Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа в образовательных организациях «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» 30 ноября 2014 года.
В настоящее время очень важными в педагогической практике становятся понятия «современный национальный воспитательный идеал» и «базовые национальные ценности», которые формируются на основе семейных, культурных и социально-исторических традиций народов России и передаются от поколения к поколению. Этим задачам отвечает предстоящий «День матери». Классный час, посвященный празднованию «Дня Матери», направлен на введение ребенка в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций своей малой Родины и осознание необходимости преемственности поколений.
В России День матери — праздник сравнительно молодой. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года День матери отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября. Подробнее об истории праздника вы узнаете здесь:
Сценарий классного часа, посвященного Дню матери «Главное слово в любом языке».
В этом году в ноябре в образовательных организациях Краснодарского края в рамках мероприятий, посвященных Дню матери, будет проводиться Единый Всекубанский классный час «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!». Тема прославления Матери выбрана не случайно. Она обусловлена уходящим годом культуры на Кубани, а также предстоящим в 2015 году 70-летним юбилеем окончания Великой отечественной войны.
Целью данного классного часа является воспитание у учащихся чувства любви, уважения, благодарности и восхищения к Матери, женщине.
Концептуально классный час выстраивается в триединстве содержательных блоков, каждый из которых кратко освещается во вводной части урока, а затем отдельные блоки детально прорабатываются в форме коллективных творческих дел с учетом уровня обучения.
Единые подходы к проведению этого особенного классного часа определены, во-первых, через единую структуру классного часа. В структуре выделяется вводная часть с обзором содержательных блоков, а также основная часть – практикоориентированная. Эта часть предусматривает создание коллективного творческого продукта, отражающего содержание блока для каждой категории учащихся.
Предлагаемая структура классного часа.
Введение.
В этой части учитель рассказывает об истории праздника. Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. При этом, в отличие от Международного женского дня 8 марта, в День матери чествуются только женщины-матери, а не все представительницы слабого пола. И хотя этот праздник в нашей стране отмечается недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас. Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности. В ходе классного часа необходимо на конкретных примерах рассказать о судьбах знаменитых женщинах России и Кубани.
Также во вводной части учитель делает краткий обзор трех содержательных блоков, которые станут основой классного часа во всей школе: «Мама XXI века», «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе», «Солдатские матери».
В первой части классного часа через конкретные примеры наших современниц, выдающихся женщин России и Кубани, раскрывается образ современной женщины-матери. Все чаще перед современной женщиной встает выбор, что сделать своей жизненной целью — семью или карьеру. Восхищение вызывают те представительницы прекрасного пола, которым хватает времени на все: и делать блестящую карьеру, и воспитывать детей, и отдыхать. Современная мама – какая она? Она не домохозяйка, а жена и женщина, она находит время для профессионального и интеллектуального роста и находит время на себя и семью. Она пользуется различными современными помощниками (гаджетами) для решения бытовых дел, но чтит и уважает традиции своей Родины. Кроме того, особое уважение вызывают современные многодетные мамы - хранительницы семейного очага. Они успешны в профессии и не менее успешны в роли мамы.
В рамках этого блока дети могут обсуждать с учителем такие вопросы как:
Какие дела успевает делать ваша мама?
Как вы проводите время вместе?
Знаете ли вы, чем любит заниматься мама?
Интересная ли у мамы работа?
Предлагаются для обсуждения биографии знаменитых мам России и Кубани (Приложение 1):
Чулпан Хаматова - актриса театра и кино, один из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь», мама троих детей.
Светлана Журова - Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, депутат Государственной думы РФ 5 созыва от партии «Единая Россия», заместитель секретаря президиума Генерального совета «Единой России», мама двоих детей.
Наталья Водянова - топ-модель, мама троих детей. Основала собственный благотворительный фонд «Обнаженные сердца», который занимается строительством детских площадок в провинциальных городах России..
Анна Нетребко – российская оперная певица (сопрано). Народная артистка России, Герой Труда Кубани.
Во второй части классного часа ребятам предлагается погрузиться в блок «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе», где уделяется внимание образу матери в художественном слове, музыке, сценическом искусстве, произведениях русских художников. В этой части классного часа необходимо объяснить, почему писатели и поэты посвящали свои произведения матерям и делали их героинями рассказов, повестей, поэм. Почему в творчестве художников часто встречаются изображения женщины с младенцем? Какие средства выразительности используют композиторы в своих произведениях о матери? Предлагаются для обсуждения образы матери в рассказах В.М.Шукшина «Материнское сердце», М.Горького «Мать», В.Распутина «Последний срок» и других, а также стихотворные образы (А.Блок «Моей матери», «Письма к матери» С.Есенина, обращения Н.А.Некрасова к рано умершей матери «Рыцарь на час» и пр.) (Приложение 2).
В третьей части классного часа, которая посвящена женщинам Великой Отечественной Войны и называется «Солдатские Матери», классный руководитель развивает тему беспримерного подвига многих матерей, воспитавших и потерявших сыновей в годы войны. (Приложение 3).
В памяти нашей страны навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагической в годы войны была судьба женщины, матери. Солдатские матери… Трудная и подчас трагическая судьба выпала на их долю. Растили детей, провожали их в бой, а сами самоотверженно трудились не покладая рук, не зная отдыха, не считаясь с временем. И ждали писем. Ждали встреч… А в это время где-то, в далеком Берлине, кто-то из их сыновей навечно «впечатывал» на стене поверженного рейхстага слова: «Спасибо, мама. Половина этой Победы – твоя». В многотомной краевой Книге Памяти поименно названы пятьсот тысяч кубанцев, павших за свободу и независимость нашей Родины. У каждого из них была мать. И смерть каждого воина была многократно и щедро омыта материнскими слезами.
