Урок истории 7 класс: Внутренняя политика Екатерины II

(0 голоса, среднее 0 из 5)



Урок по истории в 7 классе: «Екатерина II. Внутренняя политика России» подготовил учитель истории и обществознания МБОУСОШ № 20 Дмитренко И.А.

Цель урока:

 

  • показать роль личности Екатерины II в истории России;
  • раскрыть значение проводимых Екатериной II преобразований;
  • выявить основные направления внутренней политики России конца XVIII века, выяснить причины того, почему идея «просвещенного абсолютизма» не прижилась в России;
  • воспитывать чувство уважения к истории своей Родины и народов, ее населяющих.

 

Тип урока: комбинированный.

Важные даты:

 

  • 1762-1796 – царствование Екатерины II;
  • 1767 – Созыв Уложенной комиссии;
  • 1775 – Губернская реформа;
  • 1785 – «Жалованная грамота дворянству» и городам;

 

Основные понятия: «просвещённый абсолютизм», уложенная комиссия, Жалованная грамота дворянству, каторга, межевание, монополия, секуляризация.

Ход урока:

 

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания. Устный опрос.
  • Каковы были основные направления хозяйственной политики России в эпоху дворцовых переворотов?
  • Почему наблюдалось ухудшение положения крестьян?

 

Страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной рабочей силы, казна пустовала. Половина государственного бюджета разворовывалась. Прогрессивное дворянство критиковало крепостнические порядки и намекало на проведение преобразований.

Екатерине II приходилось вырабатывать гибкую стратегию, чтобы не допустить очередного государственного переворота; не имея никаких прав на престол, тем не менее она поставила перед собой цель – остаться в сознании народа «Великой».

Вступительное слово учителя (сообщение темы, задач урока)

Работа с эпиграфом (1), обозначить проблему.

«Сколько истин, признаваемых нами

в наше время бесспорными, в момент

провозглашения их казались лишь

парадоксами или даже ересями!»

Екатерина II

Почему София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская была наречена именем святой великомученицы Екатерины? (рассказ ученика, заранее подготовленный, приложение к уроку № 1)

ПРОБЛЕМА

- Какова роль Екатерины II в судьбе Российского государства?

Эпоха дворцовых переворотов привела к росту привилегий дворянства. Это вызывало недовольство среди других сословий, особенно крестьян. Дворяне получили право не служить, больше праздновали и развлекались. На это требовались деньги. Так у крестьян вырастают повинности, сокращаются доходы, что приводит к экономическому упадку.

Екатерина II пытается бороться с экономическими трудностями  в стране. Она хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. Лучший путь для этого – просвещение народа (чтение документа стр. 176, параграф 24).

Внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. С одной стороны, Екатерина считала своим долгом улучшать жизнь народа, с другой – увеличивала привилегии дворян, которые жизнь народа ухудшали.

Изучение новой темы.

Самостоятельная работа в модулях по группам (модули 2-х видов - разной сложности)

1 группа – на основе документов составить словесный портрет, охарактеризовать личные качества Екатерины II (приложение к уроку № 2).

2 группа – сформулировать достижения Российского государства в годы правления Екатерины II на основе предложенной хроники и документов (приложение к уроку № 3).

Словарная работа: чтение новых слов (стр. 178)

Работа с учебником в парах. Заполнение таблицы на интерактивной доске (параграф 24, стр. 171-176) – учитель в роли консультанта.

- Каково содержание внутренней политики Екатерины II ?

Направления

Причины

Факты

Значение

Итоги

«Просвещённый абсолютизм»

Тяжёлое положение российского народа

1767 – 1768 гг. деятельность Уложенной Комиссии;

1775г.–свобода предпринимательства;

1786г.–попытка введения всеобщего начального образования

Попытка помочь людям заработать себе на жизнь

Уложенная комиссия распущена. Постепенное преодоление экономического кризиса

Рост привилегий дворянства

Екатерине II была нужна поддержка дворянства, т. к. к власти она пришла в результате дворцового переворота

1783г. Введение крепостного права на Украине,

1785г. Жалованная грамота дворянству

Ухудшение положения крестьян. Дворяне получают выборное самоуправление

Дворяне становятся привилегированным сословием

Преследование недовольных

Рост привилегий дворянства за счёт  ухудшения жизни крестьян породил недовольство даже среди дворян

1790 г. издание книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой автор призывает отменить крепостное право

ЕкатеринаII отказывается от политики «просвещённого абсолютизма»

Прекращение реформ

 

Реформы центрального и местного управления

Экономические реформы

Сословные реформы

 

 

 

 

Рефлексия. Возвращение к проблеме.

- Какова роль Екатерины II в судьбе Российского государства?

Как Екатерина понимала сущность «просвещённого абсолютизма»?

Назовите основные мероприятия, проведённые в духе «просвещённого абсолютизма».

Вывод:

«Самое надёжное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими – есть приведение в совершенство воспитания»

Екатерина II

Политика Екатерины носила противоречивый характер. Идеи «просвещённого абсолютизма» не находили понимания у общества, они не привели к улучшению жизни народа, а напротив, в ходе преобразований народ утратил остатки гражданских прав, что всё больше усиливало крепостничество.

Домашнее задание (опережающее, по желанию учащихся) Оценивание.

Рассмотрев сегодня на уроке, внутреннюю политику России во время царствования Екатерины II, не трудно догадаться, что следующая тема урока – это внешняя политика России на данном этапе.

Заполнить модуль – тест по теме: Роль императрицы Екатерины Великой в истории Кубани, присоединение Северного Причерноморья» (приложение к уроку 4).

