Тренинг для старшеклассников: «Толерантность. Учимся понимать и уважать других» - страница 4

(2 голоса, среднее 3.50 из 5)
Индекс материала
Тренинг для старшеклассников: «Толерантность. Учимся понимать и уважать других»
Ход тренига
страница 3
страница 4
страница 5
Все страницы

VI. Упражнение «Ассоциативный ряд».

Цель: усвоить понятие «толерантность», расширить его содержание.

А сейчас «первые» номера создадут одну группу, а «вторые» - вторую. Для того, чтобы расширить свои знания о толерантности предлагаю выполнить упражнение «Ассоциативный ряд». Каждая группа получает задание:

На плакате, который вы получили, где записано слово «толерантность», нужно записать характеристики человека, которые ассоциируются с содержанием понятия «толерантность» и начать с буквы вертикального ряда.

На выполнение 3 мин.

Т - терпеливый

О - осторожный, оптимистичный, объективный

Л - лояльный, любезный

Е - эмпатийный (обращение к толковому словарю)

Р - расчетливый, умный

А - адекватный, аккуратный в отношениях с другими

Н - ненавязчивый

Т - тактичный

Н - нежный

О - общительный

С - сдержанный, сочувственный

Т – заботливый

Ь - мягкость - символ толерантности

Обсуждение:

Каковы ваши впечатления от выполненного задания?

Что нового вы узнали?

Какая из характеристик присуща каждому из вас? Какую бы вы назвали своей?

Возвращение в круг.

VII. Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: закрепить теоретический материал о толерантности.

Всегда ли мы понимаем, что отвечаем за каждое наше слово. Мы отвечаем за то, как нас поняли, за те последствия, к которым могут привести наши слова. Общение будет приятным или неприятным, эффективным или неэффективным - это тоже в первую очередь зависит от каждого из нас. Сейчас мы проведем упражнение «Согласие, несогласие, оценка». (Разделение на три группы). Каждая группа методом выбора получает карточку с заданием.

(Приложение 4).

На выполнение 5 мин.

Каждая группа по очереди вывешивает и представляет результаты своей работы.

Предлагаю вам определить на готовых плакатах те выражения, которые на ваш взгляд можно использовать при толерантном общении (подчеркиваю их на плакатах).

Если участники привели слишком категоричные или агрессивные высказывания, следует отметить, что для толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не оскорбляя других.

Обсуждение:

Чем была интересна данная работа?

После обсуждения демонстрирую на доске материалы приложения к упражнению, в которых можно дописать наработки групп (Приложение 5).

Возвращение в круг.

VIII. Упражнение «Я - сообщение».

Цель: Научить участников выражать свои чувства без критики, оценок, и недовольства.

Информационное сообщение.

Важно уметь проявлять толерантность в общении. Это предполагает не только принятие другого, но и умение поддержать его и помочь. В конфликтной ситуации, когда человек переживает сильные отрицательные эмоции, появляются проблемы с их выражением. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является осознание своих чувств и проговаривание их партнеру. Именно этот способ самовыражения и называется «Я - сообщением».

«Я - сообщение» - это осознание и проговаривание вслух своего положения в связи с ситуацией, которая сложилась. Использование во время общения «Я - сообщений», помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека.

Сравните: «Я очень волнуюсь, когда тебя нет дома в 11 вечера» и «Ты опять пришел домой в 11 вечера».

«Я - высказывание» - это произнесение вслух чувств, которые вы испытываете в неприятной для вас ситуации, признания и формирования собственной проблемы по этому поводу. Использование в речи «Я - высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Использование «Я - высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить. Демонстрирую схему «Я - высказываний». (Приложение 6).

Прошу вас рассчитаться на «первый-второй». Первые номера станьте в внутренний круг лицом к вторым номерам. Сейчас вы разыграете, следующую ситуацию используя «Я - сообщение».

Ситуация. Вы с другом (подругой) договорились встретиться на улице. Вы подождали его (ее) полчаса, а он (она) так и не пришел.

Обсуждение:

Какие высказывания мы преимущественно используем в повседневной жизни?

Трудно ли вам было оперировать «Я - высказываниями»?

Почему это трудно было делать?

Что вы чувствовали, когда к вам обращались с  «Я - сообщением»?

Возвращение в круг.