Развитие гуманистических ценностей личности дошкольника средствами экологического воспитания.

(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

развитие личности дошкольника,  экологическое воспитание

Сохранить окружающую среду и постоянно заботиться о ней - одна из важнейших глобальных проблем современности и завтрашнего дня. Поэтому гражданская зрелость подрастающего поколения включает в себя бережное отношение к природе, ответственность за жизнь всего живого на земле.

Одним из актуальных вопросов, стоящих сегодня перед педагогами всех рангов является поиск новых подходов и оптимальных путей возрождения связей человека с природой.

Нет сомнения в том, что воспитание гражданина надо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте от ласковых маминых рук, бабушкиной сказки, интересной прогулки под руководством хорошего знатока природы, дети могут усвоить уроки Доброты. Еще на руках у матери малыш тянется к яркому цветку, к кошке, птичке. Он с удивлением смотрит на взрослого, ожидая объяснений этим чудесам природы. Нельзя просто запретить малышам рвать цветы, ходить по газонам. Они не осознают своих поступков. Именно сознательное отношение к сохранению природы зависит от понимания связей в природе, ее законов.

Итак, цель экологического образования и воспитания гражданина - это формирование системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного и действенного отношения к окружающей природной среде. Содержание учебно-воспитательной работы детского сада в этом направлении заключается в раскрытии перед детьми многогранной ценности природы.

Важно, чтобы актуальность задач природоохранного воспитания была осознана воспитателями. Чтобы дети полюбили и поняли природу, выросли добрыми и отзывчивыми, надо оживить для них весь мир, заставить заговорить и немой камень, и соломинку, и журчащий ручеек, и бабочку ...

Именно они должны познакомить детей с миром природных ценностей, показать значение природы в жизни человека, выработать новые нормы поведения по отношению к природе. Педагог должен стать для ребенка не только носителем знаний, но и образцом для подражания. Важно так организовать деятельность детей, чтобы через самостоятельные открытия, решение проблемных задач, разнообразные действия с природными объектами они одновременно овладевали новым знаниями, умениями и навыками их самостоятельного приобретения.

Ознакомление детей с природой в детском саду необходимо осуществлять в естественном окружении - в парке, в саду, на цветниках во время работы, во время наблюдений, экскурсий.

Природа прекрасна в любое время года. На конкретных примерах воспитатели показывают детям, что каждое время года по-своему интересно, и свой интерес передают детям, делятся с ними своими знаниями, чувствами. Например, в весенний день, выйдя в парк, предложите детям тихо постоять и послушать природу, оглянуться вокруг. Дети на минуту замирают, а потом наперебой рассказывают кто, что услышал и увидел: как журчит ручеек, поет птичка, пробивается травка, распускаются веточки.

Зимой, когда появляется иней, природа превращается в сказочный дворец Снежной Королевы. Дети смотрят на красоту родной природы. Затем воспитатели отвечают на множество детских «почему?» и «как?». Осенью все деревья одеваются в разноцветные платья. Ее недаром называют золотой. Никакая другая пора не имеет такого богатства, такого высокого голубого неба, по которому проплывают белые облака. Наблюдения можно проводить по несколько раз за одним и тем же объектом, постепенно пополняя знания и представления детей. Во время наблюдения даем возможность самому ребенку сделать маленькое открытие. Ведь сделанное самостоятельно открытие вызывает желание вновь почувствовать радость познания.

Работая с детьми на цветнике, в саду, знакомим детей с цветами, с растениями, с условиями, которые нужны им для жизни. Уже 5-летние дети знают, что на твердой, сухой, не вскопанной земле ничего не вырастет. А если уничтожить, вырубить деревья, негде будет жить птицам, а тогда никто не защитит наши сады от гусениц, а значит, не будет и яблок, а если перед зимними холодами не перенести в помещение цветы, то они погибнут от холода.

У наших маленьких «почемучек» каждое сообщение вызывает действительно цепную реакцию любознательности, а потому воспитатели должны очень хорошо знать родную природу, историю своего края, народные приметы и обычаи, которые всегда тесно связаны с жизнью природы, чтобы точно и доходчиво рассказывать об этом детям, отвечать на их вопросы.

Убирая в парке, воспитатели объясняют детям для чего это нужно, показывают что под мусором, камнями травка бледная, потому что она не может свободно дышать, не видит солнышка.

Знакомя детей с животным миром, рассказываем об их жизни и повадках животных. Животные тоже следят за чистотой своего тела и жилья. Все наблюдали, что кошка чистится своим языком в течение дня несколько раз. Курица выбирает спокойное место и подолгу чистит перья. Она протягивает через клюв каждое перышко, достает грязь, тщательно вытирает свой клюв с обеих сторон о траву или землю. Как и другие птицы, куры любят купаться в мягкой пыли или золе. Мы наблюдали как они набирают пыли под перья, а затем вытряхивают. Кошки, собаки, коровы облизывают свою шерсть языком. Пчелы, осы, шмели протирают передними лапками глаза, очищают от загрязнения усики. Если у животных будут чистые перья, шерсть и их гнездо - они никогда не заболеют.

