Тренинг для учащихся «Мой класс». Занятие 3.
Введение.
Психолог говорит о том, что часто причиной недовольства атмосферой классного коллектива как со стороны учащихся, так и со стороны учителей или классного руководителя являются конфликты, возникающие в классе и называет тему занятия«Конфликты».
Тема занятия–«Конфликты».
Упражнение 1.
Настроение. (Распределение времени для упражнений в основном соответствует первому занятию).
Учащиеся по кругу отвечают на вопросы
«Какого цвета конфликт?» - «Я считаю, что слово конфликт ... цвета, потому что ... »
Можно просто называть цвет, а можно предварительно подготовить листы цветной бумаги и показывать лист определенного цвета.
Упражнение 2.
Правила.
Психолог отмечает записанные правила и просит поделиться своим мнением всех желающих.
- А какого цвета правила наших занятий? Кто желает их описать? Давайте расскажем друг другу об этом. Каждый выбирает только одно правило. Первыми начинают рассказывать те, кто сидит ближе к психологу.
Ученики объединяются в пары и описывают друг другу, с каким цветом ассоциируется для каждого то или иное правило. После такого упражнения желающие сообщают интересные ассоциации для всего класса.
Упражнение 3.
Основное упражнение. Информационное сообщение "Конфликт"
Конфликт-это столкновение взглядов, идей, мнений, убеждений. Конфликты возникают как между отдельными людьми, так и между коллективами, а также между человеком и коллективом. Конфликты бывают реалистичные и беспредметные. Первые возникают на основе ситуации, в которой есть предмет конфликта-мнение, убеждение, поступок, конкретная вещь. Беспредметный конфликт-это ситуация, которая возникает в результате поведения человека, и находит именно такой способ разрядки внутренней нервного напряжения. Часто реалистичный конфликт принято называть именно конфликтом, а беспредметный - ссорой.
Разные люди и коллективы ведут себя в конфликтах по-разному. Психологи различают следующие основные стратегии поведения в конфликте:
- Побег (Черепаха)
- Соперничество (Акула)
- Сглаживание (Плюшевый мишка)
- Компромисс (Лиса)
- Сотрудничество (Сова)
Каждая стратегия имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от ситуации и результатов, которые запланированы.
Результаты конфликта могут быть как положительными, так и отрицательными.
Отрицательные результаты имеет любой беспредметный конфликт, а также конфликт, в котором стороны ведут себя неграмотно. "Грамотный" конфликт обязательно ведет к развитию как отношений между людьми, так и развитию личных качеств этих людей.
Основное упражнение «Научись ругаться».
Ученики объединяются в группы по-произвольному принципу (например, с помощью мелких предметов, которые выбрали в начале занятия - карандаши, ручки, фломастеры или что-то подобное). Каждая группа получает описание конфликтной ситуации и задачи: показать сценку, в которой данный конфликт привел бы к развитию отношений и личностных положительных качеств.
- 15 минут на подготовку упражнения и по 5 минут на презентацию каждой группы.
Описание ситуаций:
Ситуация 1.
Две одноклассницы, которые учатся вместе с первого класса, сидят за одной партой и «дружат семьями», поссорились и выясняют в классе отношения.
Ситуация 2.
Молодой учитель на каждом уроке критикует класс, вызывает возмущение у значительной части учащихся.
Ситуация 3.
Одноклассник постоянно нарушает дисциплину на уроках и не выполняет домашних заданий. Классный руководитель сообщила, что если ничего не изменится, то класс не поедет летом на экскурсию.
Упражнение 4.
Релаксация.
«Кошки-мышки».
Двух учеников назначают «кошками» (желательно наиболее робких, «малопопулярных»), все остальные–«мышки». Задача-собрать всех «мышек» в одном углу класса, не применяя силу.
Упражнение 5.
Рефлексия.
Психолог: давайте обсудим, какие выводы сделал каждый из нас о своем поведении в конфликте. Выберите одно из написанных на доске предложений и скажите вслух. Если хотите сказать еще что-то, пожалуйста.
- Я умею решать конфликты эффективно.
- Я буду учиться разрешать конфликты эффективно.
- Я считаю, что проблема конфликтов меня лично не касается.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Как успешно сдать экзамен
- Что такое позитивное образование детей? Как воспитывать ребенка позитивно?
- Школьное образование: почему двоечники добиваются успеха
- Тренинг для старшеклассников: «Толерантность. Учимся понимать и уважать других»
- Психологический тренинг по культуре межличностных отношений «Я, ты, мы ...»