой»?

- Существует ли на ваш взгляд разница между героем и патриотом?

- Что заставляет обыкновенных людей мирных профессий совершать подвиги во имя Родины?

- Какие черты характера помогают каждому человеку быть готовым стать патриотом своей Родины?

В современных языках народов мира патриотом называют людей, беззаветно любящих свое Отечество, преданных своему народу и даже готовых пойти на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Если слово федерация перевести латинского языка на русский язык, то получится, что мы с вами живем в Российском Союзе. Российская Федерация состоит республик, краев, областей которые обозначаются термином «субъект федерации», т.е. «равный член, полноправный участник».

- Ребята, знаете ли вы, как правильно называется территория, где мы с вами живем?

- Давайте попробуем вместе составить логическую цепочку:

Мы живем в городе Апшеронске Краснодарского края. Апшеронский район – это один из 44 районов Краснодарского края. Краснодар – это «столица» Краснодарского края. Краснодарский край входит в состав Южного Федерального округа. Южный Федеральный округ является частью Российской Федерации. (рассказ учителя сопровождается демонстрацией на карте)

На территории Российской Федерации проживают многочисленные народы, каждый из которых имеет свой национальный язык и обычаи.  К примеру, на территории нашего края проживают многочисленные народы, каждый из которых имеют свой язык и свою культуру. Знаете ли вы эти народы? Назовите их.

Каждый из россиян, имеет своею малую Родину, то место, где он появился на свет, где живут его родители, и будут жить его дети. Любовь к малой Родине не мешает каждому из нас любить свою большую родину – Россию.

- Давайте  с вами перечислить географию мест, где родился каждый из вас!

Чувство любви к малой Родине не раз помогала казакам защищать свои дома и своих близких от злых врагов; создавать удивительные по красоте художественные ценности; не переставать удивляться красотой и величием кубанских просторов , и это чувство мы называем тоже патриотизмом. ( речь учителя сопровождается демонстрационным мультимедийным материалом под музыку кубанских композиторов)

Для каждого человека Родина связывается с конкретным предметом. Для одних людей Родина – это березка под окном, для других – старый дом на окраине поселка.

- Ребята, а чтобы вы нарисовали, если бы вас попросили графически изобразить понятие  Малая Родина? (работа учащихся сопровождается музыкой «С чего начинается Родина»)- оформление на доске выставки «С чего начинается Родина»

Таким образом, на первом подготовительном этапе работы с классом учитель подготавливает учащихся к самостоятельному определению понятия патриотизм и патриотическая любовь к  малой Родине.

Этап 2. Распределяются команды и раздаются задания. (3 минуты)

Работая над реализацией проекта «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!» каждая из команд получит свое задание и возможность поработать над поставленными задачами. Каждый из участников проекта должен помнить, что на уроке используются принципы командной работы, согласно которым каждый из участников выступает в качестве равноправного партнера.

Учащиеся класса заранее распределяются на команды и выбирают своего командира. Учитель анонсирует названия творческих проектов, и капитаны команд перед началом урока распределяет задачи для каждой команды.

На втором этапе учитель общается с капитанами команд, которые передают ему информацию, какой проект будет реализовать их командой в процессе квест – урока и список участников команды.

Если работа по методике квест-урока проводится постоянно, то класс можно разделить на постоянные команды по пять участников в каждой, которые будут работать в таком составе весь учебный год. Области решения проектных задач будут меняться в зависимости от проектного задания.  Например:

Команда краеведов

-отыскивают земляков, которые являются настоящими патриотами своей Малой Родины. (выполнение проекта по нескольким направлениям: воины, труженики тыла, спортсмены, выдающиеся люди края) (Практическая часть: работа с энциклопедическим материалом и материалом интернет сайтов)

Команда искусствоведов:

-поручается раскрыть особую роль декоративных искусств, как наиболее прочно связанных с жизнью и бытом человека, играющих важную роль в организации жизни общества, в формировании материально-духовной  среды жизнедеятельности людей; (Практическая часть: работа с иллюстрационным и природным материалом- плетение)

Команда историков:

-прослеживают памятные страницы истории Кубани; (по всем направлениям: от основания до сегодняшних дней) (Практическая часть работа с иллюстрационным, энциклопедическим, презентационным материалом )

Команда обществоведов:

- изучают значение словосочетаний «многоликая Кубань», «толерантность», «межкультурные взаимосвязи». ( на примере обрядов показать разнообразие культур и в то же время их взаимопроникновение) (Практическая часть работа над составлением схем и аппликаций( костюм, макет двора, кулинарные блюда))

Команда аналитиков:

- по ходу выступления работы групп аналитики заполняют карту – успеха. Внесение результатов осуществляется согласно критериям.

Критерии

группы

Полнота подачи материала

Уникальность подачи материала

Индивидуальность, креативность в подаче материала

Сплоченность, слаженность работы группы при подаче материала

Итого  (по пятибалльной системе, но не более 20 баллов)

Команда краеведов






Команда искусствоведов






Команда историков






Команда обществоведов



 

 

 

Этап 3. Составление временного графика работы над проектом. (15 минут)

Изучение темы «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!» происходит на одном уроке. Заранее подготовленные учителем Интернет-ресурсы выкладываются на рабочем столе, и команды должны используя рабочий материал создать свой собственный макет проекта в виде одного – двух слайдов. На слайде ребята должны самостоятельно выбрать иллюстрацию, сопроводив ее текстом в соответствии с задачей проекта.

Учитель до начала работы учащихся процесса объясняет правильность оформления слайд – материалов, чтобы на самом уроке не занимать времени на обсуждение оформления работы. Кроме предложенных учителем информационных материалов каждая команда может подготовить собственные творческие варианты раскрытия темы проекта. В этом случае ребята должны также до начала урока познакомить учителя с принесенными материалами.  (На этом уроке с использованием предлагаемой технологии возможна совместная работа с учителем информатики).    Дополнительные материалы вначале учитель готовит заранее.

Этап 4 Отчет о проделанной работе. Подведение итогов. (10 минут)

На завершающем этапе рефлексии материала учащиеся объединяют все четыре проекта в один проект под общим названием «Что значит быть патриотом» в котором уже отсутствует вопросительный знак. Совместно с учителем комментируя и доказывая значимость выбранного материала, еще раз отрабатывают  понятия, заявленные в тематической карте урока в форме защиты проекта.

На завершающем этапе важно дать возможность учащимся высказать разные точки зрения. Каждый из предлагаемых вариантов проектов должен быть проанализирован участниками квест-урока, отмечены удачные решения раскрытия темы и явные неудачи.

Этап 5 Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест-урока. (2 минуты)

Подводя итог квест-урока по теме «Краю-75: помним, гордимся, наследуем!» учитель, обобщая все высказывания и определяя конечную формулу подлинного патриотизма, предлагает каждому из участников составить свой проект героем которого должны стать жители края, которых можно считать подлинными патриотами страны.

Скачать презентацию к классному часу.

Скачать приложение к классному часу.

Скачать презентацию-приложение-1.

Скачать презентацию-приложение-2.