Эти знания помогают нашим малышам осознавать необходимость сохранения чистоты среды для живых существ и воспитать бережное отношение к ним.

На конкретных примерах показываем детям, что они больше, сильнее животных, растений. А потому должны посочувствовать слабому, позаботиться о нем. Беззащитность растений очевидна - сломанные ветви, вытоптанная трава, изуродованные цветы - удостоверяют это.

Знакомясь с окружающей природой, комплексно подходим к делу, то есть, чтобы у детей формировались эмоциональные ощущения, на основе получения знаний о взаимосвязях в природе. Организуем деятельность детей в природе, в которой они приобретают умения и навыки. В саду можно создать «Экологическую тропинку», что является весомым элементом эколого-развивающей предметной среды дошкольников. Она является той загадочной страной, в которой они узнают о том, что все живое вокруг нуждается в заботе и защите. Воспитываем чувство и понимание того, что каждое живое существо является украшением природы и без нее мир станет беднее и не таким привлекательным. Дети - исследователи, их интересует все. Проводим множество опытов, учим наблюдать, думать, делать выводы.

Во время экскурсий и наблюдений решаем с детьми различные задачи: «Почему бабочки летают над цветами», «Что ищут в траве муравьи», «Почему надо вывешивать кормушки» и т.д.

Используем сравнительные наблюдения в дидактических играх, рассказах. Знакомясь с теми или иными растениями, как с живыми объектами, сравниваем живые и искусственные цветы, здоровые растения и такие, которые из-за недостатка влаги и света болеют, а потом вместе выясняем, как можно помочь таким растениям.

Решаем с детьми различные доступные возрастные проблемные ситуации: скажем, представить, что произошло бы, если бы весной не вернулись с юга птицы (стало бы слишком много насекомых, которые уничтожили бы растения, без растений погибли бы и сами насекомые и животные). Во время прогулок всегда стараемся вместе с малышами помочь природе - высаживаем деревья, поливаем цветы, вырываем сорняки, вывешиваем кормушки, убираем ветки после непогоды и др.

Знакомя детей с природной средой проводим опыты-наблюдения за тем, как растут и развиваются растения, как почва влияет на их рост, какую роль играет вода. Дети знают, что вода - это снег, лед, дождь, роса, туман, пар, иней. Со временем маленькие исследователи понимают, что она бывает в разных состояниях. Мы ее очень широко используем: готовим пищу, стираем одежду, купаемся, пьем, моем пол, поливаем цветы и т.д. Взяв две веточки сирени, мы одну ставим в вазу с водой, вторую - без воды, чтобы дети увидели, что вода позволяет растениям жить и развиваться. Со временем дети на примере с цветком, который стоит ближе к солнышку, и политым, и неухоженным (поставленным ​​на шкаф) тоже убеждаются, что солнце, воздух, почва, тепло, вода очень нужны для жизни растений и животных.

В различных экскурсиях, путешествиях знакомим детей, кто, где живет в лесу, на ферме или в домашнем хозяйстве.

После каждого наблюдения, видим, как эмоционально возбуждаются дети, у них зарождается желание любоваться и наслаждаться разнообразными явлениями и объектами природы и выражать свои чувства средствами художественного слова и искусства. У них уже сформировано гуманное и бережное отношение к миру природы.

Успех воспитательной работы в детском саду зависит от того, как эти требования поддерживает семья. Ребенок должен видеть личный пример родных в отношении к природе. Если родители будут повторять во время прогулок: «Не бегай по траве! Не рви цветы! Не ломай кусты!», А ребенок не понимает, почему, потому что сами родители нарвали большую охапку цветов, а затем выбросили их (они завяли) , ломали ветки, отмахиваясь от комаров ... Почему же теперь нельзя ребенку? Если дома, на огороде или в саду сами посадили и вырастили - нельзя, а если в лесу само выросло и много там - пожалуйста? В детском саду малыши верят воспитателю, но дома с родителями и другими взрослыми действуют так же, как они.

Советуем родителям чаще приобщать детей к посильному труду в природе. Во многих семьях имеются огороды, сады, домашнее хозяйство. Очень хорошо, когда у ребенка есть свои подопечные: цветы, домашние животные, рыбки, за которыми малыш ухаживает, познавая в процессе работы, что именно нужно им для нормального развития. Пусть малыш почувствует ответственность за состояние порученных ему растений или животных. Ни в коем случае нельзя выполнять за него работу, но и ругать не надо, если ребенок забыл полить растение, или разрыхлить землю или покормить животное, - с детьми это случается. Лучше тактично напомнить, а животному посочувствовать в присутствии ребенка.

Советуем родителям: не отмахивайтесь от ребенка, когда он тянет вас, хочет что-то показать, отложите свои дела, посмотрите на первую почку или маленький росточек - порадуйтесь вместе. Чаще читайте детям стихи, рассказы о природе, а затем привлекайте внимание малышей к тому, как точно, образно описано в произведении все, что есть вокруг нас.

Только совместная работа, совместные требования могут привести к желаемым результатам и ребенок осознает, что долг человека - обогащать природу, охранять и защищать ее. А это значит - беречь не что-то вообще, а все растения, каждое живое существо.