Параграф 24,  даты, словарь, вопросы.

Приложения к уроку

Приложение 1

Святая великомученица Екатерина

Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии, обладала редкой красотой и умом. Она объявила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к духовному отцу за советом. Старец сказал девушке, что знает юношу, который превосходит ее во всем. Образ жениха небесного родил в сердце девы желание увидеть Его.

Приняв святое крещение, Екатерина сподобилась увидеть Деву Марию с младенцем Иисусом. Господь ласково посмотрел на Екатерину и дал ей перстень. Когда видение окончилось, девушка увидела кольцо на своей руке.

В то время в Александрию прибыл император Максимин (305–313) на языческое празднество, где в жертву приносились христиане. Екатерина, сострадая мученикам, вышла к правителю и исповедала ему свою веру.

Император приказал казнить святую.

Тезоименитство

День именин члена царской семьи, высокопоставленной особы, а также (устар.) вообще день именин. Поздравления в день тезоименитства.

24 ноября (по новому стилю 5 декабря) - день тезоименитства императрицы Екатерины II.

Воспитание и образование Екатерины

Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.

В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г.

Жизнь Екатерины в России до вступления на престол

Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно: Петр был инфантилен, поэтому в течение первых лет брака между ними не существовало супружеских отношений. Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России.

Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судьбу в случае его прихода власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, ее рассудительность, искренняя любовь к России — все это резко контрастировало с поведением Петра и позволило ей завоевать авторитет, как среди великосветского столичного общества, так и в целом населения Петербурга.

Приложение №2

Индивидуальный тест

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

УЭ1

  1. 1. Екатерина составила следующую эпитафию для своего будущего надгробия:

Здесь покоится Екатерина II. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. В четырнадцать лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства.

  1. 2. Екатерина II

Екатерина была просто умна и ничего более, если только это малость. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим. У нее вообще не было никакой выдающейся способности, одного господствующего таланта, который давил бы все остальные силы, нарушая равновесие духа.Но у нее был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение, выбрать тон, в случае надобности благоразумная мораль и умеренно согретое чувство - все эти мелкие пружины,из деятельности которых слагается ежедневная житейская работа ума, Екатеринаумела приводить в движение легко и ежеминутно, когдабы это ни понадобилось, без заметного для зрителя усилия.

В обращении она старалась блистать разговором, чтобы не мешать высказываться собеседнику. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго и терпеливо выслушивать всякого, о; чем бы кто ни говорил с ней; притом собеседника своего она изучала больше самого предмета беседы, хотя тому казалось наоборот. Так вместе со знанием людей Екатерина выработала себе и лучшее средство приобретать их

- внимание к человеку, уменье входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задние мысли и невысказанные желания <...>.

Какое решение приняла Екатерина II по прибытию в Россию?

На что были направлены все ее усилия и старания в управлении государством?

О каком счастливом даре говориться в документе?

 

Прочитай текст, ответь на вопросы, сделай вывод.


Приложение №3

Индивидуальный тест

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

УЭ1

Итоги царствования Екатерины II

Результаты царствования были очень внушительны. Екатерина любила подсчитывать их, все чаще оглядываясь на свою деятельность по мере ее развития. В 1781 г. граф Бёзбородко предоставил ей инвентарь ее деяний за 19 лет царствования: оказалось что устроено губерний по новому образцу 29, городов построено 144, конвенций и трактатов заключено 30, побед одержано 78, замечательных ука­зов издано 88, указов для облегчения народа - 123, итого 492 дела! К этому можно прибавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. душ обоего пола, так что число жителей ее империи с 19 млн. в 1762 г. возрос­ло к 1796 г. до 36 млн., армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в-1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, сумма государственных доходов с 16 млн. руб. поднялась до 69 млн., т. е. увеличилась более чем вчетверо, успехи про­мышленности выразились в умножении числа фабрик с 500-до 2 тыс., успехи внеш­ней торговли балтийской - в увеличении ввоза и вывоза с 9 млн. до 44 млн. руб., черноморской, Екатериною и созданной, - с 390 тыс. в 1776.г. до 1900 тыс. руб. в 1796 г., рост внутреннего оборота обозначился выпуском жилеты в 34 года царство­вания на 148 млн. руб., тогда как в 62 предшествовавших шла ее выпущено было только на 97 млн.. Значение финансовых успехов Екатерины ослаблялось тем, что видное участие в «их имел питейный доход, который в продолжение царствования увеличен был почти вшестеро и к концу его составлял почти, третью часть всего бюджета доходов. Притом Екатерина оставила более 200 млн. долга; что почти рав­нялось доходу последних 3,5 лет царствования.

Каковы итоги правления Екатерины Великой во внешней и внутренней политике? Назовите успехи в экономике России во время правления Екатерины II?

Прочитай текст, ответь на вопросы, сделай вывод.


Приложение №4

Индивидуальный тест

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

УЭ1

Рассмотри таблицу:

1

Русско-турецкая война

2

Клейноды- регалии

3

Освоение Екатеринодара

4

Жалованная грамота казакам

5

Русско-турецкая война(1)

6

Заселение Кубани казаками

7

Поездка по Новороссии

8

40 куреней

9

Жалованная грамота дворянам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведи в соответствие последовательность событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ2

Дай определения понятиям:

Клейноды - ___________________________________

_____________________________________________

Регалии - _____________________________________

_____________________________________________

 

Впиши определения в тест.

УЭ3

Составь рассказ о заселении казаками кубанских земель (устно).

Подготовься к устной презентации.