Организация и проведение целевых прогулок с детьми на природе.

(12 голоса, среднее 4.58 из 5)



целевые прогулки с детьми

Руссо И.Н.

Воспитатель МБДОУ № 38

Особенности целевой прогулки с детьми.

Усиление внимания к экологическому воспитанию дошкольников требует поиска различных форм ознакомления с природой. Одной из таких форм, потенциал которой еще недостаточно используется воспитателями, являются целевые прогулки на природу, совмещенные с пешеходными переходами, которые  что дают возможность знакомить детей с ближайшим природным окружением.

Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.

Отличие их от повседневных прогулок заключается в том, что они проводятся за пределами ДОУ.

Объем программных задач, намечаемых для реализации на целевой прогулке, значительно меньше того, что предполагается экскурсией. И все же ценность таких прогулок в том, что благодаря регулярности их проведения можно проследить изменения в объектах природы, обнаружить их причины.

Особенно много возможностей для наблюдений во время целевых прогулок предоставляет лето. Растения цветут, разнообразие видов насекомых, птиц, их приспособительное поведение создают неограниченный простор для предоставления детям интересной информации, направленной на познание родной природы, ее красоты.

Порой можно услышать вопрос: для чего маленьким детям нужны знания о растительном, животном мире? Достаточно, чтобы, они усвоили знания о наиболее важных зависимостях в природе между организмом и условиями существования. Но усвоения знаний никогда не может рассматриваться в дошкольном возрасте как самоцель. Это - аспект всестороннего развития ребенка.

Знание, по мнению дидактики, выполняет 3 функции в формировании личности:

- информативную

- ориентировочную

- оценочную.

Возможности целевой прогулки на природе

Информируя о ближайшем окружении в процессе целевых прогулок, воспитатели осуществляют важную воспитательную задачу - формирование реалистических знаний, без которых невозможно овладение систематизированными знаниями, т.е. установление объективных связей между предметами и явлениями природы, среди которых ведущими являются причинные. Именно установление таких связей характеризует уровень детского мышления.

Важно то, что в процессе ознакомления с растениями, животными во время целевых прогулок развивается речь детей, пополняется словарь, проводятся беседы- а это средство развития диалогической и монологической речи.

Целевые прогулки создают прекрасные возможности для развития сенсорной сферы ребенка. Каждая встреча с новыми объектами природы - это возможность увидеть, прикоснуться, понюхать, прислушиваться к ним, и воспитатели в полной мере должны использовать эти возможности.

Нельзя переоценить роль целевых прогулок для развития у детей познавательных интересов и наблюдательности - исключительно важных качеств в подготовке к школе.

В наше время исключительно важное значение приобрели проблемы экологического воспитания - формирование нового, сознательного, ответственного, бережного отношения к природе, развития экологической этики, основанной на идее сопереживания, самооценке всего живого. Экологическое воспитание тесно связано с экологическим образованием. Лишь на основе знаний, о деятельности в природе формируется экологическая культура, которая заключается в том, что человек осознает общие закономерности природы и общества, считает природу родным домом, которую надо беречь и о которой надо заботиться.

Какова же роль целевых прогулок в формировании экологической культуры детей?

Целевые прогулки ценны тем, что во время их проведения дети получают знания о взаимосвязях в природе, о ценности для человека тех или иных объектов природы, о правилах природопользования. На целевых прогулках дети могут поупражняться в выполнении правил природопользования: в лесу, на лугу мы гости, и вести себя нужно вежливо, не нарушать покоя тех, кто постоянно там живет.

Ознакомление с различными объектами природы во время целевых прогулок является важным средством эстетического развития детей. Восприятие красочных пейзажей, гармонических сочетаний красок у цветов - все это пробуждает у детей чувство красоты, воспитывает любовь к природе. Большую роль в этом играет эмоциональная чувствительность воспитателя, умение не только увидеть красоту природы, но и доступно донести это детям, чтобы привить эстетические ценности, важные не только для эстетического развития личности, но и для хорошего, гуманного отношения к окружающей природе.

Целевые прогулки на природу являются источником обогащения жизнь прекрасным. Обучая детей после прогулок отображать на бумаге природу - цветы, бабочек и т.д., воспитатели формируют их эстетические вкусы, желание создавать красоту вокруг себя. Природа является тем окружением, в котором живут дети, красоту которого воспринимают, она радует глаз, оказывая сильное влияние на формирование их личности.

Пребывание среди природы, влияние природных факторов, активные движения детей во время целевых прогулок стимулируют обмен веществ, закаляют детей. Обязательным условием проведения целевых прогулок является выбор благоприятного с экологической точки зрения маршрута.

Детские сады находятся в различных природных условиях, поэтому определить тематику целевых прогулок нужно, исходя из возможностей природного окружения ДОУ, а также явлений, которые характерны для определенной поры года, наблюдения, которые интересны для детей.

Если недалеко протекает ручей, река, озеро, водохранилище, море, существует прекрасная возможность для проведения туда целевых прогулок.

Чрезвычайно благоприятные условия для целевых прогулок имеют детские сады, расположенные вблизи ботанических садов, которые есть почти в каждом областном центре.

Характерный признак целевых прогулок на природу - неоднородная насыщенность их исследовательским материалом в разные времена года в связи с природными процессами, характерными для нашей флоры и фауны.