В рамках классного часа предлагаем классному руководителю рассказать о матерях потерявших своих сыновей на войне и продолжавших работать на благо Родины.
В качестве примеров рекомендуется обращаться к историям русских солдатских матерей.
Величественный мемориальный комплекс «Материнская доблесть» в посёлке Алексеевка Самарской области, посвящен Прасковье Еремеевне Володичкиной, у которой шестеро сыновей погибли на фронте Великой Отечественной войны, трое позже скончались от ран. Она была награждена орденом «Мать-героиня».
Рассказать истории жизни солдатских матерей Кубани.
Одним из таких ярчайших примеров видится простая кубанская женщина Епистиния Фёдоровна Степанова. На алтарь Великой Победы мать-героиня отдала жизни девяти своих сыновей. Приравняв материнский подвиг к подвигу солдата, Родина удостоила её боевого ордена Отечественной войны I степени. В городе Тимашевске открыли Музей семьи Степановых и установили монумент «Мать».
Аракелян Эсхана Степановна мать двенадцати детей, проводила на фронт шестерых сыновей, которые погибли смертью храбрых при защите Родины в годы ВОВ.
Кущ Ефросинья Петровна вырастила девять сыновей, шестеро вернулись с войны инвалидами, один не вернулся.
Мишина Ксения Михайловна мать провожала на войну десятерых сыновей, двое не вернулись.
У Горбуновой Евгении Романовны было девять сыновей – родных и приемных, шестеро погибли в ВОВ.
Шхалахова Чебахан Умаровна проводила на фронты ВОВ девять сыновей, трех внуков и невестку. Смертью храбрых пали семь сыновей, внук и невестка.
Подвиг матерей, состоит в том, что они рождали многих и многих детей, воспитали и заложили в них мужество, героизм, смелость, отвагу и великое чувство жизни позволившее не щадя своей жизни, тем самым дать жизнь нам будущим поколениям. В тяжелейших условиях после воины, не причитая и не жалуясь на тяжелую судьбу, матери продолжили дело своих детей и мужей созидательным трудом, подняв нашу Великую Родину из разрухи. И тем более печальным становится то, что спустя годы после ВОВ в мире снова возникают горячие точки. Войны в Афганистане, Чечне снова принесли горе матерям, потерявшим своих сыновей.
Результатом классного часа должны стать коллективная деятельность учащихся.
Единые подходы в проведении определяются единообразным итогом классного часа.
Единые подходы к проведению этого особенного классного часа определены, во-первых, через единую структуру классного часа. В структуре выделяется вводная часть с обзором содержательных блоков, а также основная часть – практикоориентированная. Эта часть предусматривает создание коллективного творческого продукта, отражающего содержание блока для каждой категории учащихся.
Коллективное творческое дело.
Для подготовительной и практической работы рекомендуется использовать материалы интернет-ресурсов.
Предлагается использовать современные формы воспитательной работы, использование современных образовательных средств.
Во-вторых, единые подходы определяются единообразным итогом классного часа, который выражен в организации практической деятельности школьников.
Учащимся начальных классов (1-4 классы) предлагается провести погрузиться в блок «Мама XXI века», который выражен в организации практической деятельности школьников – создание творческой презентации или выставки рисунков;
Учеников средних классов (5-9 классы) предлагается разработка проекта художественной галереи для учеников средних классов «Матери прекрасные глаза» по второй части классного часа «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе»;
В старших классах (10-11 классы) разрабатывается макет страницы виртуального музея по блоку «Солдатские матери»
Для подготовки к проведению классного часа учащимся рекомендуется провести предварительную работу:
Создание тематических творческих работ (рисунков, произведений художественного слова, художественных фотографий, стенгазет, плакатов, коллажей и т.д.);
Посещение музеев, выставок, театральных постановок, просмотр художественных фильмов;
Разработка исследовательских художественных и исторических проектов.
Учителю рекомендуется создать оболочку для коллективного творческого продукта, который появится по итогам классного часа. Такой оболочкой может служить макет презентации, подготовленная выставочная зона для художественной галереи (рамы, витрины и пр.), созданный раздел на сайте школы, музея.
Приложение 1
Образ современной мамы
- Чулпан Хаматова
- Светлана Журова
- Наталья Водянова
- Анна Нетребко
Приложение 2
- Художественные образы
- Образ матери в живописи, в музыке и литературе –
- Картина Николая Рериха «Матерь Мира»
- Картины великих художников «Её имя – Мать»
- Портрет матери, Репин
- Образ женщины-матери в картинах русских художников
- Анализ картин художников, на которых изображен образ матери
Приложение 3
- Солдатские Матери
- Об известных женщинах России, которые волею судьбы оказались в годы войны в осаждённом Ленинграде
- Солдатские Матери Кубани
- Памятник матерям
Бессмертный материнский подвиг
Список литературы ко Дню матери
Похожие материалы:
Более новые статьи:
Более старые статьи:
- Документы по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
- Тематический урок, посвященный 10-й годовщине трагических событий в г. Беслане
- Организация обучения детей, прибывающих из Украины
- Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа 24 мая 2014 г. «В единстве наша сила!»
- Приказ министерства образования и науки КК от 15.10.2013г. №6207 «Об осуществлении воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооружённых Сил Российской Федерации, в образовательных учреждениях Краснодарского края