Тестирование в школе - плюсы и минусы

(2 голоса, среднее 5.00 из 5)



Большую популярность в школе приобретает проверка знаний с помощью краткого тестирования на уроках. Многие родители обеспокоены новизной этой методики: может ли тестирование эффективно показать уровень знаний ребенка и так ли оно необходимо?


Тест — стандартизированный метод проверки знаний. То есть каждый вопрос имеет однозначно правильный ответ, сам вопрос не может быть истолкован неверно, варианты ответа (обычно таковые имеются) не могут быть взаимозаменяемы. Таким образом, тестирование на уроках в школе и подготовка к МЦКО часто заменяет прежнюю "летучку" - ряд вопросов ученикам по пройденной теме. Тестирование, при том, что занимает меньше времени, охватывает всю аудиторию.


Плюсы тестирования


Скорость проведения и обработки. Тест — задание на определенное время, как правило, короткое, занимающее не более 10 минут от урока. Это очень удобно в плане экономии времени, которого обычно не хватает. Подробное объяснение материала, опрос и другие формы работы заслуживают того, чтобы им уделялось больше времени, чем краткой проверке усвоенных знаний.


Объективность оценки. В тестах строго определено максимальное количество баллов. Тесты не терпят неоднозначности. Поэтому догадки о том, что хотел сказать ученик своими словами, время на разбор непонятного почерка, вопрос об окончательной оценке вообще не стоят при проверке теста. Это объективная и быстрая оценка знаний на теме. После теста претензии учеников наподобие "Учитель ко мне придирается" не помогут — нет оснований, т.к. ответ либо правильный, либо нет.


Минусы тестирования


Легко списать. Право, подсмотреть у соседа одну букву много проще, чем развернутый ответ. Отсюда следует, что оценивать ответы учеников сложнее — по составу предложения, манере ответа можно определить, списан ли ответ, а по одному знаку — нет.


Развивает память, а не мышление. Всем известна шутка про варианты ответа на вопрос из теста "Сколько глаз было у Кутузова? - а) Один б) Два в) Ваш вариант". Анекдот свидетельствует о том, что варианты ответов в тесте могут подсказывать правильный ответ путем исключения невозможных. Также, сама формулировка вопроса может взывать к механической памяти без упора на мышление. В этом плане тесты хороши тем, что могут стимулировать учеников запоминать постулаты, аксиомы, понятия, не требующие от них размышлений.


Стресс (впрочем, как при всякой проверочной работе). При ограниченном времени проверки ситуация оказывает на детей даже больший стресс, чем обычная контрольная. Это обусловлено тем, что они видят целый ряд вопросов, путаются в вариантах ответа, а времени на тестирование отводится меньше, чем на обычную проверочную работу. Так как в тесте можно отвечать на вопросы не по порядку, ученики начинают "перескакивать" с одного на другой, лихорадочно припоминая разные темы уроков и одновременно переживая за результат. Кстати, поэтому часто троечники показывают на тестах лучший результат, чем отличники — они менее подвержены стрессу из-за своей репутации, полагаются на интуицию и удачу.


Однако нужно заметить, что ученики всегда волновались во время проверки знаний и списывали тоже всегда. Данная методика дает мошенникам не более шансов на обман, чем любая другая. (Задавшийся целью списать — однозначно спишет. Это вопрос воспитания).


Итак, тестирование — удачная педагогическая находка для проверки знания понятий, категорий, определений учащихся, которая дает объективный результат.