Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа в образовательных организациях «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» 30 ноября 2014 года.

(0 голоса, среднее 0 из 5)



В настоящее время очень важными в педагогической практике становятся понятия «современный национальный воспитательный идеал» и «базовые национальные ценности», которые формируются на основе семейных, культурных и социально-исторических традиций народов России и передаются от поколения к поколению. Этим задачам отвечает предстоящий «День матери». Классный час, посвященный празднованию «Дня Матери», направлен на введение ребенка в мир духовных, культурных  и семейных ценностей, традиций своей малой Родины и осознание необходимости преемственности поколений.

В России День матери — праздник сравнительно молодой. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года День матери отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября. Подробнее об истории праздника вы узнаете здесь:

Сценарий классного часа, посвященного Дню матери «Главное слово в любом языке».

В этом году в ноябре в образовательных организациях Краснодарского края в рамках мероприятий, посвященных  Дню матери,  будет проводиться  Единый Всекубанский классный час «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!». Тема прославления Матери выбрана не случайно. Она обусловлена уходящим  годом культуры на Кубани, а также предстоящим в 2015 году 70-летним юбилеем окончания Великой отечественной войны.

Целью данного классного часа является воспитание у учащихся чувства любви, уважения, благодарности и восхищения к Матери, женщине.

Концептуально классный час выстраивается в триединстве содержательных блоков, каждый из которых кратко освещается во вводной части урока, а затем отдельные блоки детально прорабатываются в форме коллективных творческих дел с учетом уровня обучения.

Единые подходы к проведению этого особенного классного часа определены, во-первых, через единую структуру классного часа. В структуре выделяется вводная часть с обзором содержательных блоков, а также основная часть – практикоориентированная. Эта часть предусматривает создание коллективного творческого продукта, отражающего содержание блока для каждой категории учащихся.

Предлагаемая структура классного часа.

Введение.

В этой части учитель рассказывает об истории праздника. Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. При этом, в отличие от Международного женского дня 8 марта, в День матери чествуются только женщины-матери, а не все представительницы слабого пола. И хотя этот праздник в нашей стране отмечается недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас. Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности. В ходе классного часа необходимо на конкретных примерах рассказать о судьбах знаменитых женщинах России и Кубани.

Также во вводной части учитель делает краткий обзор трех содержательных блоков, которые станут основой классного часа во всей школе: «Мама XXI века», «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе», «Солдатские матери».

В первой части классного часа через конкретные примеры наших современниц, выдающихся женщин России и Кубани, раскрывается  образ современной женщины-матери. Все чаще перед современной женщиной встает выбор, что сделать своей жизненной целью — семью или карьеру. Восхищение вызывают те представительницы прекрасного пола, которым хватает времени на все: и делать блестящую карьеру, и воспитывать детей, и отдыхать. Современная мама – какая она? Она не домохозяйка, а жена и женщина, она находит время для профессионального и интеллектуального роста и находит время на себя и семью. Она пользуется различными современными помощниками (гаджетами) для решения бытовых дел, но чтит и уважает традиции своей Родины. Кроме того, особое уважение вызывают современные многодетные мамы - хранительницы семейного очага. Они успешны в профессии и не менее успешны в роли мамы.

В рамках этого блока дети могут обсуждать с учителем такие вопросы как:

Какие дела успевает делать ваша мама?

Как вы проводите время вместе?

Знаете ли вы, чем любит заниматься мама?

Интересная ли у мамы работа?

Предлагаются для обсуждения биографии знаменитых мам России и Кубани (Приложение 1):

Чулпан Хаматова - актриса театра и кино, один из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь», мама троих детей.

Светлана Журова - Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, депутат Государственной думы РФ 5 созыва от партии «Единая Россия», заместитель секретаря президиума Генерального совета «Единой России», мама двоих детей.

Наталья Водянова - топ-модель, мама троих детей. Основала собственный благотворительный фонд «Обнаженные сердца», который занимается строительством детских площадок в провинциальных городах России..

Анна Нетребко – российская оперная певица (сопрано). Народная артистка России, Герой Труда Кубани.

Во второй части классного часа ребятам предлагается погрузиться в блок «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе», где уделяется внимание образу матери в художественном слове, музыке, сценическом искусстве, произведениях русских художников. В этой части классного часа необходимо объяснить, почему писатели и поэты посвящали свои произведения матерям и делали их героинями рассказов, повестей, поэм. Почему в творчестве художников часто встречаются изображения женщины с младенцем? Какие средства выразительности используют композиторы в своих произведениях о матери? Предлагаются для обсуждения образы матери в рассказах В.М.Шукшина «Материнское сердце», М.Горького «Мать», В.Распутина «Последний срок» и других, а также стихотворные образы (А.Блок «Моей матери», «Письма к матери» С.Есенина, обращения Н.А.Некрасова к рано умершей матери «Рыцарь на час» и пр.) (Приложение 2).

В третьей части классного часа, которая посвящена женщинам Великой Отечественной Войны и называется «Солдатские Матери», классный руководитель развивает тему беспримерного подвига многих матерей, воспитавших и потерявших сыновей в годы войны. (Приложение 3).

