Формирование речевых навыков и коммуникативных возможностей у дошкольников с учетом ФГОС ДО - страница 4
4. Современные технологии развития речи дошкольников.
Рассмотрим особенности проектирования педагогического процесса, развивающего речь дошкольников, в условиях коммуникативного подхода и направленности технологии на становление субъектных качеств ребенка в речевой деятельности.
Построение педагогического процесса, направленного на развитие речи, начинается с определения его цели.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Реализация данной цели предполагает владение речью как универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, степени знакомства. Это предполагает свободное владение языком, формулами речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение.
Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает проявление субъектных качеств ребенка в процессе общения и речевой деятельности – интереса к общению, избирательности и наличия предпочтений в выборе партнера по общению, а также проявление инициативности и активности при организации общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседника.
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
технология должна носить здоровьесберегающий характер;
основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:
технология проектной деятельности;
технология развития детского речевого творчества;
технология группового взаимодействия детей;
технология поисково-исследовательской деятельности;
технология создания детского портфолио;
технология коллекционирования;
информационно-коммуникационные технологии.
Логика конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей включает следующую последовательность этапов.
1. Мотивационный этап.
Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.
Задачи образовательной области «Коммуникация» |
Методы и содержание работы |
Формы взаимодействия взрослого и детей |
Развивать диалогическую и полилогическую речь. Развивать информационно-коммуникативные умения (умение договаривать, слушать и слышать друг друга). Развивать умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению. Развивать умения высказываться. |
Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности и общения детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса, загадывание загадки и др. |
Ситуации общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка, коллективное обсуждение проблемы. |
2. Этап накопления содержания для общения и речи.
Цель этапа – обогащение представлений детей по теме.
Задачи образовательной области «Коммуникация» |
Методы и содержание работы |
Формы взаимодействия взрослого и детей |
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи. Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности. Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества. Развивать умение работать в подгруппе: определять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности. |
Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы: показ (картин, иллюстраций, предметов и объектов, игрушек); демонстрация (компьютерных презентаций, видео- и мультипликационных фильмов, опытов); словесные методы: чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта, сказок, стихов и т.д.); практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок, атрибутов для игр и т.п.; упражнение в умениях; отгадывание кроссвордов, ребусов, сочинение загадок, составление коллажей. |
Образовательные ситуации в непосредственно образовательной деятельности (НОД), экскурсии, образовательные ситуации сопровождения общения и речи в режимных моментах, подгрупповые и индивидуальные ситуации общения и совместной деятельности; поручения и т.д. |
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Дидактические игры для дошкольников «Чрезвычайные ситуации», «Будь осторожен!»
- Из опыта работы воспитателя «Сказка для детей дошкольного возраста «Три отважных поросенка»
- Учебное пособие по безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Действия при пожаре и наводнении»
- Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста «Опасные предметы»
- Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Предметный мир Службы спасения 01»
Более старые статьи:
- Опыт работы воспитателя «Правила безопасности для дошколят»
- Презентация опыта работы в детском саду «Что мы знаем о воде»
- Умные раскраски для дошкольников.
- Практические задания для детей дошкольного возраста.
- Презентация опыта работы воспитателя детского сада на тему: «Особенности создания и использования театрального костюма и декораций при постановке сказочных представлений с детьми старшего дошкольного возраста».