Экологическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

(5 голоса, среднее 4.80 из 5)

экологическое воспитание дошкольников

Объективным условием актуализации проблемы экологического воспитания является усиление техногенной нагрузки на окружающую среду, неотъемлемой частью которой является человек. Загрязнение водоемов, воздуха, почвы, неоправданное использования ядохимикатов, катастрофические последствия Чернобыльской аварии - все это свидетельствует о том, что экологические проблемы достигли критической отметки, получили глобальные масштабы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать как экологию личности, экологию души, экологии культуры, основываясь на концепции М. Вересова, в основе которой лежит идея: экологическое образование - привлечение личности к культуре.

Итак, ценностный компонент содержания дает возможность раскрыть детям значение «природы как части культуры», природы как универсальной ценности: эстетической, практической, познавательной; выявлять ценностное отношение к собственному дому - Земле, явлений духовной (сказки, песни, народные игры, обычаи, традиции и т.п.) и материальной культуры; ориентирование детей на культурно-национальные и общечеловеческие ценности в отношении к природе.

Никогда в своей работе по ознакомлении детей с природой, воспитании любви к ней, воспитатель не обходится без художественной литературы, которая способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение, рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них.

Дети охотно воспринимают от взрослых не только справочную информацию об окружающем мире, но и сказки, легенды, песни, стихи о природе. Вот почему почти в каждом детском саду по крупицам собирают этот материал.

При работе на занятиях необходимо предлагать детям разнообразные задания: рассказать о том, что шепчет дерево, каким они видят лето зиму, и т.д. Девочки и мальчики фантазируют, составляют небольшие рассказы, не похожие на рассказы товарищей. Это способствует развитию мыслительных процессов, монологической речи, коммуникабельности.

В содержание бесед о литературных произведениях следует включать вопросы, с помощью которых предсказывается возможное поведение ребенка в подобных ситуациях: «Как бы ты поступил, если бы увидел котенка, попавшего в беду?» Дети, хоть мысленно, но способны противостоять плохому, и в этом ценность их рассуждений.

С детьми средней группы можно провести «Беседу о живой и неживой природе».

Беседа о живой и неживой природе. (Примерный конспект занятия)

Дидактическая игра «Живое – неживое» (средняя группа детского сада)

Цель: Формировать у детей понятие о живых и неживых объектах природы и об их значении для человека, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: Горшки с высаженными семенами и камнем.

Ход занятия:

На столе два горшка.

- Дети, что мы сажали в горшки? (Семечки в один горшок, а камень - во второй). - Что изменилось в горшке, где посажен камень?

- А что изменилось в горшке, где посажено семечко?

(Появился хрупкий стебель, семя проросло).

- Почему семя растет, а камень - нет?

- Потому что семя живое, а камень неживой. Все, что существует в природе, дети, делится на живое и неживое. Что в комнате живое? Что живое во дворе? Есть ли в комнате неодушевленные предметы? Какие неодушевленные предметы имеются на участке?

- Все живое, дети, питается и имеет детей. Это растения, животные, люди. Земля, песок - неживые.

- И живую и неживую природу нужно любить и беречь.

- Могут ли растения, животные и люди жить без воздуха?

Если люди будут заботиться о природе, она всегда будет цветущей и щедрой и всем будет хорошо жить.