Конспект урока русского языка в 3 классе: «Глагол как часть речи»
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Очень важно начать учебный день с хорошего настроения. Садитесь. Запишите число, классная работа.
2. Чистописание. Индивидуальная работа.
1.Индивидуальная работа.
Вставьте пропущенные буквы, запишите проверочные слова:
к…зался - _____________ ст…р…на - ______________
выс…хли - ____________ ст…рожка - ______________
охр…няют - ____________ сп…сает - _______________
нак…пают - ____________ д…машний - _____________
2. Чистописание.
(слайд 2)
- Отгадайте загадку:
Зверь такой на свете есть:
Он немытого не ест,
Все в реке ополоснёт,
А зовется он … (енот)
- Отгадайте, какую букву будем писать на минутке чистописания, в слове енот она обозначает 2 звука.
- Запишите, продолжив закономерность:
еЕе ееЕее еееЕеее
Ешь кашу, пока горячая.
- Когда так говорят? Запишите пословицу.
3. Повторение. Постановка целей и темы урока.
- Определите в пословице известные вам части речи. Расскажите, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном.
- У какого слова вы не смоги определить часть речи? На какой вопрос оно отвечает?
- С чем мы сегодня познакомимся на уроке? Чему будем учиться?
- На уроке мы сегодня познакомимся с самостоятельной частью речи, которая называется – глагол. Послушайте, как характеризует глагол А.Югов:
«Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая…часть языка.»
- Почему он так отзывается о глаголе? (Мнения учащихся) Вот в этом мы сегодня и попробуем разобраться.
4. Работа по новой теме «Глагол как часть речи».
1. Наблюдение над ролью глаголов.
- Прочитайте текст.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
- Из каких частей речи состоит этот текст? Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен? Прочитайте ещё один текст.
Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.
- Как изменился текст и что его изменило? Почему неподвижная картинка ожила и как бы зазвучала? С помощью какой части речи это произошло?
- Откуда взялось слово глагол? (Мнения детей)
- Послушайте, что об этом говорит Лев Успенский.
- Почему часть речи получила такое название?
- О каких двух частях речи говорит автор в последнем предложении?
2. Первичное закрепление.
- Выполним упражнение 345 на странице 92. Прочитайте задание и скажите, что надо сделать. Рассмотрите образец и объясните как мы будем выполнять упражнение. Работать будем по цепочке со словами мальчик, птица.
Выполнение задания.
- Как отличить глагол от других частей речи? На какие вопросы отвечает глагол? Что он обозначает?
5. Физминутка. (музыкальная)
6. Закрепление.
1. Упражнение в распознавании глаголов среди других частей речи. Работа на доске.
Работа по учебнику, упражнение 347.
- Что надо сделать в упражнении? Как будем отличать глаголы от других частей речи?
Один ученик выполняет на доске, другие в тетрадях.
- Сделайте вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова.
2. Работа над определением.
- Давайте попробуем рассказать всё, что мы знаем о глаголах. А в этом помогут нам вопросы:
1. Что такое глагол?
2. Что обозначают глаголы?
3. На какие вопросы они отвечают?
- Сформулируйте определение. Сравните его с определением, которое дано в учебнике. Мы были правы? Прочитайте определение ещё раз. Повторите. Повернитесь друг к другу парами и расскажите. Все справились?
- Предлагаю вам следующее задание: надо разделить слова на две группы. В первую группу «положить» глаголы, а во вторую - существительные.
3. Самостоятельная работа.
- Кто мог о себе так сказать?
Я – страшное дело – какой деловой:
В любые дела ухожу с головой,
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю. (Т.Рик)
- Возьмите листочки со стихотворением и подчеркните глаголы. (1 ученик выполняет на доске)
- Поменяйтесь листочками и сравните с образцом. Поднимите руку те, кто выполнил задание правильно.
7. Творческая работа.
Работа в группах.
- У вас на листочках даны глаголы. Составь с ними небольшой текст. Глаголы можно использовать в любом порядке, меняя форму слова.
Лаять, мяукать, бегать, дружить.
- Прочитайте, какие рассказы у вас получились.
- Послушайте, какой текст получился у меня.
Во дворе нашего дома жили котёнок, который всё время мяукал и щенок, который постоянно лаял. Целый день они то и дело, что ссорились и бегали друг за другом. Наконец, котёнок со щенком решили подружиться и играть вместе. Так они стали настоящими друзьями!
- Скажите, пожалуйста, а кошка с собакой могут дружить? А как вы понимаете выражение: живут как кошка с собакой? Когда так говорят?
- А сейчас я предлагаю поиграть. Лягушка будет вам показывать слова, а вы должны определить часть речи.
8. Итог урока.
- Что такое глагол? Какую роль глаголы выполняют в нашей речи?
9. Домашнее задание.
1. Выучить определение на стр.93.
2. Выполнить упражнение 1, стр.103.
3. Нарисовать портрет Глагола.
Похожие материалы:
Более новые статьи:
- Урок окружающего мира в 3 классе: «Как человек научился летать»
- Урок русского языка в 3 классе: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»
- Открытый урок по математике в 1 классе: «Название чисел при сложении»
- Конспект урока математики в 1 классе: «Число 9. Цифра 9»
- Урок математики в 4 классе: «Решение задач. Повторение и закрепление»
Более старые статьи:
- Конспект урока по математике в 1 классе: «Число и цифра 8»
- Конспект урока математики в 1 классе: «Сложение и вычитание в пределах 100»
- Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Согласные звуки [ф] [ф,]. Буквы Ф ф»
- Конспект урока по русскому языку в 3 классе: «Творительный падеж имён существительных 1 склонения»
- Конспект урока русского языка в 4 классе: Обобщение знаний по теме «Прилагательное».