Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.

(13 голоса, среднее 4.00 из 5)

патриотическое воспитание детей,  патриотическое воспитание в детском саду

Указанные в предыдущей статье требования касаются также и дошкольного учреждения. Жизнь детей в детском саду должна обеспечить им эмоциональный комфорт. Дошкольное учреждение должно стать вторым родным домом, в котором бы ребенок себя хорошо чувствовал. Как показывает практика, это происходит далеко не всегда.

Многие дети, к сожалению, не любят детский сад, а значит, мы не можем рассматривать дошкольное учреждение «звеном» в системе институтов воспитания любви к Родине. Больше того, у ребенка культивируется негативное чувство и отношение.

Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний.

Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой ​​детский сад. Происходит это тогда, когда воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.д.

В дошкольном учреждении, в группе, на площадке у каждого ребенка, как правило, есть свое излюбленное место для игры, для уединения. Воспитателю необходимо очень осторожно относиться к этому и даже поддерживать «право ребенка на свою территорию» (также необходимо уважать право ребенка на собственность). Важно создать максимально возможные условия для «индивидуальной образовательной предметно-развивающей среды». Если воспитателям удается сделать дошкольное учреждение вторым домом ребенка, то чувство приязни закрепляется и с годами переходит в сферу приятных и дорогих воспоминаний

Приязнь к детскому саду связана и с тем, что многие дети знают о своем дошкольном учреждении, как они в нем ориентируются, или чувствуют себя хозяевами.

С этой целью воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками.

Дети также должны знать на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется, что находится рядом с детским садом. Знание обогащает чувства детей, дает им уверенность и смысл.

Чувства и отношения становятся крепкими, если дети вкладывают свой ​​труд в детский сад(участвуют в озеленении участка, в оформлении помещения к праздникам).

Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать укреплению дружбы и чувство собственности (мой двор, моя улица). Здесь первостепенное значение у родителей, формирующих у детей такие чувства.

Вместе с тем, здесь также встает вопрос о необходимости сообщения детям информации об их улице: ее названии, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с территорией, на которой находится детский сад, - можно пройти пешком или надо ехать.

Хорошо, если родители или воспитатели сделают фотографии детей на улице, или сделают видеосъемку прогулки, а затем в группе посмотрят фильм и расскажут об этой улице.

Следующий этап - воспитание любви и дружеского отношения к своему родному городу. Эта часть работы требует больше опираться на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память.

Для ребенка город конкретизируется улицей, то, что он осознает прежде всего себя жителем своей улицы. Чтобы дети «почувствовали» свой ​​город, им необходимо о нем рассказывать и показывать его. Вместе с родителями дети ездят по городу. Иногда экскурсию нужно организовать также детскому саду.

Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музей, театры и проч. Подробнее о работе в этом направлении раскроем ниже. Воспитание отношения к своей стране основывается на когнитивном компоненте: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональными и побуждать ребенка к активной деятельности.

Название страны закрепляем с детьми в играх («Кто больше назовет стран», «Из какой страны гости», «Чья это сказка», «Из какой страны эта игрушка»), в упражнениях типа «Из разных названий стран определи нашу страну», «Поищем нашу страну на карте, глобусе», «Как написать адрес на конверте» и другие.

Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности.

Рассмотрение иллюстраций, слайдов, видеофильмов, художественные произведения, рассказы взрослых, фотографии, экскурсии, рисование, игры-путешествия - все это помогает решать поставленную задачу. Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой ​​флаг, герб, гимн. Рассказывают где и когда они могут их увидеть.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на красоте, богатстве, на ее особенностях. Дети должны получить представление о том, какие животные живут в наших лесах, какие растут деревья.

Главная цель этих занятий - пробудить в детских сердцах любовь к родной стране с ее богатой и разнообразной природой. Для ее реализации необходимо использовать наблюдение, экскурсии, несложные опыты, труд на участках, беседы по картинам, чтение и инсценировку произведений художественной литературы, прогулки по «экологической тропе», отдых «на веселой поляне» с проведением интересных игр. Дошкольники с удовольствием приобщаются к природоохранной деятельности.

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусств, народное декоративно-прикладное искусство. Необходимо, чтобы произведения искусства, которые используются в работе с детьми были высокохудожественными.

Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну - художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, философов, врачей (выбор зависит от воспитателя). Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, напевность, гостеприимство, доброжелательность, отзывчивость, умение защищать свою Родину). Воспитатель старается познакомить дошкольников с людьми, которым присущи какие-то определенные качества или умения, привлечь детей к их деятельности.

В народе говорят: хороший пример - лучше чем сто слов. Воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, педагогам необходимо приглашать в детский сад известных людей, специалистов, чьи дела достойны подражания и популяризации и могут стать примером для малышей. Дети видят, что обычные люди, которые их окружают, пишут хорошие стихи, выпекают вкусный хлеб, управляют сложными механизмами, борются за награды в спортивных соревнованиях и т.п.

Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Дети с искренней благодарностью идут вместе с родителями и воспитателями к обелиску Славы, возлагают цветы. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Хорошо когда после каждого мероприятия малыши берут в руки карандаши и краски и воспроизводят свои впечатления в изобразительной деятельности.

Целесообразно предложить детям расспросить и рассказать об интересной работе родителей, а затем провести конкурс на лучший рассказ. Для укрепления памяти рода большое значение имеет воспитание (и у взрослых, и у детей) уважения к захоронениям предков. Дети должны знать, где похоронены их дедушки, бабушки, помогать взрослым ухаживать за могилами родных людей: сажать цветы, поливать их, убирать и т.д.