Экологическое воспитание в детском саду

(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

экологическое  воспитание в детском саду, экологическое воспитание дошкольников, воспитание детей

Из опыта работы

Н.С. Синицына

воспитатель МБДОУ №39

Экологическое  воспитание  детей - новая  область  дошкольной  педагогики,  теоретическое  и  практическое  становление  которой  осуществляется  в  настоящее  время.

Цель: Развитие   познавательного  отношения  к  окружающей  среде,  становление  эмоционально-нравственных  начал,  привитие  навыков  и  умений  в  экологически  значимой  деятельности.

В ходе опыта я решала следующие задачи.

- Закреплять  умение  правильно  вести  себя  в  природе.

- Дать  представление  о  неживой  природе, ее  влияние  на  растительный  и  животный  мир.

Для реализации опыта я использовала такие  методы и приемы (технология  реализации):

Наглядные:  рассказ,  рассматривание.

Словесные: беседы,  викторины,  игры.

Практические: экспериментально-исследовательская деятельность, наблюдение,  проектная  деятельность,  труд,  природоохранные  акции,  нетрадиционные  способы  изображения природы.

Срок  реализации  идеи: работа  ведется  мною  2  года.

За  это  время    проведены  проекты,  цель  которых:  развивать  у  дошкольников  способность  видеть  разнообразие  мира  в  системе  взаимосвязей  и  взаимозависимостей,  как  основы  интеллектуально-личностного  творческого  развития.

Проект «Калинка» -  его  длительность  с  мая  по  декабрь.

Разработка  проекта  велась  сбором  различной    информации  о  калине.  Изготовление  схем  для  фиксации  изменений  калины   с  сезонными  изменениями;  популяризация  рецептов  оздоровления. В ходе этого проекта я использовала авторские дидактические  игры  «Узнай  на  вкус», « Узнай  по  запаху»,  «Часть  и  целое», «Что  и  как  растет?».  Творческие  работы  детей.

Другой проект «Времена  года. Осень». Он  краткосрочный.

Во время реализации этого проекта ребята знакомились с сезонными изменениями в природе, у растений, их ролью в жизни человека. Для этого были разработаны различные «исследовательские центры».

«Центр науки», где мы рассматривали опавшие листья через лупу,  выкладывали  сериационные  ряды  из  листьев (от  самого  маленького  до  самого  большого) и  т.д.  Измеряли  условной  меркой  количество  дождевой  воды  в  бутылке  и  ведре:  где  больше?  Почему?  Составляли  рассказ  о «превращениях»  деревьев,  о  том,  кто  и  как  готовится  к  зиме.

Другой «центр математики», в котором ребятам предлагалось, сравнить  листья  по  высоте,  ширине, сосчитать семена у растений, количество деревьев с листьями и без, и т.д.

В «центре  искусства»  изготовляли  гирлянды  из  листьев, рисовали  листочки  ладошками  и  пальчиками,  создавали  композиции,  пышные  венки,  султанчики,  украшали  группу.   Наполняли  корзину  опавшими  листьями  и  искали  в  ней  маленькие  игрушки.

Кроме проектной деятельности были  проведены  природоохранные  акции,  цель  которых – формирование  у  детей    и  взрослых  экологической  культуры,  сознания,  мировоззрения.  Это  - «Берегите  первоцветы»,  «Поможем  птицам»,  «Посади  деревце».

Организуя  труд  в  природе,   во время которого  дети  убирают  осеннюю  листву  с  участка,  рыхлят почву  в  клумбах,   сеют семена различных растений, воспитываю у них бережное отношение к природе.

Проводились  в  уголке  природы  фенологические  наблюдения за  прорастанием  лука,  свеклы,  моркови,  зерен  пшеницы.

Всей  группой  мы  готовили  экспериментальный  опыт  «Научим  плавать  яйцо»,  тем  самым  приняли  участие  в  муниципальном  конкурсе  «Я  исследователь».  Наша   воспитанница  Перелыгина  Яна  выступила  с  этим  проектом на муниципальном этапе конкурса,  где  стала  победителем  и  на региональном уровне в  городе  Сочи, став лауреатом.

Провели  ряд экспериментов  с  водой,  песком,  воздухом.

Познакомились  с  Красной  книгой  нашего  Краснодарского  края.  Постоянно проводятся  ряды  прогулок  по  экологической  тропе,  цель которых – познакомить  детей  с  многообразием  растительного  мира (деревьями,  кустарниками,  травами,  цветами);  рассказать  о  взаимосвязи  человека  с  окружающей средой.

Инсценировали  и  показали всем  детям  в  саду   экологическую  сказку  «Золотая  рыбка».

Изучали  экознаки.  Использовав  их  в  дидактической  игре  «Как  вести  себя  в  лесу».

экологическое  воспитание в детском саду, экологическое воспитание дошкольников, воспитание детей

Критерии  оценки  деятельности по экологическому воспитанию детей

В начале работы по реализации проекта многие дети указывали на частичную, несущественную связь данного природного объекта, выделяли  суммарную причину без ее конкретизации, не могли установить причинно-следственные  связи  в  явлениях  природы,  не знали как  правильно  вести  себя в природе, не могли называть виды деревьев, кустарников, рыб,  насекомых, диких  животных.  Не знали о том, какую роль играет природа в жизни человека.

После проведенной работы в ходе совместной  деятельности  воспитателя  с детьми  и  индивидуальной  работы с воспитанниками результаты  улучшились.

Результаты  реализации  экологического воспитания дошкольников

Благодаря  целенаправленной  работе  по  экологическому  воспитанию   дети  стали  намного  наблюдательней  и  внимательней.  У  детей  отмечается  сознательное  отношение  к  наблюдениям,  что  отражается  в речи;  дети  стараются  подробно  рассказать  о  событиях и процессах,  происходящих  в  природе  или  в  ходе исследовательской  деятельности.

Они  стали  подбирать  наиболее  точные  слова  или  словосочетания  для  выражения  своих  мыслей,  научились  самостоятельно  рассматривать  растения,  делать  зарисовки,  схемы,  задавать  вопросы.

Участие  детей  в  проектах   и  акциях   дало  им  возможность  активно  исследовать  понятия  и  связи,  решение  задач  и  проблемных  ситуаций,  относящихся  к  реальной  жизни.  Почти  все  дети  научились,  в  процессе  систематических  наблюдений,  представлять  важнейшие  закономерности  природы:  приспособленности  растений  и  животных  к  среде  обитания,  а  также, в том числе и благодаря изучению экознаков, у  них  возникло  чувство  ответственности  и  правильное  поведение  в  природе.

Большое  значение имеет и то,  что  дети  теперь  не  рвут  растения, не  топчут  их,  а  любуются и  обходят, стараясь не повредить.  Они  стараются  обойти  муравья,  если  вдруг  его  заметят,  или  жучка  посадить  на  дерево  или  кусты,  чтобы  его  никто  не  обидел.  И  это  уже  радует,  что  дети  понимают  ценность  живого,  настоящего.