В памяти нашей страны навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагической в годы войны была судьба женщины, матери. Солдатские матери… Трудная и подчас трагическая судьба выпала на их долю. Растили детей, провожали их в бой, а сами самоотверженно трудились не покладая рук, не зная отдыха, не считаясь с временем. И ждали писем. Ждали встреч… А в это время где-то, в далеком Берлине, кто-то из их сыновей навечно «впечатывал» на стене поверженного рейхстага слова: «Спасибо, мама. Половина этой Победы – твоя». В многотомной  краевой Книге Памяти поименно названы пятьсот тысяч кубанцев, павших за свободу и независимость нашей Родины. У каждого из них была мать. И смерть каждого воина была многократно и щедро омыта материнскими слезами.

В рамках классного часа предлагаем классному руководителю  рассказать о матерях потерявших своих сыновей на войне и продолжавших работать на благо Родины.

В качестве примеров рекомендуется обращаться к историям русских солдатских матерей.

Величественный мемориальный комплекс «Материнская доблесть» в посёлке Алексеевка Самарской области, посвящен Прасковье Еремеевне Володичкиной, у которой шестеро сыновей погибли на фронте Великой Отечественной войны, трое позже скончались от ран. Она была награждена орденом «Мать-героиня».

Рассказать истории жизни солдатских матерей Кубани.

Одним из таких ярчайших примеров видится простая кубанская женщина Епистиния Фёдоровна Степанова. На алтарь Великой Победы мать-героиня отдала жизни девяти своих сыновей. Приравняв материнский подвиг к подвигу солдата, Родина удостоила её боевого ордена Отечественной войны I степени. В городе Тимашевске открыли Музей семьи Степановых и установили монумент «Мать».

Аракелян Эсхана Степановна мать двенадцати детей, проводила на фронт шестерых сыновей, которые погибли смертью храбрых при защите Родины в годы ВОВ.

Кущ Ефросинья Петровна вырастила девять сыновей, шестеро вернулись с войны инвалидами, один не вернулся.

Мишина Ксения Михайловна мать провожала на войну десятерых сыновей, двое не вернулись.

У Горбуновой Евгении Романовны было девять сыновей – родных и приемных, шестеро погибли в ВОВ.

Шхалахова Чебахан Умаровна проводила на фронты ВОВ девять сыновей, трех внуков и невестку. Смертью храбрых пали семь сыновей, внук и невестка.

Подвиг матерей, состоит в том, что они рождали многих и многих детей, воспитали и заложили в них мужество, героизм, смелость, отвагу и великое чувство жизни позволившее не щадя своей жизни, тем самым дать жизнь нам будущим поколениям. В тяжелейших условиях после воины, не причитая и не жалуясь на тяжелую судьбу, матери продолжили дело своих детей и мужей созидательным трудом, подняв нашу Великую Родину из разрухи. И тем более печальным становится то, что спустя годы после ВОВ в мире снова возникают горячие точки. Войны в Афганистане, Чечне снова принесли горе матерям, потерявшим своих сыновей.

Результатом классного часа должны стать коллективная деятельность учащихся.

Единые подходы в проведении определяются единообразным итогом классного часа.

Единые подходы к проведению этого особенного классного часа определены, во-первых, через единую структуру классного часа. В структуре выделяется вводная часть с обзором содержательных блоков, а также основная часть – практикоориентированная. Эта часть предусматривает создание коллективного творческого продукта, отражающего содержание блока для каждой категории учащихся.

Коллективное творческое дело.

Для подготовительной и  практической работы рекомендуется использовать материалы интернет-ресурсов.

Предлагается использовать современные формы воспитательной работы, использование современных образовательных средств.

Во-вторых, единые подходы определяются единообразным итогом классного часа, который выражен в организации практической деятельности школьников.

Учащимся начальных классов (1-4 классы) предлагается провести погрузиться в блок «Мама XXI века», который выражен в организации практической деятельности школьников – создание творческой презентации или выставки рисунков;

Учеников средних классов (5-9 классы) предлагается разработка проекта художественной галереи для учеников средних классов «Матери прекрасные глаза» по второй части классного часа «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе»;

В старших классах (10-11 классы) разрабатывается макет страницы виртуального музея по блоку «Солдатские матери»

Для подготовки к проведению классного часа учащимся рекомендуется провести предварительную работу:

Создание тематических творческих работ (рисунков, произведений художественного слова, художественных фотографий, стенгазет, плакатов, коллажей и т.д.);

Посещение музеев, выставок, театральных постановок, просмотр художественных фильмов;

Разработка исследовательских художественных и исторических проектов.

Учителю рекомендуется создать оболочку для коллективного творческого продукта, который появится по итогам классного часа. Такой оболочкой может служить макет презентации, подготовленная выставочная зона для художественной галереи (рамы, витрины и пр.), созданный раздел на сайте школы, музея.

Приложение 1

Образ современной мамы

- Чулпан Хаматова

- Светлана Журова

- Наталья Водянова

- Анна Нетребко

Приложение 2

- Художественные образы

- Образ матери в живописи, в музыке и литературе –

- Картина Николая Рериха «Матерь Мира»

- Картины великих художников «Её имя – Мать»

- Портрет матери, Репин

- Образ женщины-матери в картинах русских художников

- Анализ картин художников, на которых изображен образ матери

Приложение 3

- Солдатские Матери

- Об известных женщинах России, которые волею судьбы оказались в годы войны в осаждённом Ленинграде

- Солдатские Матери Кубани

- Памятник матерям

Бессмертный материнский подвиг

Список литературы ко Дню матери